Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
18 ноября 2015, 09:20 • Экономика

Косвенный ущерб от террористов больше, чем прямой

Косвенный ущерб от террористов больше, чем прямой
@ Khalil Hassan/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

До конца просчитать экономические последствия терактов невозможно. Кроме прямого ущерба, который поддается подсчету, есть еще косвенные потери, которые могут быть в десятки раз выше. Но уже понятно, что последние террористические атаки способны серьезно поменять экономическое поведение людей и подорвать транспортный и туристический бизнес в ряде стран.

Недавние теракты в Ливане, Франции и Египте, за которыми стоят боевики запрещенной в России террористической организации «Исламское государство*» (ИГ), могут серьезно ударить по бизнесу и в целом сказаться на экономической ситуации в этих странах.

Ростуризм прогнозирует мгновенное и серьезное падение – на 40% – выездного турпотока из РФ после последних террористических актов в мире

Ущерб от террористических атак делится на прямой и косвенный. Прямые расходы формируются исходя из стоимости разрушений, затрат на восстановление объектов или вывоз людей и багажа, компенсаций членам семей погибших и т. д. Эти потери страны со временем оценят и точно смогут назвать.

Косвенные потери просчитать и предугадать значительно сложней. Долгосрочные последствия для экономики могут в десятки раз превышать прямые потери.

Разные риски

Экономические последствия для Франции и России из-за теракта на российском борту в Египте могут оказаться значительней, чем для Ливана. Причина цинично проста: Россия и Франция входят в число стран, где атаки террористов случаются крайне редко. Тогда как на Ближнем Востоке и в Африке теракт – это не единичный случай, а действительность, с которой многие страны в этих регионах живут из года в год.

В Ливане предыдущий теракт случился буквально в конце августа 2015 года – в Триполи, в 90 км от Бейрута, прогремели два мощных взрыва, унесших жизни 42 человек и оставивших сотни раненых. Конечно, Ливан тоже несет прямые потери от случившегося. Но резкого влияния на поведение потребителей, бизнеса и государства не будет. Всем известно, что это взрывоопасный регион, поэтому бизнес закладывает риски террористических атак, а население уже давно живет в страхе перед угрозой.

В топ-10 стран, имеющих наиболее высокий риск теракта, согласно Global Terrorism Index 2014, составленному австралийским Институтом экономики и мира, входят Ирак, Афганистан, Пакистан, Нигерия, Сирия, Сомали, Индия, Филиппины, Йемен и Таиланд (по убыванию количества терактов в 2013 году). Для стран, охваченных военным или этническим конфликтом, теракты, к сожалению, не новость.#{image=956563}

Для понимания: в 2013 году в Ираке было совершенно почти 2,5 тыс. террористических атак (погибло более 6 тыс. человек, пострадавших более чем в два раза больше), в Нигерии произошло 303 теракта, в которых были убиты более 1,8 тыс. человек, в Йемене – 295 терактов с 291 убитым (данные исследовательской компании Maplecroft). Этим, кстати, и объясняется, почему теракты в Париже и в египетском небе стали более резонансными, чем теракт в Ливане. Уровень террористической угрозы в европейских странах был существенно ниже, никто не закладывал эти риски, планируя свою жизнь, инвестиции и экономические показатели.

Удар по людям и бизнесу

Точно предсказать последствия терактов с экономической точки зрения сложно. Однако опыт показывает, что в первую очередь террористы бьют по транспортной отрасли, торговле и туризму.

Можно ожидать, что в России резко просядут авиаперевозки и снизится спрос на поездки за границу, что грозит новыми банкротствами среди авиакомпаний и туроператоров. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов ожидает «мгновенного и серьезного» – на 40% – падения выездного турпотока. «Такие негативные, страшные события, как теракт, конечно, моментально негативно сказываются на спросе на туристические поездки», – говорит он. Такого же мнения и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. «С самого начала мы говорили, что народ будет ждать результатов расследования этой катастрофы. И если выяснится, что все-таки это теракт, то это посеет сомнение среди туристов, нужно ли ехать куда-либо. Теракты сильно затормозят туристический спрос», – говорит она.

«Я не могу сейчас назвать в процентном отношении (падение спроса на зарубежные туры), но то, что туристы сейчас постоянно звонят в турфирмы, просят перенести даты вылета, заменить направление или вообще аннулировать туры не только во Францию, но и в другие страны Европы, это факт», – сказала пресс-секретарь РСТ.

Убытки авиаотрасли в России составят порядка 90 млн долларов только от ограничения полетов, падение спроса уже составляет 10–15%, подсчитал начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Впрочем, куда большей проблемой для авиакомпаний станут не последствия теракта, а собственное неграмотное хеджирование валютных рисков на фоне обесценивания рубля, считает эксперт. «Практика показала, что все попытки застраховаться от неблагоприятных факторов были крайне неудачными. В результате убытки авиакомпаний увеличиваются из-за роста расходов на лизинг и техобслуживание иностранной авиатехники (другой пока почти нет). Дорожает и топливо на внутреннем рынке из-за инфляции. За год компании могут потерять намного от негативных курсовых разниц больше, чем от санкций: 150 млн долларов», – говорит Ващенко.

Париж потеряет больше всего

В США после теракта 11 сентября 2001 года, когда в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне врезались угнанные экстремистами самолеты, пассажиропоток сократился примерно на 20%, что вызвало серьезные проблемы в американской отрасли авиаперевозок. Люди просто боялись летать. Однако россияне могут быстрее пережить трагедию. «Уверен, что падение авиаперевозок не будет таким существенным, как в свое время в США. Тогда для Штатов это был первый крупный теракт в современной истории. В России многие наблюдают эффект быстрого возвращения к нормальной жизни после терактов», – говорит Александр Купцикевич из FxPro.

Что касается Франции, то здесь также пострадает туристический бизнес. Франция – это наиболее популярное в мире туристическое направление. В 2013 году иностранцы потратили в стране более 42 млрд евро (данные МИДа). Уже сейчас в Париже закрыты для осмотра ряд достопримечательностей, кафе и магазины опустели даже на обычно оживленном проспекте Елисейских Полей, передает Bloomberg.

Вместо типичной толпы покупателей на улицах заметны лишь солдаты в камуфляжной форме. Парижские отели уже начали получать отмены брони номеров от туристов. Падение акций французской сети отелей Accor SA и авиакомпании Air France-KLM также указывают на ожидания проблем в этих сегментах бизнеса в стране.

«Париж является вторым после Лондона городом по числу денег, которые оставляют отдыхающие там туристы. С этой точки зрения падение доходов Парижа может быть существенным. По разным оценкам снижение турпотока может составить 20–30%», – подсчитал Александр Копытов. Однако он считает, что негативный эффект будет недолгим. «Если вспомнить про Лондон, где тоже происходили теракты в 2005 году, уже через год никто не считал город опасным для туристов местом», – напоминает эксперт.

Нельзя не отметить, что теракт против России напрямую затронул также Египет, который живет фактически за счет туристов и перевозок через Суэцкий канал. Только благодаря открытию второго пути по Суэцкому каналу, который даст дополнительный доход, Египет выживет, но уровень жизни местного населения может упасть в два–три раза.

Последствия для экономики#{image=952652}

В целом ущерб в масштабах экономик от единичных терактов не столь существенный. Как правило, из-за теракта ВВП страны теряет сотые доли процента.

К примеру, исследовательская компания RAND в 2011 году рассчитала потенциальную стоимость потерь от террористических атак на примере экономики США. Умеренная террористическая атака может стоить США 0,05% ВВП в год, или более 20 млрд долларов, тяжелый теракт (расчет на примере 11 сентября 2001 года) – 1% ВВП, или около 400 млрд долларов. Сюда включаются годовые потери экономики, затраты на одного пострадавшего, в том числе потери от неосуществленного вклада в экономику, расходы на восстановление инфраструктуры. 

Ущерб от крупнейшего в Западной Европе теракта – подрыва четырех поездов в Мадриде в 2004 году – оценили в 212 млн евро, или 0,03% ВВП страны. Четыре взрыва в Лондоне в 2005 году нанесли ущерб на 465 млн долларов, или 0,02% ВВП.

Европейская валюта сразу оказалась под давлением из-за террористической атаки, тогда как с рублем ситуация иная, в том числе и потому, что доказательство самого факта теракта потребовало времени. Но и подтверждение теракта на самолете А321 лишь косвенно затронуло рубль. «Только как результат более низких цен на нефть вследствие снижения экономической активности и потребления топлива», – говорит Купцикевич. Более того, на фоне совместной борьбы с терроризмом появились надежды на улучшение отношений России с Западом, и это дает определенный позитив для рубля.

Однако после теракта в Париже финансовый аналитик вполне ожидает замедления темпов экономического роста за квартал в Европе в целом и во Франции в частности. Возможно, этот тренд будет длиться и дольше. Потому что Европейский ЦБ в стремлении поддержать экономический рост в регионе может решиться на еще более мягкую денежно-кредитную политику. «И без того были ощутимые шансы, что ЕЦБ расширит программу стимулов в декабре. А теперь эти шансы еще больше выросли. Усиление этих настроений отчасти нашло отражение во вчерашнем сползании валюты», – говорит Купцикевич.

Согласно последним данным, ВВП еврозоны в годовом исчислении в третьем квартале прибавил 1,6%, а ВВП Франции (вторая экономика после Германии в регионе) вырос на 1,2%, что стало самым высоким темпом роста за последние три года. Отмечалось даже снижение уровня безработицы. «Однако после терактов люди, перестав чувствовать себя в безопасности, могут начать сокращать свои расходы. В этом случае ЕЦБ будет вынужден дополнительно смягчать кредитно-денежную политику, что негативно скажется на единой валюте. А на контрасте с предполагаемым ужесточением политики в Штатах евро способен и вовсе упасть ниже доллара», – считает Александр Купцикевич. 

Для рубля это означает, что доллар может подняться выше 70, в то время как евро будет испытывать трудности с ростом выше 75, а впоследствии упасть ниже отметки в 70, не исключает финансовый аналитик.

Российская же экономика страдает куда сильней от других факторов – низких цен на нефть, санкций, структурных проблем. Однако можно ожидать, что проблемы в транспортной и туристической отраслях чуть замедлят начавшееся в третьем квартале восстановление экономики в целом. И, конечно, для российского бюджета, который страдает от снижения доходов в условиях кризиса, появление дополнительных расходов на перевозку багажа из Египта, усиление безопасности и других расходов – это более сильный удар.

Еще одним следствием теракта как для Франции, так и для России может стать увеличение расходов на оборону и безопасность.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............