Взгляд
21 мая, суббота  |  Последнее обновление — 05:23  |  vz.ru
Разделы

Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Я эту легкомысленность по поводу жизни в чужой стране замечаю уже давно, задолго до спецоперации – кто-то вдолбил огромной части русской аудитории, что где-то в Европе сплошные сады и земля обетованная. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

Ольга Андреева
Ольга Андреева, Журналист
Если наша культура хочет вернуть себе саму себя, если она не хочет далее длить этот постмодернистский день сурка, ей придется заново учиться думать, чувствовать, страдать, верить в человека и собственную Родину. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский рассказал о провале украинской авиации

    Главная тема


    Кого из командиров «Азова» еще предстоит найти и наказать

    экспорт нефти


    Порошенко предложил перекрыть нефтепровод «Дружба»

    высотный БЛА


    Эксперт назвал беспилотник, поставку которого в войска анонсировал Шойгу

    способ передачи


    Вирусолог объяснил высокий уровень заражения оспой обезьян среди гомосексуалистов

    Видео

    новейшее вооружение


    Украина оттачивает военную мощь России

    экономический рывок


    Как Донбасс поможет развитию России

    истребитель четвертого поколения


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    Цены на пшеницу


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    спецоперация на украине


    Как российская артиллерия проламывает украинскую оборону

    конец постмодерна


    Ольга Андреева: Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

    поколенческий разлом


    Игорь Мальцев: Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

    Хвост виляет собакой


    Ирина Алкснис: Украинцев используют как подопытных кроликов

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Турция дает Израилю шанс стать конкурентом Газпрома

    Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху анонсировал поставки израильского газа в Европу через территорию Турции
       27 июня 2016, 21:15
    Фото: Михаил Метцель/ТАСС
    Текст: Ольга Самофалова

    Примирение Турции с Израилем возродило старую идею Тель-Авива поставлять свой газ через турецкую территорию в Европу. Между тем Анкара уже развивает аналогичный проект с Азербайджаном, и не исключено возрождение «Турецкого потока» на фоне извинений Эрдогана перед Путиным. Анкаре выгодно принять все эти проекты. Однако каковы шансы Израиля в борьбе за европейский газовый рынок?

    Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху анонсировал поставки израильского газа в Европу через территорию Турции, передает РИА «Новости». По его словам, соглашение о нормализации отношений предполагает заключение соглашения по транзиту. «Израильский природный газ может поставляться в Европу через Турцию. Без этого соглашения это было бы невозможно. Речь идет об огромных цифрах», – заявил Нетаньяху в ходе выступления в Риме.

    Это такая сложная игра, которую ведет Турция. По моему мнению, она пропустит через себя все три проекта – не только азербайджанский, но и израильский и российский

    Израиль и Турция шесть лет назад были стратегическими партнерами, но в 2010 году отношения резко испортились. Это случилось, когда израильские морпехи убили десять турецких поддерживающих Палестину активистов, шедших на прорыв блокады сектора Газа.

    Однако в понедельник Израиль и Турция объявили о нормализации отношений после шестилетнего разрыва партнерства: достигнута договоренность об обмене послами, соглашение парафировано и вскоре будет подписано, сказал премьер-министр Бинали Йылдырым.

    О том, что Израиль хочет поставлять свой газ в Европу, Тель-Авив говорит уже несколько лет, уверяя, при этом, что разногласия с Турцией этому не помеха. В последние месяцы такие разговоры участились на фоне политических разногласий России и Турции и снижения закупок российского газа Турцией (в первом квартале 2016 года РФ экспортировала 6,35 млрд кубометров против 7,5 млрд в первом квартале 2015 года).

    Однако в понедельник же стало известно об извинении президента Турции в письме Владимиру Путину за сбитый самолет Су-24 и принесении глубоких соболезнований семье погибшего пилота Олега Пешкова. Эрдоган в письме призвал Россию восстановить дружеские отношения между странами. Если стороны пойдут дальше в этом желании, то это легко может вернуть и прежние отношения в газовой сфере. До конфликта Турция хотела нарастить поставки российского газа и подписать соглашение о «Турецком потоке».

    С другой стороны, даже нормализация отношений России и Турции не исключает желания Анкары поработать с Израилем. Однако Турция как для России, так и для Израиля останется рискованным партнером, учитывая предыдущий опыт сотрудничества.

    Инфраструктура

    Собственно, политические риски транзита газа из Израиля в Европу – один из минусов анонсированного Нетаньяху проекта. Сегодня страны дружат, а завтра – нет.

    «Исламист Эрдоган – не самый желанный партнер для Тель-Авива. Поэтому у такого транзитного проекта – очень высокие политические риски, что негативно влияет на его инвестиционную привлекательность», – считает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

    Политические риски создает не только Турция. «Газопровод можно построить либо по дну Средиземного моря, либо по суше. В любом случае придется столкнуться либо с Северным Кипром, либо с Ливаном и Сирией – ни тот ни другой вариант не выглядят надежными и несут дополнительные инвестиционные риски», – отмечает Андриевский.

    С такими рисками привлечь инвесторов будет непросто. Для сравнения: стоимость похожего проекта строительства TANAP (из Азербайджана в Турцию) оценивается в 10–11 млрд долларов, TAP (из Турции по европейской части) – в 5,6 млрд евро.

    Трубопровод в Турцию и далее в Европу – это еще привязка к конкретному рынку сбыта, в первую очередь турецкому и к рынку стран Юго-Восточной Европы. У Израиля же имеется альтернатива – возможность наладить экспорт куда угодно в виде СПГ.

    «Для Израиля более целесообразно построить СПГ-терминал и наладить экспорт сжиженного природного газа. Затраты на завод могут быть сопоставимы или меньше расходов на строительство трубопровода. Тем более вдоль берега Средиземного моря много терминалов СПГ для приемки такого топлива, они не загружены. Кроме того, за счет продажи СПГ Израиль может быть более гибким, не привязываться к локальному рынку сбыта. А СПГ делает поставки более глобальными», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

    Если Тель-Авив все же выберет трубопроводный проект, то перспективы его реализации уходят все равно далеко за 2020 год.

    «Ведь нужно пройти не только через Турцию, но и построить мощности для транспортировки газа внутри Европы, а для этого надо получить одобрение ЕК, получить определенный статус, как это сделал азербайджанский проект TAP (России такого статуса для OPAL, например, не дали – прим. ВЗГЛЯД). Это все однозначно за пределами 2020 года», – говорит Пикин.

    Для сравнения: впервые о проекте азербайджано-турецкого газопровода TANAP заговорили в 2011 году, до этого обсуждали целесообразность проекта Nabucco, который в итоге похоронен. Только в этом году были приняты принципиальные решения о будущем этого проекта, в частности TAP (продолжение трубы от Турции по европейской территории) только сейчас получил зеленый свет европейских регуляторов (исключение из действия норм Третьего энергопакета ЕС). Первые поставки ожидаются не раньше 2019 года. То есть с момента разговоров до реальных поставок может пройти минимум восемь лет. По сути, проект израильского трубопровода через Турцию в Европу находится сейчас на стадии азербайджанского проекта 2011 года.

    Ресурсная база

    Израиль интересуют поставки газа за счет разработки шельфа в восточной части Средиземного моря, где уже эксплуатируется месторождение Тамар и готовится к вводу месторождение Левиафан (по предварительным данным, содержит 453 млрд кубометров газа).

    На ваш взгляд

     
    Эрдоган принес извинения за сбитый российский бомбардировщик. Изменило ли это ваше отношение к Турции?




    Обсуждение:  177 комментариев
    С разработкой Левиафана возникли проблемы, которые тянулись не один год: антимонопольное ведомство страны отказалось выдавать разрешение на добычу консорциуму компаний по главе с американской Nobel Energy и израильской Delek, так как они получили бы контроль над месторождением Левиафан и его менее крупным собратом – месторождением Тамар. Однако правительство Израиля всячески поддерживало этот консорциум. Противостояние затянулось на несколько лет, Левиафаном же никто не занимался.

    Правда, многолетний конфликт к этому лету удалось разрешить. В мае Нетаньяху представил новое соглашение с Noble Energy и Delek Group о разработке и экспорте газа с месторождения. Оно, судя по всему, устроило всех, так как консорциум в начале июня наконец получил разрешение на разработку Левиафана. В соглашение был внесен пункт, позволяющий будущим правительствам Израиля изменить условия, согласованные с нефтегазовыми компаниями. Это тоже создает риски для добытчиков. Возможно, это связано с тем, что после прекращения дешевого импорта газа из Египта цены внутри страны на газ выросли, но после разработки месторождения Тамар назад не вернулись. То есть импорт газа, как оказалось, был выгодней для израильтян, чем когда страна начала добывать собственный газ.

    И хотя конфликт вокруг Левиафана разрешен, потребуется еще не один год для промышленного освоения месторождения.

    «Проектирование буровой займет не менее года, плюс согласование с разными инстанциями, отвечающими за экологию, транспорт и прочее. Бюрократии в Израиле не меньше, чем в России. Дальше пойдет изготовление платформы, транспортировка, сборка на месте, начало бурения, получение первого газа, увеличение скважин, расширение поля бурения. Этот проект, на мой взгляд, также выскакивает за пределы этого десятилетия», – отмечает Пикин.

    По плану консорциума, первоначально мощность буровой платформы составит порядка 34 млн кубометров газа в сутки, или 12 млрд кубов в год. Затем ее мощности могут быть увеличены до 60 млн кубов в сутки, или 21,6 млрд кубов в год.

    Однако часть добытого газа будет перепродана израильской IPM Beer Tuvia для строящегося нового объекта электроэнергетики. За 18 лет ей намерены поставить до 13,4 млрд кубов.

    Ранее Израиль предлагал Европе 16–17 млрд кубометров в год, вероятно, эти же объемы Тель-Авив готов предложить и сегодня, считает Андриевский. Даже с поставками 10 млрд кубометров азербайджанского газа (плюс 6 млрд для Турции) это несопоставимо с объемами поставок Газпрома в Европу – на уровне 160 млрд кубометров каждый год.

    И наконец, один из важных вопросов – цена проекта. «Сейчас стоимость энергоносителей находится на минимумах, а Израиль добывает газ на шельфе. Шельфовые месторождения одни из самых дорогих в добыче, к тому же энергоносители находятся еще и на большой глубине относительно дна моря, что еще больше повышает себестоимость. В текущих ценах на газ – плюс инфраструктурные расходы, плюс инвестиционные риски, плюс транзитные издержки – проект Израиля по доставке газа в Европу выглядит по меньшей мере очень рискованным», – считает Иван Андриевский.

    Таким образом, позициям Газпрома в Европе в перспективе пяти лет израильский газ не угрожает. Тем не менее исключать поставки израильского газа в ЕС не стоит, конкуренция поставок газа в страны Юго-Восточной Европы и на Балканский полуостров будет возрастать.

    Сложная игра Турции

    Анкара явно сталкивает лоб в лоб сразу три проекта поставок газа в Европу – азербайджанского, израильского и российского. «Не исключено, что Газпром сейчас возродит проект «Турецкого потока» в новом варианте «Посейдон» с выходом в Италию. Не зря же Эрдоган извинился. Это сделано для того, чтобы ликвидировать ущерб, нанесенный турецкой экономике из-за разрыва отношений. И возможная уступка может быть по «Турецкому потоку», – рассуждает Сергей Пикин.

    Проект TANAP и TAP по поставке азербайджанского газа в Европе через Турцию уже получил все необходимое для воплощения.

    «Это сложная игра, которую ведет Турция. По моему мнению, она пропустит через себя все три проекта – не только азербайджанский, но и израильский и российский. Более того, если надо, пропустит и четвертый проект – иранский. Чем больше труб проходит по ее территории, тем более значима роль Турции и тем больше у нее рычагов давления на ЕС. Не только через мигрантов, но и с помощью газовой политики», – говорит Сергей Пикин. Ведь в этом случае через Турцию могут прокачивать больше 100 млрд кубометров газа из разных стран. Это не только отвечает имперским амбициям Турции, но еще и обеспечивает дополнительный доход в виде платы за транзит газа и возможность получать импортное топливо по крайне привлекательной цене.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •