Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
12 декабря 2017, 18:25 • Экономика

У России и Украины остался шанс на сближение в космосе

У России и Украины остался шанс на сближение в космосе
@ Роскосмос

Tекст: Ольга Самофалова

Один из самых громких и в то же время противоречивых проектов космической отрасли – плавучий космодром «Морской старт» – кажется, близок к реанимации. По крайней мере, собственник проекта, российская компания S7, озвучивает весьма оптимистичные планы. Но для этого ей придется договариваться с Украиной, и это далеко не единственная задача.

Космический «Морской старт», попавший в руки российского частного инвестора S7, поможет выжить украинскому Южмашу. S7 заказала на заводе 12 ракет-носителей «Зенит», чтобы с 2019 года возобновить программу космических запусков. Компания намерена запускать по две–три украинских ракеты в течение четырех–пяти лет, рассказал гендиректор S7 Владислав Филев. Тем самым он подтвердил появившуюся ранее информацию от днепропетровского Южного машиностроительного завода о размещении заказа на 12 «Зенитов» для проекта.

Таким образом, Россия и Украина имеют шанс все-таки найти общий язык в обоюдовыгодном коммерческом проекте, несмотря на все политические распри. Остается лишь найти лазейку для того, чтобы вывести этот заказ из-под санкционного преследования со стороны Киева. Ведь кооперация с Россией по производству военной продукции и продукции двойного назначения запрещена украинским правительством. Вероятно, с этой целью окончательную сборку ракет «Зенит» для запуска с плавучего космодрома «Морской старт» хотят осуществлять в США. 

Впрочем, украинские ракеты, по задумке S7, будут использовать лишь до 2023 года, а после их заменит новая российская ракета. Роскосмос и российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» уже занимаются ее разработкой. S7 готова заказать 50 таких ракет-носителей с опционом еще на 35 ракет, заявил Филев.

Речь идет о перспективной ракете «Союз-5» (другое название – «Сункар»). Ее разработкой займется РРК «Энергия». На ее создание с 2018 года начнут выделяться средства в рамках Федеральной космической программы на 2016–2035 гг., всего заложено 30 млрд рублей. Производством новой ракеты-носителя должен заняться ракетно-космический центр «Прогресс». Первые испытания «Союза-5» запланированы на 2024 год, а первый коммерческий запуск – на 2025 год. Эта ракета будет отличаться от украинской конструкцией второй ступени. Двигатель РД-120, который производился на Украине, будет заменен на российский РД-124а (используют в ракете «Союз 2.1б»). Стартовая масса новой ракеты будет больше, и масса полезной нагрузки вырастет с 13,7 до 17 тонн. 

По словам Филева, себестоимость доставки грузов на орбиту с «Морского старта» не должна превышать 600 долларов за один килограмм сухой массы (ракеты-носителя). «Это та цена, которая будет, безусловно, коммерчески успешной», – считает новый владелец «Морского старта».

Новый владелец «Морского старта» кое-что понимает в космической тематике, так как окончил Ленинградскую военно-космическую академию и восемь лет отслужил в ракетных войсках стратегического назначения в качестве военного инженера в 80–90-х годах.

И Филев очень радовался тому, что на фоне сначала финансовых проблем с «Морским стартом», а потом и сложностей из-за участия в проекте Украины ему удалось войти на космический рынок. Если бы не эта череда печальных фактов, заполучить плавучий космодром «Морской старт» всего за 160 млн долларов частному российскому инвестору вряд ли бы удалось. В свое время в создание и запуск этого проекта было инвестировано 3,5 млрд долларов.

«Морской старт» был международным проектом, созданным исключительно для коммерческих запусков. Он объединил силы и возможности четырех стран – России (РКК «Энергия»), США («космическая дочка» компании «Боинг»), Украины (КБ «Южное» и ПО «Южмаш») и Норвегии (судостроительная компания).

У каждого акционера было то, в чем нуждался проект. Норвежцы из нефтедобывающей платформы сделали космическую стартовую платформу Odyssey, а также сборочно-командное судно Sea Launch Commander. Украинцы сделали морскую модификацию ракеты-носителя «Зенит», а Россия поставляла в Днепропетровск порядка 70% комплектующих для этой ракеты, в том числе двигатель первой ступени и разгонный блок. Россия также монтировала стартовый комплекс на платформу Odyssey на Выборгском судостроительном заводе. Американцы сделали носовой блок полезного груза с обтекателем, искали зарубежных заказчиков и отвечали за маркетинг.

Получился уникальный симбиоз, который сегодня кажется и вовсе фантастическим. Однако проект оказался убыточным. Даже если ничего не запускать, как сейчас, надо тратить десятки миллионов долларов ежегодно только на поддержание плавучей платформы в «замороженном» состоянии. Поэтому к 2009 году «Морской старт» обанкротился, почти все акции выкупила РКК «Энергия», которая поддерживала проект на плаву. Но в 2014 году запуски были прекращены. Главная причина – Киев разорвал кооперацию с Россией, запретив Южмашу работать с российскими компаниями. А без «Зенита», под который в проекте сделано все, запуски сейчас невозможны.

Однако сможет ли новый российский владелец вдохнуть новую жизнь в проект и сделать его коммерчески успешным, учитывая, что с этим не справились четыре страны с куда большими возможностями?

В самой S7 уверяют, что уже имеется достаточно заказов для возобновления проекта. «Куча людей стоит в очереди, мы предлагаем хорошую цену. Прибыль ожидаем, но не сразу. Мы достаточно большие деньги будем инвестировать, но мы понимаем, что мы должны заработать», – сказал Филев.

Однако у проекта изначально так много проблем, что шансы на коммерческий успех ниже 50%, полагает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. «Это и технические, и коммерческие, и политические проблемы. И все их нужно решать, соответственно, шансы на успех падают», – поясняет эксперт.

«До того, как появится «Союз-5», а эта ракета-носитель еще даже на бумаге не существует, «Морской старт» мог бы запускать ракеты «Зенит». Но здесь начинаются вопросы с санкциями и поставками. Потому что «Зенит» собирается на Украине, а двигатели и другие комплектующие поставляем мы. Идут переговоры Роскосмоса и Южмаша в попытке как-то отрегулировать этот процесс. Но говорить, что все решено, еще рано», – говорит Моисеев. Если удастся договориться в ближайшее время, то Южмаш в напряженном графике успеет сделать и поставить первую ракету «Зенит» к 2019 году, добавляет он.

Что касается ракеты-носителя «Союз-5», то сроки ее создания могут быть серьезно сдвинуты. «В рамках федеральной программы до 2025 года изначально предполагалось, что на летные испытания новая ракета должна выйти только в 2026 году, то есть после завершения программы. Но за время ее действия все должно быть подготовлено. Но в этом году было принято решение, что эту работу следует ускорить и вывести новую ракету-носитель раньше, в том числе для «Морского старта», – объясняет Моисеев.

Даже если все эти проблемы удастся решить, остается вопрос коммерческой загрузки.

«Можно примерно на 10 лет вперед сказать, сколько спутников нужно будет во всем мире. Прогноз дает ровно 30 коммерческих запусков спутников в год. Но конкуренция жесткая. «Морской старт» конкурирует с нашим «Протоном» (с космодрома Восточный), с «Союзом» из Куру (космодром во Французской Гвиане) и с запусками американской компании SpaceX, занимающей большую часть рынка. А «Морскому старту» еще потребуется доказать свою надежность», – говорит Моисеев.

Впрочем, здесь S7 может помочь российское государство. По мнению эксперта, оно почти обязательно должно это сделать: «предоставить возможность запускать с «Морского старта» наши спутники по федеральным программам, и на этих запусках продемонстрировать возможность доставлять грузы в космос». «Государству это тоже выгодно, ведь мы тем самым увеличиваем экспорт, приносим деньги в страну», – заключает собеседник.

Рынок коммерческих запусков действительно крайне перспективен и привлекателен. Так, выручка на мировом рынке пусковых услуг превышает 6 млрд долларов в год. США и Европа в прошлом году заработали на коммерческих космических запусках почти по 1,2 млрд долларов, осуществив по 11 коммерческих пусков. Россия сделала два коммерческих пуска, получив доход в 130 млн долларов.

..............