Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

5 комментариев
10 декабря 2014, 16:30 • Экономика

Украинские ТЭС отчаянно борются с угрозой полной остановки

Украинские ТЭС отчаянно борются с угрозой полной остановки
@ Mykola Swarnyk/wikipedia.org

Tекст: Саша Иванов-Петров

Украинские ТЭС уже вторую неделю балансируют на грани полной остановки. Пока этого удается избежать только потому, что руководство станций продолжает экономить на поставках электроэнергии потребителям. А главное – чудом успевает получать дефицитный уголь за считаные дни перед остановкой всех энергоблоков.

Ситуация с нехваткой угля на Украине обрела поистине устрашающие масштабы. Впервые за пятнадцать лет страна превратилась из экспортера в импортера этого ресурса. Эксперты каждый день подсчитывают оставшиеся запасы, однако уже сейчас ясно, что угольная промышленность держится на последнем издыхании.

Ряд украинских ТЭС продолжают функционировать только потому, что импортный уголь успевает прибывать в момент истощения последних запасов угля

На прошлой неделе, 3 декабря, пять украинских ТЭС оказались на грани срыва работы из-за дефицита угля. На Змиевской, Углегорской, Луганской, Приднепровской и Криворожской ТЭС угля оставалось всего на четыре дня, на прошедших выходных им грозила остановка. Нехватка электроэнергии усугубилась еще и аварией на Запорожской АЭС, на которой была остановлена работа одного из блоков.

На данный момент украинские ТЭС продолжают работу, однако наблюдающиеся по всей стране аварийные отключения электричества свидетельствуют о том, что ситуация с энергоресурсами по-прежнему не решена. Ряд украинских ТЭС продолжают функционировать только потому, что импортный уголь успевает прибывать в момент истощения последних запасов угля.

Змиевская ТЭС, поставляющая электричество в Харьковскую, Сумскую и Полтавскую области, уже перешла в режим работы только одним блоком, фактически обеспечивая электроэнергией лишь близлежащие районы. Запасы угля на утро 4 декабря составляли 8 тысяч тонн. Однако в последний момент перед отключением был доставлен уголь из ЮАР. В ноябре поставщик из ЮАР отказался поставлять уголь на Украину из-за коррупционного скандала и неоплаты Киевом очередной партии. На Змиевскую же ТЭС просто дошла ранее оплаченная партия угля по заключенному еще в августе контракту на поставку 250 тыс. тонн африканского угля. По словам директора Змиевской ТЭС Игоря Бабенко, при условии работы одного энергоблока поступивших запасов может хватить на два месяца. Однако ранее сообщалось, что зимой должно работать минимум три блока, иначе станция замерзнет.

Углегорская ТЭС, которая находится в ДНР и обеспечивает электрической энергией наиболее промышленно развитые северо-восточные регионы Украины, также продолжает работу. Персонал станции утверждает, что функционирование ТЭС обеспечивается углем, добывающимся на территории ДНР и ЛНР. По словам сотрудников, отключения электроэнергии, наблюдающиеся в запитываемых станцией районах, происходят из-за повреждений ЛЭП в связи с обстрелами украинской стороной. Энергоресурс же поставляется руководством республик по мере необходимости. Официально руководство станции не комментирует ситуацию.

Луганская ТЭС, питающая энергией дома более 1 млн жителей Луганской области, имела на 3 декабря всего 2 тыс. тонн угля, чего при минимальной загрузке хватило бы на одиндва дня. Холдинг «ДТЭК Востокэнерго», владеющий электростанцией, согласовал доставку угля из принадлежащих ему шахт в Ростовской области, однако составы с углем задерживались на границе. Но 6 декабря, в день прогнозируемой остановки станции, застрявшие 50 тыс. тонн угля из РФ все-таки добрались на станции ДТЭК. Дальнейшую работу электростанции частная компания Максима Тимченко планирует осуществлять также благодаря энергоресурсу из России.

На Криворожской ТЭС, которая помимо самого города обслуживает шахты и комбинаты региона, ситуация еще хуже. Там из 10 блоков работает всего два, а накануне Криворожский городской совет заявил, что запасов топлива хватит на три дня. Предприятия Кривого Рога перешли на аварийный режим потребления энергии, отключена значительная часть оборудования, что позволяет отдать сэкономленную электроэнергию на нужды населения.

На Приднепровской ТЭС, которая обеспечивает теплом четверть домов Днепропетровска, а током – три из четырех квартир, ситуация ненамного лучше. Ради экономии угля там уже вынуждены были отключить два энергоблока. Заместитель главного инженера по эксплуатации Приднепровской ТЭС Сергей Фесак сообщил 6 декабря, что «фактически без отсутствия стабильных поставок угля данного запаса хватит на 45 суток», то есть до 1011 декабря. По его словам, при работе трех блоков станции мощностью по 150 мегаватт станция потребляет в сутки около 5 тыс. тонн угля.

Другие электростанции Украины также работают в условиях жесточайшего дефицита энергоресурса. Стремительно снижавшиеся в последние дни запасы угля на Трипольской ТЭС заставили погасить два котла, что привело к падению мощности вдвое до 400 МВт. На данный момент станция работает составом в четыре раза меньшим, чем штатный. Вследствие этого население Киевской, Житомирской и Черкасской областей вынуждено по нескольку часов в день обходиться без электричества. Председатель Федерации независимых профсоюзов Украины Михаил Волынец прогнозирует работоспособность станции до 13 декабря. Трипольскую ТЭС будут стараться всячески поддерживать поставками в связи с тем, что она обеспечивает электроэнергией центральные области страны, считает глава комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин.

Кураховская ТЭС также работает все эти дни на остаточных запасах. Ее остановки, как и на Луганской ТЭС, удалось избежать буквально в последний день благодаря поставкам российского угля для «ДТЭК Востокэнерго», задерживавшегося на приграничных территориях. В настоящий момент Кураховская ТЭС поставляет тепловую энергию населению и предприятиям города Курахово в Донецкой области.

Обеспечивающая электроэнергией Зуевку, Харцызск, Зугрэс, Шахтерск Зуевская ТЭС, по словам сотрудников, испытывает сложности в работе из-за повреждений ЛЭП. Функционировать электростанции удается благодаря запасам угля, находящегося в ЛНР.

На электростанциях «ПАО Донбассэнерго» (Старобешевская и Славянская ТЭС) из двенадцати энергоблоков в работе находятся всего четыре. Славянская ТЭС, которая находится на подконтрольной Украине территории, на данный момент не функционирует. Однако в «Донбассэнерго» планируют запустить ее 31 декабря.

#{ussr}Эта станция может работать исключительно на том угле, который добывают в Донбассе. Поэтому украинская компания заключила контракт на поставку угля из ДНР – с республиканской шахты «Снежноеантрацит». Это первый случай покупки угля Украиной в непризнаваемой ею народной республике. Однако заключенные договоры на поставку угля имеют разовый характер, неофициально говорят работники электростанций. В качестве возможного поставщика для Славянской ТЭС рассматривается также частная шахта «Свердловантрацит», принадлежащая «ДТЭК Востокэнерго».

Ни Украина, ни энергетические компании страны не заключают долгосрочные договоры на покупку крупных партий угля, что создает риски для нормального функционирования электростанций. На складах станций должны быть как минимум месячные запасы угля. По мнению экспертов, причины данного решения кроются в политических амбициях нынешнего руководства страны.

Согласно словам Ивана Надеина, общая нехватка энергетических ресурсов составляет 1 млн тонн угля ежемесячно, что эквивалентно 3000 МВт электроэнергии. «Отключение ТЭС, отсутствие подачи энергии – крайняя мера, которой всеми возможными силами нужно избежать, поскольку это повлечет за собой катастрофические последствия для всей экономики Украины», – говорит Надеин.

Помимо непосредственной нехватки угля, ситуация осложнена также остановкой одного блока Харьковской АЭС из-за аварии. Во-вторых, рядом судебных разбирательств. В понедельник было возбуждено уголовное производство против должностных лиц Центрэнерго, в ведении которой находятся Змиевская, Углегорская и Трипольская ТЭС, а 5 декабря генпрокуратура задержала директора компании «Укринтерэнерго», отвечавшей за покупку угля в ЮАР.

Чтобы спасти энергобаланс, Украина должна импортировать уголь из России. Перспективы будущих энергетических соглашений с ЮАР остаются туманными. Поставщиками угля могли бы стать Болгария или Румыния. Однако единственным действующим вариантом, способным хоть как-то поддержать на плаву топливный баланс Украины, по мнению Надеина, остается уголь, экспортируемый из России. Киев уже это осознал. Но, как писала газета ВЗГЛЯД, проблема может быть в отсутствии денег у Украины, так как российские поставщики угля требуют частичной предоплаты за поставки.

Впервые в современной истории Украина также хочет импортировать готовую электроэнергию из России. Министерство энергетики и угольной промышленности уже разрешило закупку половины недостающей электроэнергии в РФ. Украина рассчитывала на начало поставок еще 15 ноября, однако «одним из условий импорта из России является также обеспечение Крыма», говорит министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Украина в условиях нехватки мощностей вынуждена ограничивать поставки электроэнергии в Крым, как и украинским потребителям по всей стране, сказал он. Таким образом, Киев, вероятно, не хочет гарантировать крымским потребителям достаточные объемы электроэнергии в обмен на поставки угля из России.

Вторым вариантом могли бы стать поставки угля из ДНР и ЛНР. Там на складах находится 2 млн тонн угля. Однако Украина не хочет покупать этот уголь, считая его своим. «Это неприемлемо и невозможно. Такого не будет», – сказал в понедельник вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко. Тогда как этот уголь добывается шахтерами ДНР, и дарить его Украине они не собираются. Единственной компанией, собирающейся закупать уголь у республик, несмотря на высказывание Кириленко, является Донбассэнерго, владеющая Старобешевской и Славянской ТЭС. На такой шаг Киев решился потому, что в противном случае станции точно остановятся.

Сообщения об угрозе дефицита угля на Украине начали поступать еще летом. Однако за прошедшие четыре месяца ситуацию не удалось решить, более того, проблема стала более масштабной и системной. Предотвратить ее помешали разногласия между ресурсными монополистами, национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, и министерством энергетики и угольной промышленности. Каждая сторона отстаивала свои интересы, что привело к полному провалу в вопросе обеспечения угольным топливом. Несмотря на угрозу дефицита, ни правительство, ни угольные компании не смогли найти общий язык относительно поставщиков ресурса, распределения ответственности и прибыли. Согласно мнению Надеина, если бы подготовка к данной ситуации происходила заранее, это могло бы обеспечить ежемесячную экономию угля примерно на 150 тыс. тонн, что, соответственно, снизило бы нынешний дефицит.

Таким образом, для поддержания отопительных мощностей хотя бы на минимальном уровне правительству Украины приходится рассчитывать исключительно на уголь из России. Учитывая, что сотрудничество с ДНР и ЛНР правительством Украины не рассматривается. Потому что в народных республиках условием продажи угля является остановка военных действий.

..............