Основную часть российских команд до сих пор полностью или частично финансируют из бюджета регионов, тогда как во всей Европе (даже в Румынии или Албании) такой практики просто нет. Стоит ли ожидать финансового оздоровления российского футбола?
2 комментарияКаким видят 2015 год либеральные экономисты
Либеральные правительственные экономисты оценили 2015 год
В отличие от экс-главы правительства России Евгения Примакова, который накануне сразу обозначил путь выхода России из кризиса, либеральные экономисты в среду сосредоточились на гадании о том, какой будет цена нефти, а Минфин и МЭР – на споре о бюджетной политике. Однако адекватные прогнозы и обещание действовать, не ожидая высоких нефтяных цен, все же вселяют оптимизм.
На Гайдаровском форуме традиционно выступили либеральные экономисты и министры, которых часто критикуют за то, что они мыслят в противодействие президенту Владимиру Путину.
Если среднегодовая цена в 2015 году окажется на уровне 50 долларов за баррель, то бюджет не досчитается 3 трлн рублей дохода
В противовес неолибералам в правительстве и администрации, как известно, есть советник президента России Сергей Глазьев, а также бывший премьер-министр РФ, академик РАН Евгений Примаков, который спасал российскую экономику в 1998–1999 годах.
Последний накануне буквально всего за 45 минут рассказал, как Россия может выйти из кризиса за два года, как того потребовал Владимир Путин (на организованном по инициативе самого же Примакова заседании «Меркурий-клуба»).
По его словам, властям надо провести реальную диверсификацию экономики, в частности, объявить о проектах реального перехода от сырьевой экономики к экономике с развитием обрабатывающих отраслей и наукоемкой промышленности.
Во-вторых, провести децентрализацию, дать максимальную свободу регионам, в частности, поровну поделить налоговые доходы между федеральным центром и регионами. При этом он просит избегать попадания России в международную изоляцию, не закрывать двери перед США и НАТО, что является довольно спорным вопросом в данной геополитической ситуации, когда Запад сам давит на Россию и изолирует ее.
В целом в сложный период бороться с кризисом либеральными методами, как правило, не получается. Для преодоления его срабатывают более жесткие экономические меры. Поэтому выбор экономической политики на 2015-й и следующие два года важен сейчас как никогда.
Каким видят 2015 год либеральные экономисты
Если нелиберал Примаков сразу обозначил пути выхода из кризиса, либеральные экономисты на Гайдаровском форуме сосредоточились на гадании о том, какой будет цена нефти, а Минфин и МЭР обозначили по-прежнему нерешенный спор о тратах бюджета и резервов.
- Доходы России от экспорта нефти и газа падают
- Начало года может стать непростым для рубля и России
- Россия намерена потребовать все долги с Украины
- Fitch поставило Россию на грань "мусорного" рейтинга
- У девальваций в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане свои особенности
Впрочем, цена на нефть является ключевым фактором для российской экономики, и важно, что прогнозы у либеральных экономистов, в том числе у экономического блока правительства, по ней довольно адекватные.
Прозвучавшие прогнозы на нефть ведущих политиков и финансистов свидетельствуют об адекватном понимании текущей ситуации, плюс прозвучал актуальный вопрос о сокращении бюджета на 10%, считает Юрий Прокудин из Grand Capital.
Также важно было понять, что у них есть понимание, что «так хорошо, как было» в «тучные годы», «уже точно не будет». Эта главная мысль, озвученная главой Сбербанка Германом Грефом, пронизывает все выступления либеральных экономистов на форуме, в том числе Силуанова и Улюкаева.
Все участники рынка сходятся во мнении, что времена «сверхприбыли» от экспорта ресурсов прошли, и если не навсегда, то не менее чем на 3–5 лет, говорит газете ВЗГЛЯД председатель комитета по ТЭК Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Тарабарин.
Экономика России в 2015 году замедлится, вопрос лишь в том, будет это падение менее 1% (если цена на нефть будет 80 долларов) или падение в 3% (при 60 долларах за баррель).
В свою очередь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уверил, что российские власти не будут просто ждать, когда поднимутся цены на нефть. «Богатеющая год от года энергосырьевая экономика осталась в прошлом», поэтому он призвал учиться жить при низких ценах на энергоносители.
При этом Медведев уверил, что кризис не стал неожиданностью, «мы сами понимали в 2014 году, что ровно все так и будет», разве что «с нефтью оказалось чуть более сложно, чем мы ожидали». «От этого не легче, конечно, но там было понятно, чего ждать и чего не ждать. Само по себе это уже неплохо – значит, есть возможность реагировать на все и принимать верные решения», – говорит Медведев.
«Вселяет некоторый оптимизм, что в прозвучавших сегодня мнениях, при расхождении позиций Минфина и Минэкономразвития об ужесточении фискальной политики, выделяется трезвое понимание необходимости проводить эффективные, местами глубокие реформы, менять концепцию развития экономики», – оценивает заявления либерального крыла экономистов Роман Тарабарин.
«Если действующий кабинет министров справится с внутренними разногласиями, сформулирует конкретные глубокие реформы в экономике, судебной системе, государственном управлении, инвестиционной политике, разработает дорожную карту на ближайшие 2–3 года и реализует эти планы, у России есть хорошие шансы выйти из очередной кризисной ситуации с позитивными изменениями внутри страны, которые сегодня необходимы как никогда», – считает Роман Тарабарин.
«Пессимистичные настроения и в экспертном сообществе, и среди экономистов уровня Кудрина, Улюкаева и Грефа неудивительны. Но в то же время есть понимание, что ситуация не катастрофическая, во всяком случае пока все еще можно исправить. При условии, что цены на нефть не упадут существенно ниже 40 долларов за баррель и будут предприняты соответствующие структурные реформы в экономике, удастся выйти на положительные темпы роста ВВП уже в 2016 году», – говорит Платон Магута из УК «Фонд Магута».
Прогноз цены на нефть
В целом в правительстве не верят в самый крайний пессимистичный сценарий о том, что нефтяные котировки могут упасть до 25–30 долларов за баррель, и главное, что они сохранятся на этом уровне.
Между тем глава Минфина Антон Силуанов исходит из довольно пессимистичной оценки среднегодовой цены на нефть в 2015 году – 50 долларов за баррель, которая неизбежно потребует секвестра бюджета. Глава Сбербанка Герман Греф ждет 60–70 долларов за баррель, причем на таком уровне, по его мнению, цена на нефть может находиться несколько лет. Хотя он не исключает, что в 2015 году стоимость может оказаться и ниже – 45 долларов за баррель, и тогда Россию ждет «масштабнейший» банковский кризис.
В свою очередь замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Ведев считает наиболее вероятной среднегодовую цену на нефть в 2015 году на уровне 60–80 долларов за баррель, хотя само ведомство и рассматривает разные сценарии, в том числе вариант среднегодовой цены в 40 долларов. Однако стрессовым сценариям Ведев не доверяет.
Оптимистичный глава МЭР Алексей Улюкаев рассчитывает, что цены на черное золото возобновят рост уже в ближайшее время, а следом и рубль начнет движение в сторону укрепления. «Рубль сейчас недооценен, но это влияние рыночных сил, которое только частично можно предсказать», – сказал министр. «Ближайшие недели должны показать, насколько правильно это суждение», – добавил он.
Бюджет и резервы
В вопросе секвестра бюджета и траты резервов Минфин и Минэкономразвития по-прежнему спорят.
Минфин. Если среднегодовая цена в 2015 году окажется на уровне 50 долларов за баррель, то бюджет недосчитается 3 трлн рублей дохода, заявил министр финансов. По его словам, в такой ситуации государство не может тратить столько же, сколько и при цене на нефть в 100 долларов. «Иначе мы проедим резервы, а потом будем занимать у Центрального банка, и это приведет к инфляции, а инфляция – это индексация расходов и вхождение в так называемый инфляционный штопор», – рисует последствия такой ошибочной политики Силуанов.
Минфин говорит, что предложит Госдуме сократить расходы на все бюджетные расходы на 10%, кроме защищенных расходов на оборону. Но замечает, что на самом деле этого недостаточно.
Силуанов назвал просто абсурдом тот факт, что бюджет в 2015 году предусматривает рост расходов на 11,7%, когда идет снижение темпов роста экономики. Да, у России есть серьезные резервы, но быстро их потратить, а потом надеяться на авось – это недальновидная политика.
Поэтому сокращение расходов в 2015 году – неизбежная необходимость. И хотя Силуанов назвал расходы на оборону и социальные программы «чрезмерными», трогать их пока Минфин не будет.
Однако Силуанов считает, что в этом году неправильно стремиться к индексации заработных плат для бюджетников на уровне фактической инфляции. Иначе это раскрутит инфляционную спираль, которая будет только способствовать проеданию Резервного фонда за 1,5–2 года. В этом году инфляция обещает быть высокой. Пика инфляции в 15–17% МЭР ждет в марте–апреле (в 2014 году – 11,4%).
Минэкономразвития. В свою очередь глава МЭР Алексей Улюкаев призывает не экономить, а тратить накопленные средства Резервного фонда и ФНБ на покрытие недостающих доходов бюджета. Министр экономического развития посчитал, что их хватит с лихвой на целых три года – на 2015–2017 без дополнительного урезания бюджета.
Так, общий объем этих двух резервных фондов составляет сейчас порядка 10 трлн рублей, обязательства ФНБ под будущие инфраструктурные проекты составляют 1,7 трлн рублей. «То есть 8,3 трлн рублей – это ликвидные активы. Если мы считаем, что финансовый разрыв у нас будет в 2015 году 3 трлн, то этих резервов хватит на три года равных по параметрам 2015 году. Однако бюджетное правило на 2015–2016 годы предполагает резкое изменение уровня расходов и сокращение финансового разрыва. То есть резервов в любом случае будет более чем достаточно», – сказал министр.