Андрей Быстрицкий Андрей Быстрицкий Переформатирование мира требует времени

Мы живем на планете с невероятной коммуникационной связанностью, фантастически быстро развивающимися технологиями и прочими чудесами современного мира. Все это требует нового мироустройства.

0 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Начнет ли Трамп Третью мировую в Иране

Возможны действительно тектонические изменения в большой политике так называемого Запада, который начнет распадаться на традиционную Европу и ту глобалистскую помойку, в которую ее превращали последние лет тридцать.

5 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Грузии предстоят самые важные выборы

Победа здравых сил в Грузии – условие необходимое, но пока недостаточное для формирования общей созидательной повестки в отношениях Москвы и Тбилиси. Но это будет шагом в правильном направлении.

2 комментария
20 июня 2014, 16:30 • Экономика

Решение без колебаний

Газпром отказывается от украинских подземных хранилищ газа

Решение без колебаний
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

В Газпроме объяснили, почему отказались от одного из соглашений с Украиной по поводу прокачки газа – по поводу компенсации так называемых суточных колебаний. Это, вопреки утверждению Нафтогаза, не увеличивает, а наоборот – уменьшает транзитные риски для европейских потребителей. Сам же Нафтогаз действительно остается в проигрыше – и финансовом, и моральном.

Накануне «Нафтогаз Украины» заявил о намерении компании «Газпром экспорт» расторгнуть с предприятием «Укртрансгаз» договор, который предусматривает «компенсацию украинской стороной суточных колебаний потребления газа в Европе». По данным «Нафтогаза Украины», действие договора будет прекращено с 23 июня.

Нафтогаз спекулирует мнением, что украинские ПХГ якобы нужно заполнять для того, чтобы Газпром смог обеспечить надежные поставки газа в Европу через Украину. На самом деле это заблуждение

«Газпром экспорт» подтвердил разрыв соглашения, действовавшего с 2010 года. Компания поясняет, что этот договор на оказание услуг по поддержанию режима поставок газа между «Газпром экспортом» и Укртрансгазом использовался редко. Объемы, которые он обеспечивал, не превышали сотых долей процента от транзита, отмечается в сообщении.

Предстоящей зимой компания будет использовать мощности европейских подземных хранилищ газа (ПХГ) для компенсации отдельных пиков спроса и не рассчитывает в этом вопросе на возможности ГТС Украины. Для этого Газпром принял решение увеличить закачку газа в европейские ПХГ в летний сезон 2014 года, заявил «Газпром экспорт».

Украина сразу раздула из мухи слона в своих политических целях, причем, по традиции, подменяя понятия. В Нафтогазе заявляют, что решение о расторжении договора «не имеет экономического обоснования и увеличивает риски невыполнения Газпромом своих обязательств перед европейскими покупателями».

«К аналогичным рискам надежности работы ОАО «Газпром» на европейском направлении ведет и создание российской компанией препятствий по формированию достаточных резервов газа в подземных хранилищах Украины», – сказано в сообщении. Председатель правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев считает расторжение договора «очередной попыткой лоббирования «Южного потока».

На самом деле Нафтогаз лукавит, и поставкам российского газа зимой в европейские страны по-прежнему не угрожает ничего, кроме самой Украины. Нафтогаз спекулирует мнением, что украинские ПХГ нужно заполнять – якобы для того, чтобы Газпром смог обеспечить надежные поставки газа в Европу через Украину. На самом деле это заблуждение.

«В ПХГ на Украине газ закачивает Нафтогаз, а не Газпром. Потому что этот газ нужен зимой самой Украине. Если бы украинские ПХГ нужны были Газпрому для того, чтобы обеспечивать транзит газа в Европу, то сам Газпром закачивал бы этот газ и платил за его хранение в ПХГ Нафтогазу», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Как известно, Газпром отправляет свой газ транзитом через Украину в Европу (это транзитный поток) плюс газ для самой Украины (импортный поток). Сам Нафтогаз Европе газ не продает, только Газпром. Схема транзита такова: на российско-украинской границе Газпром передает газ Нафтогазу, который прокачивает его по украинской ГТС на границу с Европой, где передает транзитный газ обратно Газпрому. И там уже Газпром передает его европейским потребителям. Украина должна вернуть тот же объем транзитного газа, что и получила.

Для собственных нужд Украина использует газ из импортного потока, за который должна платить (чего не делает, долг перед Газпромом за полгода составляет уже 4,5 млрд долларов). По этому каналу вентиль сейчас перекрыт, он будет открыт только при авансовой оплате за поставки.

«Зимой потребности в газе у украинских потребителей возрастают до такой степени, что им не хватает ни собственной добычи, ни объемов импорта из РФ по контракту. Киеву нужны дополнительные объемы газа, которые должны храниться в украинских ПХГ», – говорит Алексей Гривач. То есть Нафтогаз покупает российский газ и заполняет им свои ПХГ не для Европы, а для удовлетворения собственных возрастающих потребностей. ПХГ же легко пополняются летом, когда спрос на газ невелик.

Формально зимой Нафтогаз проводит свои манипуляции с транзитным газом, пока он транспортируется по украинской территории. Украина берет часть газа из транзитного потока себе, но компенсирует отобранный объем газом из своих ПХГ. То, что по дороге из России в Европу Украина провернула какие-то манипуляции с российским газом, не суть важно. Главное, чтобы Газпром получил на границе с Европой такой же объем транзитного газа от Киева, который он отправил на границе с РФ.

Украине такие манипуляции просто технически удобней, так как отпадает необходимость прокачивать часть транзита с востока на запад. Ее ПХГ находятся на западе и ближе к Европе, а большая часть украинской промышленности, которой нужно много газа, – на востоке. Таким образом, газовым поставкам Газпрома в Европу через Украину может помешать только сама Украина. Если в ее ПХГ нет газа, то зимой украинским потребителям его будет не хватать. У Нафтогаза будет выбор – либо оставить свое население мерзнуть, а заводы – останавливаться, либо воровать газпромовский газ из транзитной трубы, который идет в Европу. В этом случае Газпром будет закачивать один объем газа по транзитному потоку, а получать на выходе меньший объем. Нарушает транзитный договор от 2009 года никак не Газпром, а именно Нафтогаз. И все обратные заявления – лишь политическая попытка выйти сухими из воды.

Соглашение, которое было подписано в 2010 году, касается не всего транзита газа, а отдельно балансировки поставок газпромовского газа в Европу при резком похолодании в Европе.

«Газпром условно поставляет через Украину 300 млн кубометров газа в сутки в Европу. Но, допустим, в Европе неожиданно резко похолодало, и она просит Газпром на завтра дать ей не 300, а 320 млн кубометров. Увеличить объем газа для Газпрома не проблема, но сделать это он может не на завтра, а только на послезавтра, потому что дополнительный газ должен пройти долгий путь, например из Уренгоя или из хранилищ на территории России. Здесь вопрос не в объемах, а в скорости доставки газа», – рассказывает Алексей Гривач.

«Вот для того, чтобы Европа получила необходимые 320 млн кубов газа в срок завтра, Газпром и просил Нафтогаз поднять чуть больше голубого топлива из хранилища и дать ему эти 20 млн кубов газа завтра. Потом, когда дополнительный российский газ доходит до Украины, Нафтогаз оставляет себе эти 20 млн кубов», – поясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Таким образом, Нафтогаз выручал Газпром на один день при сильных холодах в Европе. В ответ за эту помощь Газпром не только возвращал эти 20 млн кубов газа, но и платил за оказанную услугу дополнительные деньги (это нормальная практика). И, конечно, такие случаи происходят не всю зиму, а лишь в некоторые особо холодные дни.

Однако с момента подписания соглашения о балансировке поставок газа Газпром нарастил свои мощности ПХГ в Европе и построил «Северный поток». Поэтому теперь Газпром может оперативно удовлетворять возросшие суточные заявки европейских потребителей самостоятельно, и расторжение договора «Газпром экспорта» с Укртрансгазом никакой опасности для поставок российского газа в Европу не несет. Закрытие транзита газа через Украину это также не означает.

Украина же возмущается расторжением соглашения с «Газпром экспортом», во-первых, потому, что лишается дополнительных денег, а главное, лишается даже формального права заявлять о том, что помогает Газпрому обеспечивать надежный транзит газа в Европу. Если в Европу станет поступать меньше газа зимой, то это будет означать только одно – Киев начал воровать российский газ, идущий в Европу. И винить Европа может только одну Украину.

..............