Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
3 апреля 2014, 20:50 • Экономика

Украина ничего не гарантирует

Киев вновь отказался платить России по старым газовым долгам

Украина ничего не гарантирует
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Гарантии, которые давала Украина по сделкам корпорации, принадлежащей Юлии Тимошенко, недействительны, а значит, Киев ничего Москве не должен. Это решение киевского суда стало очередным примером широко употребляемой Украиной практики жить за чужой счет и никогда не расплачиваться.

Хозяйственный суд Киева отменил собственное решение двухлетней давности, согласно которому Украина должна была выплатить Минобороны России 3,24 млрд гривен в качестве долга, накопленного корпорацией «Единые энергетические системы Украины». По текущему курсу Нацбанка Украины это около 290 млн долларов.

Оба эти долга – старый перед Минобороны и новый перед Газпромом – объединяет одно обстоятельство. И в том, и в другом случае Украина не заплатила за российский газ

Минобороны России в сентябре 2012 года выиграло в этом же Хозяйственном суде Киева иск на эту сумму. Киев уже даже начал отдавать этот долг, правда, явно с этим не спешил. За два года Минобороны РФ получило из госбюджета Украины всего 38,678 млн гривен (3,44 млн долларов), что составляет чуть более 1% от всего долга. Это показывает, насколько быстро Украина выполняет решения своего суда.

У Украины в целом всегда было очень странное отношение к долгам вне зависимости от того, кто стоит у руля. Взять хотя бы самый свежий пример: долг государственного «Нафтогаза Украины» перед Газпромом растет в геометрической прогрессии. На сегодня он достиг уже 2,2 млрд долларов, сообщила в четверг газовая монополия. Украина не смогла вовремя расплатиться даже тогда, когда ей была предоставлена беспрецедентная скидка на газ в 35% (в первом квартале газ для Украины стоил всего 268,5 доллара за тысячу кубометров) плюс было выделено Россией 3 млрд долларов кредита (в декабре 2013 года). Неудивительно, что Газпром в четверг призвал Нафтогаз к немедленной оплате долгов.

Более того, при такой хронической задолженности министр энергетики Украины Юрий Продан не стесняется говорить о возвращении цены на газ в 268,5 доллара за тысячу кубометров. «Наверно, это та цена, которая полностью удовлетворяла Российскую Федерацию. И наверно, можно и необходимо вести переговоры сегодня о возвращении этой цены», – заявил в четверг Продан.

Эта скидка, которая была дана по результатам договоренностей Януковича и Путина в декабре 2013 года, с 1 апреля была отменена Газпромом. Главная причина – невыполнение обязательств по выплате долгов за газ и по своевременным платежам.

Оба эти долга – старый перед Минобороны и новый перед Газпромом – объединяет одно обстоятельство. И в том, и в другом случае Украина не заплатила за российский газ. И возвращать за него деньги она может годами, даже если суд примет решение оплатить.

«Если у должника нет средств, то его никто не может заставить выполнять решение суда быстрее. А если при этом платежи периодически поступают, то сослаться на злостное невыполнение решения суда или уклонение от такого исполнения не получится в принципе. В результате должник может выплачивать свой долг еще много лет и не нести за это ответственности», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт проекта «Общественная Дума» Алексей Борисов.

Давняя газовая история

История появления долга ЕЭСУ уходит в далекий 1991 год, когда Юлия Тимошенко вместе с мужем Александром Тимошенко и другом семьи создали «Корпорацию украинского бензина». Уже через четыре года эта компания превратилась в промышленно-финансовую корпорацию «Единые энергетические системы Украины» из 20 предприятий, которая ко всему прочему стала главным импортером-трейдером российского газа.

В 1997 году корпорация договорилась с Россией о бартерной сделке: Москва поставляет газ, а ЕЭСУ за это отправляет Минобороны РФ строительные материалы, мебель и другую продукцию своей корпорации. Юлия Тимошенко возглавляла корпорацию с 1995-го по 1997 год до того момента, как стала премьер-министром. После нее ЕЭСУ возглавил ее муж.

Однако после того как президент Леонид Кучма уволил премьер-министра Павла Лазаренко, при поддержке которого Тимошенко начинала свой бизнес, у корпорации начались проблемы. В частности, Налоговая инспекция наложила миллиардные штрафы за неуплату налогов. Проблемы у корпорации прямо коснулись договоренностей с Россией, так как с 2000 года ЕЭСУ прекратила выполнять соглашение о поставках продуктов производственно-технического назначения для нужд российского военного ведомства в обмен на поставленный газ.

Таким образом корпорация и задолжала эти 3,24 млрд гривен российскому ведомству. По тем временам это было 400 млн долларов (сейчас 290 млн долларов).

Когда ЕЭСУ обанкротились, Минобороны РФ стало главным кредитором корпорации. Если у банкрота нет имущества, чтобы расплатиться по долгам, на этом все, как правило, и заканчивается. Однако этот случай был особый, потому что Россия соглашалась на бартер с корпорацией под гарантии украинского правительства. В этом случае долги корпорации обязаны перейти на государство. Факт доказательства существования этих гарантий и стал главным в расследовании по иску Минобороны РФ в 2012 году в киевском суде.

В 2012 году российской стороне удалось доказать, что украинское правительство предоставило гарантии по обязательствам ЕЭСУ. Вывод о гарантиях был сделан на основании писем за подписью занимавшего на тот момент пост премьера Павла Лазаренко бывшему главе российского правительства Виктору Черномырдину. В ходе суда рассматривались копии этих писем.

В 2014 году юристы правительства продемонстрировали Хозяйственному суду Киева письмо Государственной архивной службы Украины от 16 октября 2013 года, в котором говорилось, что у них нет никаких документов, подтверждавших гарантии правительства республики по обязательствам ЕЭСУ. И на основе этого суд отменил свое предыдущее решение.

Стоит отметить, что напоминание Минобороны РФ о долге ЕЭСУ стало основанием для заведения уголовного дела на Юлию Тимошенко в 2011 году. Тогда Служба безопасности Украины и обвинила ее в уклонении от уплаты налогов и в попытке хищения бюджетных средств. Однако 28 февраля этого года сразу после насильственного захвата власти на Украине сподвижниками Тимошенко это дело было закрыто.

Нужны оригиналы писем

Чтобы все-таки вернуть долг, Минобороны России придется оспаривать решение Хозяйственного суда Киева в Апелляционном хозяйственном суде Киева. Затем уже решение Апелляционного хозяйственного суда Киева, если оно не удовлетворит апелляционную жалобу, можно оспорить, подав кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины, отмечает Алексей Борисов. Однако в данной ситуации лучше воспользоваться вторым вариантом и подать иск сразу в международные инстанции, например Международный коммерческий арбитражный суд, Европейский суд и т. п.

Однако для доказательства правоты Минобороны необходимо предоставить оригинал писем Лазаренко Виктору Черномырдину, которые доказывают факт наличия гарантий по обязательствам ЕЭСУ. Потому что, как указывает адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев, с юридической точки зрения пересмотр дела из-за вновь открывшихся обстоятельств и отмена судом своего же решения – вполне распространенная практика.

«Отсутствие этих писем в Государственной архивной службе Украины является важным аргументом. Если решение суда пересматривалось по заявлению кабинета министров Украины на основании вновь открывшихся обстоятельств и оказалось, что нет ни оригиналов, ни заверенных копий важнейших доказательств, то при пересмотре дела может быть принято решение, противоположное первому. Это вполне правомерно», – говорит Соничев.

..............