Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
20 июля 2016, 17:00 • Экономика

Новый реверсный маршрут Украине мало чем поможет

Новый реверсный маршрут Украине мало чем поможет
@ Str/Zuma/Global Look Press

Tекст: Ольга Самофалова

Киев договорился с Бухарестом о запуске нового реверсного маршрута и теперь рассчитывает, что с осени будет получать газ из Европы не только через Венгрию, Польшу и Словакию, но и через Румынию. Однако радоваться Украине особенно нечему – реверс несет стране одни убытки. Газпром же продаст свой газ в любом случае.

Украина и Румыния подписали соглашение о подключении газотранспортных систем (ГТС) для транспортировки газа в Болгарию через территорию Румынии и в реверсном направлении.

Они делают то же самое, что сделали в отношении Польши, Венгрии и Словакии. Подписывают соглашение, чтобы иметь возможность осуществлять реверсные операции

Cоглашение распространяется на маршрут газопровода, который используется для транспортировки газа с Украины в Болгарию (точка подключения Негру Вода-1) через территорию Румынии, сообщила пресс-служба ПАО «Укртрансгаз».

«Операторы систем планируют обеспечить постоянную и бесперебойную мощность для транспортировки газа в направлении с Украины в Болгарию и бесперебойную мощность для транспортировки газа в реверсном режиме», – говорится в сообщении.

В марте вице-президент «Укртрансгаза» Мирослав Химко сообщал о переговорах с Румынией о возможности начала прокачки газа в сторону Украины с октября этого года после подписания соответствующего соглашения. «Мы уже сошлись во мнении с румынской стороной: будут отдельные газопроводы для поставок в одном и противоположном направлении. В октябре 2016 года у них завершается срок контракта с Газпромом. С того времени они уже смогут работать с нами», – сказал он.

На Украине уверяют, что это соглашение о подключении к международному газопроводу является частью проекта Еврокомиссии под названием «Газовые связи в Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европе» (Central and South Eastern Europe Gas Connectivity, CESEC). Этот проект был запущен в 2015 году для повышения надежности межсетевого подключения в данном регионе. В рамках него объединяются трубопроводы Восточной и Юго-Восточной Европы, в частности между Грецией и Болгарией, Болгарией и Румынией.

Подписанное соглашение между Украиной и Румынией означает появление нового маршрута реверса газа из ЕС. Румынский путь может стать четвертым. Сейчас реверс газа из ЕС для Украины идет по трем маршрутам – из Венгрии, Польши и Словакии.

Румынский реверс

Речь идет о Трансбалканском газопроводе, по которому традиционно идет российский газ через Украину, Румынию в Болгарию. По нему газ получают также Турция и Греция.

Через Румынию по этой трубе идет 16–17 млрд кубометров в год. Румыны фактически осуществляют только транзит российского газа, основной объем берет Турция. Болгария покупает порядка 3 млрд кубометров, Греция – 2 млрд кубов, совсем немного Македония, остальное – порядка 12 млрд кубов – Турция, говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Теоретически объемы транзита через Румынию в Болгарию и далее в Грецию и Турцию могут быть увеличены до 25 млрд кубов, добавляет он.

Практика показывает, что реверсом идет не более 10% от объема транзита, говорит Гривач. То есть речь может идти о реверсе 1,7 млрд кубометров в год в обратном направлении из Румынии на Украину.

«Они делают то же самое, что сделали в отношении Польши, Венгрии и Словакии. Подписывают соглашение, чтобы иметь возможность осуществлять реверсные операции, сделать кольцо на границе», – говорит Гривач.

Как это происходит? «Условная Румыния или Болгария (Турция и Греция) заказывают больше газа, чем им нужно. Потом часть газа возвращается через украинскую границу обратно в украинскую систему, и этот объем Украина может отобрать из транзитного потока для своих нужд. Так работает и реверс со Словакией, Польшей и Венгрией», – поясняет Гривач.

Таким образом, Украина расширяет источники реверсного газа, к трем существующим реверсным маршрутам в октябре может добавиться новый румынский маршрут – реверс по Трансбалканскому газопроводу.

Эти реверсные маршруты уже позволили Украине отказаться от прямых поставок российского газа, за исключением отопительного сезона, когда закупки российского газа все равно возобновлялись. Если бы этого реверса не было, то у Нафтогаза не было бы иного пути, как договариваться с Газпромом.

С другой стороны, реверс не выгоден самой Украине – он выходит, как правило, дороже, чем если бы Нафтогаз покупал российский газ напрямую. Например, в январе этого года средняя цена закупаемого газа в Европе для Украины составляла 231 доллар за тысячу кубометров (это данные МЭР Украины), тогда как прямые поставки из России предусматривали цену в 212 долларов. Во втором и третьем квартале этого года российский газ также обходился бы Киеву дешевле, чем реверс.

Реверсные поставки газа из ЕС для Украины – это, по сути, поставки того же российского газа, только через посредничество европейских трейдеров (а не купленного напрямую у Газпрома).

«В существовании таких схем, возможно, заинтересованы какие-то частные лица, которые зарабатывают на перепродаже», – говорит Гривач. В первую очередь, выиграют от этого европейские трейдеры, которые покупают газ у Газпрома и перепродают его Украине, получая на этом маржу. Одним из таких посредников, например, является компания Trail Stone. В марте прошлого года Киев покупал у нее газ на 94–132 доллара дороже, чем его продавал Газпром. Trail Stone входит в американский частный фонд Riverstone Holdings LLC, который основали выходцы из одного из крупнейших инвестиционных банков мира – американского Goldman Sachs – Пьер Лапьер и Дэвид Люшен.   

#{smallinfographicleft=794420}Впрочем, для Газпрома в целом уход Украины на реверс не означает серьезную потерю объемов поставок. «Для нас это ничего не меняет. Все остается по-прежнему. Чтобы реверс был, Европа должна больше купить российского газа, чем ей нужно самой», – говорит Гривач. Единственное, что в силу экономической ситуации и обвала промышленного производства Украине самой теперь надо меньше газа – потребление резко падает.

Украина проигрывает не только в цене (реверс оказывается дороже российского газа), но и в другом. «У Нафтогаза есть обязательства по отбору российского газа по контракту с Газпромом, где прописан так называемый принцип take or pay. Это означает, что, покупая реверсный газ (а не российский) дороже или примерно по той же цене, что и по контракту с Газпромом, Нафтогаз еще и нарушает соглашение, что является основанием для истребований штрафных выплат. И этот вопрос находится на рассмотрении международного арбитража», – напоминает эксперт ФНЭБ.

По данным на март 2016 года, сумма претензий Газпрома к Нафтогазу в Стокгольмском международном арбитраже составляет 31,8 млрд долларов. Это стоимость недобора Украиной газа за несколько лет, а также штрафные санкции за невыполнение правила «бери или плати». Причем с каждым кварталом сумма претензий Газпрома увеличивается, так как Киев продолжает нарушать договор от 2009 года.   

Раньше реверс из Румынии на Украину не был возможен в силу наличия соглашения Румынии с Газпромом. «Нельзя исключать, что долгосрочный контракт на транзит не позволял совершать обменные операции в обратном направлении (реверс). Его заключили еще в 1996 году, тогда Румыния не была даже частью ЕС и не было таких требований в ЕС», – отмечает Гривач. Теперь Газпром должен будет подписать новый транзитный контракт с Румынией, где не будет пункта, мешающего реверсу. «Новое соглашение потребует корректировки, чтобы соответствовать европейским правилам», – говорит Гривач. Проблем, по его мнению, не должно возникнуть, ибо продление контракта выгодно обеим сторонам: Румыния получает плату за транзит, а Газпром – продолжение поставок в Болгарию, Грецию и Турцию, которые в свою очередь без российского газа не выживут.

Подготовка к зиме под вопросом

Экономически и энергетически правильно мыслить Украине мешает не только русофобская политика, но и приобретенная «денежная» зависимость от международных партнеров. Нафтогазу срочно нужен импортный газ для пополнения подземных газовых хранилищ, где сейчас находится порядка 10 млрд кубов. Это очень мало. Если сравнить с прошлым годом, то в это время в хранилищах было на 2,5 млрд кубов топлива больше, отмечает эксперт Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.

Проблема Украины – в отсутствии денег на закупку импортного газа. У нее одна надежда – на кредит ЕБРР на 300 млн долларов. Вот только тратить эти деньги Киев может лишь на закупку более дорогого реверсного газа, но не российского. Благодаря европейским деньгам Украина как раз возобновила на минувших выходных реверс газа из Польши (до 0,3 млн кубов в сутки) и в четыре раза увеличила импорт из Словакии (до 8,8 млн кубов в сутки).

«Нынешнее увеличение объема закачки по реверсу – это заслуга только данного кредита. Пока там частями используют средства, расписали план до октября, компании ЕС получили право продавать газ», – говорит Корольчук.

На эти деньги Нафтогаз сможет купить в ЕС максимум 1,3 млрд кубометров газа. Плюс Киев сможет закачивать в ПХГ по 0,5 млрд кубометров собственного газа, добываемого на Украине, в месяц. Итого за счет Европы и своих ресурсов до 15 октября закачают 3 млрд кубометров в хранилища, это уже будет 13 млрд кубометров, рассчитал Корольчук. Но и этого недостаточно.

Есть еще обещанный кредит от Мирового банка на 500 млн долларов, но по нему Киев никак не договорится. По словам Корольчука, проблема в том, что Нафтогаз хочет на эти кредитные деньги купить 3 млрд кубометров российского газа, и в ЕС надолго задумались над этим.  

«Насколько мне известно, ЕС и Россия договорились, что Газпром увеличит транзит газа через Украину в ЕС. Это нужно и для увеличения реверса газа на Украину («возвращают» российский газ), и для нужд самих европейцев. По итогам 2016 года Газпром прокачает где-то на 25–30% или на 10 млрд кубов больше газа через Украину, чем в прошлом году», – отмечает Корольчук. 

За счет увеличения транзита российского газа Нафтогаз должен получить дополнительно 300 млн долларов. Этого хватит на закупку еще 2 млрд кубометров газа на зиму при цене в 170 долларов за тысячу кубометров.

«Нафтогаз свои кровно заработанные на транзите российского газа средства должен, по мнению ЕС, потратить на закупку газа в России. Такой круговорот денег в природе получается», – указывает Корольчук.

В итоге Украина сможет закачать около 16 млрд кубометров газа (без кредитных средств от МБ). Но в этом случае сохраняется риск срыва отопительного сезона в Европе в случае холодной зимы. Если Украине удастся-таки договориться по кредиту от Мирового банка и закачать 18–19 млрд кубов в хранилища к середине октября, тогда эти риски будут снижены.

..............