Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
15 января 2015, 20:26 • Экономика

Новый ответственный за рубль и инфляцию может изменить политику ЦБ

Новый ответственный за рубль и инфляцию может изменить политику ЦБ
@ Российская академия предпринимательства/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Назначение Дмитрия Тулина новым ответственным за рубль и инфляцию в ЦБ РФ породило интригу. Одни расценивают это как знак готовящегося изменения денежно-кредитной политики. Другие – что Тулину придется придумать для России особый метод борьбы со спекулятивным падением рубля и ростом инфляции.

Назначение Дмитрия Тулина на пост первого зампреда ЦБ сразу породило интригу в отрасли, особенно в преддверии очередного заседания ЦБ РФ 30 января. Означает ли его приход изменение политики ЦБ или нет?

Классические методы денежно-кредитного регулирования, которые совершенно справедливо используются большинством центральных банков мира, в России работают со сбоями

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сразу уверила, что изменение в руководстве ЦБ не затронет кредитно-денежной политики регулятора. Однако ЦБ вполне может не раскрывать заранее карты, чтобы выстрелить неожиданно, как это было в декабре 2014 года при принятии решения о повышении ключевой ставки с 10,5% на 17%.

Косвенно это подтверждает и помощник президента РФ Андрей Белоусов, который все же думает, что изменения будут. «Я думаю, что какие-то изменения (в ДКП – прим. ВЗГЛЯД) будут, не случайно это назначение», – сказал он.

О назначении Тулина первым зампредом ЦБ по денежно-кредитной политике объявила накануне первый зампред Ксения Юдаева, сама ранее курировавшая вопросы ДКП. Она сохранит свою должность, но отныне будет заниматься вопросами прогнозирования, стратегии и финансовой стабильности. Тогда как Тулин, финансист с многолетним банковским опытом, уже дважды занимавший пост зампреда ЦБ, займется рублем и инфляцией.

Варианты изменений

Белоусов делает ставку на то, что ЦБ снизит ключевую ставку уже в ближайшие месяцы.

«Должен сказать, что просто новые (они более сложные, чем на предыдущем этапе) задачи возникли перед Центральным банком. Нужно стабилизировать или удержать обменный курс и при этом добиться снижения процентных ставок, потому что при такой процентной ставке ведение бизнеса в России практически невозможно», – сказал Белоусов.

Другой вариант – дальнейшее повышение ключевой ставки. Некоторые экономисты считают это практически неизбежным решением при текущей ситуации. Так, Александр Разуваев из «Альпари» полагает, что новым макроэкономическим реалиям – высокой инфляции и слабому рублю – будет отвечать ключевая ставка ЦБ в 20–25%. Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Михаил Мамонов не исключает повышения ключевой ставки до 34%.

Третий вариант – политика ЦБ не будет изменена и по-прежнему будет заточена под главную цель – удержание инфляции, в чем уверяет Набиуллина. Впрочем, этот вариант не исключает снижения ключевой ставки в будущем, после того как пиковый разгон инфляции прекратится.

Компромиссным вариантом может стать сохранение Центробанком нынешних ставок, но при этом правительство предложит широкие меры поддержки экономики, которые освободят бизнес от удушения, говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

Неожиданный эффект

Поднятие ключевой ставки с точки зрения рыночного механизма – это та мера, которая должна была по рыночной теории и задумке российского Центробанка сбить спесь со спекулянтов на валютном рынке, обваливших курс рубля сильнее, чем девальвационный эффект от падения цен на нефть. Однако эффект оказался противоположным, мера по борьбе со спекулянтами еще больше разогнала спекуляции на валютном рынке, и рубль продолжает оставаться сильно перепроданным и катиться вниз. Цены на нефть тоже падают, но дневные ослабления рубля куда выше, что однозначно говорит о спекулятивном давлении.

Такой эффект оказался неожиданным. В России не сработало то, что работает в других экономиках. Экс-зампред Банка России Олег Вьюгин, возглавляющий в настоящее время совет директоров МДМ Банка, в котором Дмитрий Тулин был членом совета директоров до лета 2014 года, считает, что Тулина назначили как раз для того, чтобы он нашел способ устранить сбои в денежно-кредитной политике ЦБ и заставил инструменты ДКП работать как в развитых экономиках.

«Классические методы денежно-кредитного регулирования, которые совершенно справедливо используются большинством центральных банков мира (таргетирование инфляции, управление процентной ставкой), абсолютно правильные, но в текущей ситуации в России, когда очень низкий инвестиционный интерес к российским активам, эти инструменты работают со сбоями. Задача Дмитрия (Тулина) в том, чтобы понять, насколько радикально здесь нужно двигаться», – прокомментировал Вьюгин назначение Тулина в ЦБ. Ему сложно дать прогноз, как изменится денежно-кредитная политика ЦБ РФ, однако он считает, что какие-то новшества должны появиться. Вьюгин признает, что новому «ответственному за рубль и инфляцию» придется «работать в сложных условиях».

Что не так

Почему произошел обратный эффект от поднятия ключевой ставки? Советник президента России Сергей Глазьев считает, что руководство ЦБ РФ допустило ошибку, потому что витает в фантазиях модели рыночного развития, которую придумали в Вашингтоне. В США она, может, и работает, но в России так – просто поднять ставку и решить вопрос – не получится.

«Вся наша экономика – это один большой спекулятивный рынок, на котором действует громадное количество брокеров и спекулянтов, и фактически вся денежная политика ограничивается одним днем», – говорит Глазьев. Согласно его мнению, в Америке эта мера сработала бы, потому что там большой рынок и много игроков, которые действуют относительно независимо. Однако в России этот рынок полностью манипулируемый, по сути нет никакого рынка свободной конкуренции брокеров, говорит Глазьев.

Брокеру все равно, под какие проценты брать кредиты у коммерческих банков – под 13% или 20% (ключевая ставка 10% или 17% плюс, например, 3% сверху), потому что сегодня на рынке он может заработать 1000% годовых. Спекулянты не пострадали, они по-прежнему берут деньги у ЦБ по операциям однодневных РЕПО, просто теперь под 17%, но за это получают 1000% прибыли. Именно поэтому поднятие ключевой ставки и не сработало, а только раззадорило спекулянтов.

Кроме того, денежные власти России ошибочно считают, что процентная ставка обязательно должна быть выше инфляции, считает Глазьев. По его словам, на практике, особенно в периоды структурных кризисов, регуляторы других стран, например, Японии, Америки и Европы, наоборот, поддерживают процентную ставку ниже инфляции, пока экономика не выйдет из структурного кризиса. Потому что это дает дешевые и длинные деньги предпринимателям реального сектора и создает условия для того, чтобы изобретать новые технологии и развиваться.

Повышение же ключевой ставки не помогло рублю, зато ударило по реальному сектору экономики, работающему при норме рентабельности 8–9%, говорит Сергей Глазьев. Бизнесу перекрыли кислород – доступ к деньгам.

Такой политикой Центробанк России искусственно загоняет финансово-кредитные организации в спекулятивную воронку. «Если у банкира есть вариант заработать 400% прибыли, как это было в прошлом месяце, на спекуляциях против рубля безо всякого риска или вкладывать деньги под 0,3% в реальный сектор с риском не получить их обратно, то любой банкир будет заниматься финансовой спекуляцией. У ЦБ политика не оставляет для банкиров других способов, кроме как спекулировать против рубля», – объясняет Глазьев.

Поэтому ставку надо снижать. Правда, сейчас вряд ли найдется человек, который знает, когда можно будет приступить к снижению ставки, говорит газете ВЗГЛЯД финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

«Пока инфляция набирает обороты, такой шаг по смягчению кредитно-денежной политики будет лишь дополнительно давить на рубль. При сохранении текущих цен на нефть и прочих равных условий инфляция будет набирать обороты до марта-апреля. Значит, до того времени у ЦБ будут связаны руки, ведь высокая ставка сдерживает инфляцию. ЦБ придется ждать, когда будут поступать первые признаки охлаждения темпов роста цен, чтобы основываться на этом в смягчении политики», – рассуждает Купцикевич. В МЭР считают, что в марте-апреле будет пик инфляции в 15–17%.

Вернуть доверие банков

Кроме того, возвращение Тулина в ЦБ (он ранее там работал) также может свидетельствовать о готовности регулятора восстановить коммуникации с рынком, утерянные в середине 2014 года, считает центр макроэкономического анализа Альфа-Банка. Потому что участники рынка не имеют четкой уверенности, что ЦБ полностью контролирует ситуацию. Их надо успокоить.

Приход же Тулина на пост первого зампреда ЦБ явно демонстрирует не только обеспокоенность регулятора в первую очередь кризисом ликвидности, но и понимание того, что возникла серьёзная необходимость в срочном выстраивании более прозрачных коммуникаций с кредитными организациями. «Тулин как раз тот самый человек, который вернет Центробанку доверие банкиров и снимет их напряжение по поводу ожиданий в денежно-кредитной политике и валютном регулировании», – считает президент ФК «ИнвестПрофит» Константин Камбулов.

..............