Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
11 декабря 2017, 20:30 • Экономика

Санкции стали влиять на продажу российского оружия

Санкции стали влиять на продажу российского оружия
@ Сергей Бобылев/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Продажи мирового оружия впервые за пять лет снова начали расти. Задают темп США, Россия и Южная Корея. Хотя не хватает Китая, который не был включен в исследование Стокгольмским институтом исследований проблем мира. При этом ряд российских оборонных компаний показали падение. С чем оно связано?

Мировые объемы продажи оружия в 2016 году выросли впервые за пять последних лет, говорится в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI).

Согласно составленному институтом рейтингу 100 крупнейших компаний, их объем продаж вырос почти на 2% – до 375 млрд долларов – по сравнению с 2015 годом. А за 15 лет (с 2002 года) рост составил целых 38%.

В целом данные SIPRI не вызывают сомнений, репутация у института чистая. Однако акценты авторы доклада расставили явно в пользу США и в ущерб России.

Так, эксперты указывают, что больше половины объема продаж приходится на американские компании. Они нарастили их на 4% – до 217 млрд долларов. Российские оборонные компании также нарастили продажи в 2016 году на 3,8%, до 26,6 млрд долларов (это 7,1% от общего объема рейтинга). То есть динамика роста продаж у обеих стран почти одинаковая.

Между тем SIPRI указывает, что ростом продаж США обязаны военным операциям американской армии за пределами своей страны и закупкой американской военной техники другими государствами. А вот в России успехов не видят. Они указывают на то, что пять компаний из России показали увеличение объемов продаж, а другие пять – их снижение. Старший научный сотрудник SIPRI Симон Веземан объяснил снижение темпов роста общими экономическими проблемами, переживаемыми Россией в 2016 году.

На самом деле причины разнонаправленного развития ряда российских компаний немного в другом. Российская экономика в целом в 2016 году уже стала показывать признаки выхода из рецессии, которые окончательно закрепились в 2017 году. При этом проблемы в экономике никак не помешали ряду российских компаний серьезно нарастить продажи оружия.

Так, Объединенная авиастроительная корпорация поднялась в рейтинге топ-100 с 17-го на 13-е место за счет наращивания продаж на 15,6%. Причем если в 2015 году группа ОАК получила убыток в 69 млрд рублей, то в 2016 году она сумела получить прибыль от операционной деятельности – 11 млрд рублей (данные МСФО). Положительные результаты операционной деятельности позволили ОАК в значительной степени покрыть финансовые расходы. В итоге удалось кардинально сократить убыток в 25 раз – до 4,5 млрд рублей, что стало лучшим показателем группы с 2007 года. Иными словами, несмотря на кризис, группа в прошлом году, наоборот, и увеличила продажи, и улучшила свои финансовые результаты.

Рост продаж также показали концерн «Алмаз – Антей» (поднялся в рейтинге с 26-го на 24-е место), корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (сохранила 35-е место), холдинг «Высокоточные комплексы», известный своими комплексами «Искандер-М» (с 52-го на 44-е место), Объединенная двигателестроительная корпорация (с 51-го на 50-е место), Уралвагонзавод (с 69-го на 52-е место). Сохранили свои позиции и те же объемы продаж КРЭТ (53-е место), «Сухой» (53-е место), «Иркут» (63-е место), УМПО (77-е место).

Однако ряд компаний действительно ушли в минус. Падение продаж наблюдается у «Вертолетов России» (опустились в рейтинге с 24-го на 29-е место), у Объединенной судостроительной корпорации (с 15-го на 19-е место) и у Объединенной приборостроительной корпорации (с 50-го на 56-е место).

«Наши продажи связаны с тем, что диктует рынок и политическая ситуация. Когда повышается спрос на определенную военную продукцию, те фирмы, которые могут ее поставлять, показывают рост. Когда снижается спрос, то фирмы показывают падение продаж, – говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. – Конечно, на рынок влияют также экономические санкции и политическое давление. Те страны, которые хотели бы купить наше оружие, боятся это делать, чтобы не попасть под американские санкции».

Однако в каждом отдельном случае падения продаж на это есть причины, и они мало связаны с проблемами в экономике.

Так, поставки «Вертолетов России» действительно показали падение на 11% в 2016 году, тогда же и прибыль упала почти в три раза (данные МСФО). С одной стороны, это объясняется стагнацией рынка вертолетов. «Мировой рынок уже насытился среднетяжелыми вертолетами. А тяжелые вертолеты – это специфический сегмент, в котором, впрочем, мы продолжаем лидировать, но сегодня все больше требуются легкие вертолеты, и тут мы отстаем», – отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

На это могло наложиться и решение Киева прекратить поставки двигателей семейства ТВЗ-117, которые делают на «Мотор-Сич» в Запорожье. Россия, конечно, уже производит альтернативные двигатели как для Ми-8/17 и Ми-28, так и для Ка-27/31. Однако для выхода на те же объемы производства, что и на «Мотор-Сич», который поставлял в Россию в свое время по 600 двигателей, нам может потребоваться еще несколько лет. «ОДК до сих пор исправляет ситуацию после потери украинского «Мотор Сич», – отмечает Андриевский.

Впрочем, в этом году «Вертолеты России» обещают увеличить продажи за счет роста выпуска вертолетов «Ансат», Ка-62 и Ми-38, а также за счет лицензионной сборки Ка-226Т в Индии.

В ОСК, созданной 10 лет назад, так и не научились пока много строить и продавать, несмотря на всю господдержку и гособоронзаказ. Но здесь причины уходят далеко в прошлое, когда этот пласт промышленности был сильно заброшен. Восстанавливать собственное судостроение Россия начала относительно недавно, поэтому отдачи придется еще подождать. «Производство судов – это очень длительный процесс, и наши мощности здесь пока ограничены», – указывает Андриевский.

«В конечном итоге важен не столько объем продаж, сколько размер прибыли, и тут у нас ситуация неважная, судя по таблице SIPRI. Проигрываем американцам значительно», 

– говорит Андриевский. Он указывает на то, что Россия продолжает поставлять оружие в кредит в страны Африки, Венесуэлу, Армению и другие страны, как это делали в СССР. Причем эти сделки важней не в экономическом, а в политическом плане. С другой стороны, Россия потеряла в числе покупателей нашего оружия Украину, Восточную Европу и Прибалтику. Наконец, Россия теряет позиции благодаря выходу на рынок вооружений Китая. СИПРИ не учитывает данные Китая, потому что они полностью засекречены. Но исследователи уверены, что Китай мог бы занять уверенные позиции в числе лидеров.

«Сегодня Китай активно «окучивает» не только большую часть Азии, но и Африку, занимая в ряде африканских стран ключевые позиции, в том числе по поставкам вооружений. Китай не под санкциями, он как бы политически нейтрален, что значительно облегчает ему задачу по покорению мирового рынка», – отмечает Андриевский.

Что касается западноевропейских компаний-производителей, входящих в «первую сотню», то их продажи оставались стабильными и составили в 2016 году 91,6 млрд долларов, что лишь на 0,2% больше показателя 2015 года.

Зато SIPRI отмечает приход новых производителей из других стран, в число которых входят Южная Корея, Бразилия, Индия и Турция. Лидер здесь – Республика Корея, которая в 2016 году показала рост в 20,6%, в денежном выражении ее продажи составили 8,4 млрд долларов.

«Южная Корея – мощная индустриальная держава, которая производит оружие в основном по лицензии США и экспортирует его по разрешению от США. Рост продаж связан с экономическим ростом – они и для себя больше производят, и у них появляются дополнительные объемы, которые могут выбрасывать на мировой рынок. Они таким образом дополнительно зарабатывают. А обострение ситуации на Корейском полуострове заставляет их больше денег тратить на оборону, оборонный заказ и производство своих вооружений», – говорит Алексей Арбатов.

«Южная Корея поняла, что экспорт вооружений – это один из двигателей экономического роста. Другие страны тоже с ростом своего ВВП уверенно входят на этот перспективный рынок. Прежде всего это Индия. Турция в меньшей степени, а Бразилия только пытается», – заключает Андриевский.

..............