Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
3 ноября 2015, 17:22 • Экономика

Прогнозы ЦБ о курсе рубля вызывают сомнения

Прогнозы ЦБ о курсе рубля вызывают сомнения
@ Christian Ohde/Actionpress/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Российский рубль адаптировался к новым реалиям, заявляет Центробанк. Кроме того, глава ЦБ высказалась о мерах, необходимых для восстановления экономики. В октябре рубль действительно впервые с весны вышел в плюс к евро и доллару. Однако не факт, что российская валюта сможет так же легко пережить декабрь – особенно с учетом политики Центробанка.

Курс рубля должен был адаптироваться к новым экономическим условиям после перехода в свободное плавание, и он это сделал, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Дальнейшего ослабления рубля при сохранении цены на нефть в 50 долларов (базовый сценарий) она не ожидает.

К концу года доллар может вырасти до 67 рублей – это оптимистичный сценарий, или до 70 рублей при пессимистичном развитии событий

Рубль завершил октябрь в плюсе к доллару и евро, и это первый месяц роста нацвалюты с апреля 2015 года. Однако заслуга Банка России в этом минимальна, считает Глеб Задоя из PROFIT Group. Рублю в большей степени помогла стабильность цен на нефть, полагает он.

«Ноябрь при схожих внешних условиях также может стать позитивным для рубля. Но вот сможет ли национальная валюта так же легко и непринужденно пережить декабрь, на который приходятся огромные выплаты по внешнему долгу – вопрос открытый», – говорит Задоя. Тем не менее резкой девальвации наподобие той, что была год назад, эксперты не ждут. Однако многие прогнозируют плавное снижение рубля к концу года.

«Динамика стоимости рубля относительно доллара и евро почти на 80% зависит от движения цен на нефть. Факторов для подорожания или резкого снижения цены черного золота не видно», – говорит газете ВЗГЛЯД Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». Более вероятно, что нефть до конца года будет медленно сползать к 42 долларам за баррель марки Brent, поэтому в ближайшие два–три месяца нацвалюта может упасть до 70 рублей за доллар, ожидает Яковенко. В начале ноября доллар торгуется в районе 62–63 рублей.

К концу года доллар может вырасти до 67 рублей – это оптимистичный сценарий, или до 70 рублей при пессимистичном развитии событий, прогнозирует Задоя.

Что касается цен на нефть, то глава ЦБ уверена, что они будут оставаться низкими в силу идущей структурной трансформации мирового нефтяного рынка. Для российской экономики 2015 год стал годом первичной адаптации к новым реалиям мирового рынка – падению цен на нефть и закрытию внешних рынков, говорит Набиуллина.

Базовый прогноз регулятора на 2016 год – 50 долларов за баррель. Однако у ЦБ есть и пессимистичный прогноз, который предусматривает падение цен на нефть ниже 40 долларов за баррель. В правительстве пока оптимистичней смотрят на вещи. В МЭР ждут в 2016 году 40 долларов за баррель, в ВЭБе – скорее 55–60 долларов.

Банк России против экономического роста

Набиуллина высказала свое видение того, какие меры необходимы для стимулирования экономического роста в России.

«Должно быть сочетание трех элементов экономической политики: консервативной бюджетной политики, сбалансированной денежно-кредитной политики, а также должна быть сильная повестка структурных преобразований», – отметила она.

По ее мнению, переход к свободно плавающему курсу рубля не был «забеганием вперед», иначе регулятору пришлось бы искусственно поддерживать курс нацвалюты, который тогда не соответствовал бы ни цене на нефть, ни отсутствию возможности для российских компаний занимать средства на внешних рынках.

Что касается идеи обязательной продажи российскими экспортерами валютной выручки, к которой призывает, в частности, советник президента Сергей Глазьев, то Набиуллина не видит в этом смысла. ЦБ постоянно мониторит продажу компаниями валютной выручки. «Если бы ввели 50% или сколько там процентов, они бы не стали продавать ее больше», – уверена Набиуллина. 

Для диверсификации российской экономики нужно развивать малый и средний бизнес. При этом Набиуллина признает, что банки неохотно кредитуют этот бизнес, пообещав «постараться найти способы его поддержки».

Между тем единственное, что может сделать ЦБ, это продолжить снижать ключевую ставку, чтобы сделать кредиты дешевле. Однако регулятор в прошедшую пятницу на своем заседании сохранил ставку на уровне 11%. Тем самым регулятор сделал выбор в пользу сдерживания инфляции, а не стимулирования экономического роста. ЦБ, правда, пообещал, что все же снизит ставку на одном из ближайших заседаний. Но многие аналитики не ждут, что это произойдет 11 декабря, скорее теперь уже в 2016 году.

«Ключевая ставка напрямую влияет на стоимость кредитов. Ниже ставка – дешевле кредиты. Текущий уровень ставки располагает к росту сбережений, а не инвестиций, например в промышленность. Зачем предпринимателям занимать деньги сейчас на развитие, если завтра кредиты будут выгоднее? Да и, может быть, ситуация с восстановлением станет более явной? Девиз ЦБ, по всей видимости, звучит так: «Вобьем кол в экономический рост во имя инфляции в 4%», – недоволен политикой регулятора Глеб Задоя.

Впрочем, реальной поддержкой малого и среднего бизнеса может стать лишь снижение уровня ставки ЦБ до 7–8%, считает зампредседателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. «Это позволило бы банкам предлагать доступные кредиты, но, увы, эта же мера может привести в текущих условиях к крушению рубля, поэтому вероятность реализации такого сценария крайне мала», – говорит он.

Тем не менее сейчас, когда появились первые признаки замедления падения российской экономики, дополнительная поддержка от ЦБ в виде небольшого снижения ставки ей бы не помешала.

Сентябрь и октябрь ознаменовали начало восстановления российской экономики. В сентябре ВВП упал лишь на 4,3% против падения на 5,2% в августе. Промышленность стала оптимистичней. Министерство финансов ожидает, что экономика достигнет дна в четвертом квартале 2015 года, после чего перейдет к росту, заявил во вторник Антон Силуанов.

«Если положительные тенденции продолжатся в четвертом квартале 2014 года, то можно ожидать хороших результатов и в 2016 году, и тогда рост ВВП на 2,5% в следующем году становится реалистичным прогнозом», – согласен главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков.

..............