Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
4 августа 2014, 22:40 • Экономика

Белоруссия торгует российским

Лукашенко решил помочь Украине российским топливом

Белоруссия торгует российским
@ Пресс-служба Президента Республики Беларусь

Tекст: Ольга Самофалова

Проблемы с топливом, которые испытывает сейчас Украина, могут быть решены Белоруссией. По крайней мере, об этом прямо заявил белорусский лидер Александр Лукашенко. Существенно нарастить поставки бензина Белоруссия может только в ущерб российским интересам. В подоплеке странного заявления Лукашенко разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Глава Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно пообещал президенту Украины Петру Порошенко помочь нефтепродуктами для приближающейся уборочной кампании, «несмотря на внутренние потребности».

Это шантаж Москвы с целью получить некоторые финансовые преференции. Белоруссия достаточно часто так делает, особенно когда ситуация в ее экономике сложная

Белоруссия традиционно поставляет нефтепродукты на Украину, однако в этом году поставки в первом полугодии снизились, и Украина действительно начала испытывать проблемы.

Но сближение двух глав государств выглядит в нынешней ситуации крайне странно. Лукашенко, давая обещания Порошенко позаботиться о нефтепродуктах для Украины, ни слова не сказал о российских потребностях в бензинах. Тогда как белорусские НПЗ получают сырье из России, причем беспошлинно. И по межправсоглашению с Москвой Минск обязан часть нефтепродуктов возвращать обратно в Россию.

Ежегодно Белоруссия импортирует беспошлинно до 22 млн тонн нефти из России, из которых только 7 млн тонн закупает для внутреннего потребления. Оставшуюся нефть Белоруссия перерабатывает для экспорта. При этом при реэкспорте этих нефтепродуктов Минск обязан уже заплатить пошлины в российский бюджет.

Россия в любом случае оказывает финансовую помощь Белоруссии, которая оценивается почти в 2 млрд долларов ежегодно, а с учетом увеличения с 1 февраля российской пошлины на импорт нефти безвозмездная помощь Белоруссии выросла до 2,3 млрд долларов.

Таким образом, Белоруссия как партнер России по ТС, а также страна, которой Москва предоставляет как безвозмездную помощь, так и кредиты, может поддержать Украину, которая отказалась от интеграции в ТС в пользу ассоциации с ЕС, да еще и крайне недружественно действует по отношению к РФ.

Лукашенко не говорит, насколько собирается увеличить поставки нефтепродуктов на Украину, однако существенно нарастить их Белоруссия может только в ущерб российским интересам и ее топливному рынку.

Чего добивается Лукашенко

«Скорее всего, это попытка Минска шантажировать Москву с целью получить некоторые финансовые преференции. Белоруссия достаточно часто так делает, особенно когда ситуация в ее экономике сложная», считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Минск испытывает проблемы с ликвидностью, также идут переговоры с российским Уралкалием и шли переговоры о финансовой поддержке Минска, выдаче новых кредитов.

Однако не факт, что шантаж окажется эффективным. Белоруссия сильно зависит от российского рынка, в том числе от российских нефти и газа. Лукашенко вряд ли пойдет на сотрудничество с Украиной в ущерб России. К тому же экономическая выгода от увеличения поставок бензина на Украину неочевидна. А украинские сельхозпроизводители еще не факт, что будут в состоянии заплатить за белорусский бензин.

«Есть большие риски неплатежей за топливо со стороны украинских сельхозпроизводителей. Они серьезно перекредитованы, и не факт, что им удастся реализовать весь товар в России. А для выхода на европейский рынок потребуется переход на европейские стандарты и время», отмечает Абзалов.

При этом, по его мнению, расчет может быть именно на решение проблем с урожаем, и вряд ли речь идет о поддержке военной операции на Украине. «С точки зрения ведения войны важней не бензин, а авиакеросин, мазут и солярка. К тому же проблема военной операции не в топливе, а в низкой численности украинских войск и вооружения. Бензином эти проблемы явно не решить»,  считает Абзалов.

Как ответит Россия

Поэтому Россия вряд ли будет беспокоиться о белорусском демарше. Тем более Москва, по его словам, может достаточно эффектно отыграть это информационно.

У России здесь будет публичная и непубличная стратегия поведения. «Что касается публичного поведения: Москва выдержит паузу, возможно, будет какое-то умеренно-негативное заявление, но жестких заявлений не будет. Она использует это для того, чтобы показать, что Россия, в отличие от Вашингтона и Брюсселя, использует политику мягкой силы, а не жесткого принуждения в отношении своих союзников. Непублично Россия напомнит Белоруссии о стратегической значимости партнерства, о необходимости согласованности действий и вообще о том, что Минск еще должен отдавать нам кредиты», рисует перспективы Абзалов.

Впрочем, политик не исключает, что этот демарш мог быть даже согласован с Москвой. «Потому что ситуация на Украине именно с сельским хозяйством очень сложная, и если она не соберет урожай, то может начаться дефицит продовольствия», не исключает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«У нас нет задачи заморозить или обезглавить Украину. Для чего нужны нефтепродукты – чтобы собрать урожай, чтобы население с голоду не умерло. Мы же не против украинского народа. Поэтому от того, что Порошенко и Лукашенко договорились, никакого ущерба России не будет. Более того, доход будет и для белорусского, и для российского бюджетов», считает также директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Если у Белоруссии будут «лишние» нефтепродукты, то она сможет увеличить поставки бензинов на Украину, и Москва не будет возмущаться. К тому же дефицита топлива в России сейчас нет, нефтепереработка внутри страны растет, а экспорт топлива сокращается.

Россия будет выполнять роль наблюдателя ровно до тех пор, пока Минск не начнет исполнять обещания Украине в ущерб российским интересам и российскому топливному рынку, соглашается замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Нарастить объемы поставок можно по-разному. Едва ли стоит говорить о том, что объемы из Белоруссии на Украину увеличатся кратно. Потому что белорусская нефтепереработка сидит на российской нефти. Можно просто восстановить предыдущие объемы, которые в этом году упали. Можно увеличить на 5%, что практически незаметно будет», рассуждает Пасечник.

В первую очередь Белоруссия будет удовлетворять собственные нужды в топливе, во вторую очередь – потребности России, а Украина по-прежнему будет стоять на третьем, а то и на четвертом месте (после экспорта нефтепродуктов в Европу).

#{ussr}Однако эксперт сомневается, что у Минска найдутся невостребованные объемы в ближайшие несколько месяцев, за счет которых он мог бы как-то серьезно нарастить поставки на Украину. «В августе и сентябре главные НПЗ Белоруссии встают на плановые ремонты. Как можно говорить о росте экспорта, если заводы будут по сути остановлены?» удивляется Пасечник.

Ситуация с топливом на Украине

Белоруссия действительно создала топливные проблемы для Украины. Ранее в белорусских и украинских СМИ появилась информация о том, что спецэкспортер нефтепродуктов «Белорусская нефтяная компания» уведомила своих украинских контрагентов о невозможности поставок топлива в объемах, предусмотренных в договорах. Речь шла о сокращении в августе поставок на 2030% от договорных. В БНК объяснили снижение объемов остановкой в августе на плановый ремонт белорусских НПЗ в Новополоцке и Мозыре.

Директор консалтинговой группы компаний «А-95» (Украина) Сергей Куюн подтверждает, что Украина действительно сейчас испытывает дискомфорт с ресурсным обеспечением, и главным образом из-за Белоруссии. По его словам, белорусские и украинские компании подписывают, как правило, годовые контракты по нефтепродуктам. «Каждое лето эти контракты срываются, потому что белорусы отправляют больше топлива в Россию»,  говорит Куюн.

«Традиционно летом в России возникает нехватка топлива. Между Россией и Белоруссией есть межправсоглашение, согласно которому в обмен на поставки российской нефти белорусы обязуются возвращать часть топлива в Россию. Обычно на эту квоту закрывают глаза, но в периоды сезонного напряжения Россия начинает забирать белорусские нефтепродукты. Сейчас это привело и к росту цены на украинском направлении», рассказывает украинский эксперт.

Дополнительное давление на рынок нефтепродуктов на Украине оказал еще один фактор – внезапная остановка группой «Приват», подконтрольной олигарху Коломойскому, всех автозаправок, а это 22% АЗС на Украине.

По оценкам Куюна, накопительный баланс рынка нефтепродуктов в первом полугодии текущего года уменьшился на 15,3% до 3,56 млн тонн. За указанный период баланс бензинов сократился на 22%, до 1239 тыс. тонн, дизтоплива – на 11,3%, до 2329 тыс. тонн. При этом в июне баланс бензинов сократился более существенно на 35%, до 255 тыс. тонн, а баланс дизтоплива на 4,3%, до 394 тыс. тонн. С учетом резкого сокращения поставок белорусских бензинов в июле по итогам января июля можно ожидать еще более существенного падения балансов, ожидает эксперт.

Цены на топливо на Украине остаются выше российских. Так, цена на А-92 на Украине уже увеличилась до 1,26 доллара за литр, на А-95 до 1,25 доллара за литр.

Украина на 85% зависит от импорта нефтепродуктов. 40% потребностей обеспечивает Белоруссия, 25% собственные украинские НПЗ (Кременчугский и Шебелинский), порядка 10% Литва и Польша, остальные 25% приходится на сухопутные и морские поставки из разных стран Европы (Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии, Греции и т. д.).

Сергей Куюн считает странным заявление Лукашенко. «Во-первых, у нас нет никаких межправительственных соглашений, и поставки топлива полностью регулируются коммерческими контрактами. Все это решал рынок», говорит Куюн. Кроме того, в этот период возрастает потребность не в бензине, а в дизтопливе, а проблем с дизтопливом никаких нет. «Но дизтоплива на Украине достаточно, потому что его Россия не покупает у белорусов. У России своего дизтоплива много», говорит Куюн.

По словам Сергея Куюна, в прошлом году нехватку объемов из Белоруссии Украина решила за счет морских поставок нефтепродуктов из Европы, где бензина в избытке. В этом году Украина также надеется решить проблему путем увеличения импорта через морские порты, плюс Литва уже пообещала в августе поставить в три раза больше нефтепродуктов, чем обычно. Поэтому Куюн не думает, что ситуация на Украине дойдет до острого дефицита бензина.

Более того, Киеву тесное сотрудничество с Минском невыгодно в политическом плане. «Это сближение не решит вопрос газоснабжения, но лишний раз ослабит позицию Порошенко на Западе Украины. Потому что президент Украины взаимодействует с «последним диктатором свободной Европы», как за глаза называют главу Белоруссии. Украина показывает единство с членом Таможенного союза, а в политическом плане это не самая удачная политика в преддверии избирательной кампании в парламент. А с учетом обострения газовых переговоров осенью с Россией не факт, что Порошенко и потом станет с распростертыми объятиями вести переговоры с Белоруссией», считает Дмитрий Абзалов.

..............