Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
31 января 2018, 22:35 • Экономика

Перед «Северным потоком – 2» осталось всего три препятствия

Перед "Северным потоком – 2" осталось всего три препятствия

Перед «Северным потоком – 2» осталось всего три препятствия
@ Patrick Pleul/DPA/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Сделан еще один шаг на пути реализации важнейшего для российской экономики проекта – газопровода «Северный поток – 2». Германия выдала одно из ключевых разрешений, имеющих значение для его прокладки. Но этот этап еще нельзя назвать окончательным. Какие еще ступени, кроме чисто технических, необходимо пройти Газпрому, чтобы проект реально начал работать?

В среду от Германии было получено разрешение на прокладку газопровода «Северный поток – 2» в ее территориальных водах. «Это ключевое решение, которое уже сейчас открывает возможность начать строительство самого важного участка нового морского газопровода «Северный поток – 2» в территориальных водах Германии и берегового приемного терминала в Грайфсвальде», – заявил председатель правления Газпрома Алексей Миллер.

Это разрешение на строительство 55-километрового участка газопровода и сухопутной части в районе Любмина вблизи Грайфсвальда. Его выдало Горное ведомство Штральзунда компании – оператору проекта Nord Stream 2 AG. Однако это далеко не единственное разрешение, которое должен получить оператор будущего газопровода.

Какие препятствия стоят на пути начала строительства «Северного потока – 2»?

Во-первых, Германия выдала еще не все необходимые разрешения. «В выданном разрешении речь о терминале и континентальном шельфе, но от Германии потребуется еще одно разрешение от другого ведомства – на строительство в эксклюзивной экономической морской зоне дальше 15 миль до датских вод», – рассказывает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Впрочем, от Германии вряд ли стоит ожидать сюрпризов, и наверняка такое разрешение будет получено.

Во-вторых, должны быть выданы соответствующие разрешения на строительство трубы в территориальных водах Финляндии, Швеции, Дании и России. Газпром рассчитывает получить все эти разрешения в первом квартале 2018 года и уже начать строительство трубопровода, с тем чтобы завершить его к концу 2019 года. Уже к концу 2017 года были подписаны контракты на все основные материалы, оборудование и услуги, необходимые для выполнения строительных работ. Больше половины необходимых труб уже изготовлены.

«По идее проблем с этими разрешениями быть не должно, потому что «Северный поток – 2» практически полностью повторяет маршрут «Северного потока – 1», на который все разрешения были выданы, который уже построен и работает в соответствии со всеми нормами законодательства», – говорит Алексей Гривач.

Риски вмешательства политики в дела «Северного потока – 2» существуют разве что в случае с Данией. Газопровод должен пересечь территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке протяженностью 139 км и пройти мимо острова Борнхольм. Заявка на получение разрешения на строительство трубы и отчет о потенциальном воздействии проекта на природную среду были переданы Датскому энергетическому агентству еще в апреле 2017 года.

Разрешение об одобрении находится в ведении Датского энергетического агентства, и оно может отклонить запрос только на основании экологических соображений. Однако из-за давления США процедура согласования строительства трубы была изменена задним числом. Теперь вопрос строительства газопровода должен одобрить еще и МИД Дании. У ведомства есть возможность отказать, объяснив свое решение внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности. И настроения датских политиков играют не в пользу российского проекта.

Поэтому оператор газопровода уже проработал на такой случай альтернативный маршрут в обход Дании. Он будет длиннее на 10 км, но в масштабе общей длины газопровода в 1200 км это незначительная прибавка.

Сюрпризов от Швеции и Финляндии никто не ждет. В Финляндии решение о разрешении строительства в исключительной экономической зоне требует согласия правительства Финляндии. А премьер-министр страны говорил, что для него главные вопросы – это экология и экономика. По экологическим причинам отказа быть не может: процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) была проведена и всех удовлетворила.

Похожая ситуация и по Швеции – но с одной особенностью. Единственное, летом 2017 года муниципалитет Сольвесборга и окружная администрация провинции Блекинге на юге Швеции обратились в правительство страны с дополнительными требованиями к Nord Stream 2 AG. Они попросили до начала прокладки газопровода в экономической зоне Швеции представить план по освобождению в будущем морского дна от проложенных труб. В проекте «Северного потока – 2» такого пункта нет, ибо вопрос о демонтаже встанет только после истечения срока службы газопровода (это очень не скоро). Ничего страшного в этом не было бы, если бы не требование внести эти изменения до начала строительства. Успеет ли Газпром вовремя внести дополнения и не появится ли новых неожиданных требований у шведов? Маловероятно, но исключать уже ничего нельзя.

«В рамках действующего законодательства разрешения должны быть получены, если, конечно, не будет грубого политического вмешательства», – говорит Гривач.

В-третьих, еще одна проблема – чисто политическая, но не менее важная. А именно – попытки Еврокомиссии при поддержке США, Польши и ряда других стран загнать «Северный поток – 2» в рамки законодательства ЕС. ЕК еще в ноябре составила проект поправок в газовую директиву ЕС. Согласно ним, действие Третьего энергопакета должно распространяться на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок ЕС из третьих стран.

Сейчас «Северный поток – 2» не попадает под положения Третьего энергопакета, так как не проходит по территории ЕС. Если же ЕК добьется своего, то Газпром не сможет быть единоличным владельцем и распорядителем «Северного потока – 2». Плюс по этой трубе придется прокачивать газ независимых от Газпрома производителей. Учитывая огромные инвестиции в этот проект, необходимость отдавать его в чужие руки явно не понравится России. Ведь именно те, кто строил, должны отбить вложения, а не кто-то другой, пришедший на все готовое.

«Это ведет к долгосрочным тяжбам. Наших противников это устроит, потому что у них нет задачи сделать газопровод или его управление лучше. Речь о том, чтобы как минимум затормозить проект, а лучше и вовсе закрыть его», – говорит Алексей Гривач.

Вероятно, Газпром и победит в этих судебных спорах, но вот нормальной эксплуатации «Северного потока – 2» не будет, пока суд не вынесет решение. А это может занять несколько лет. Впрочем, это риски не для начала строительства трубы, а уже при ее эксплуатации.

..............