Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
25 ноября 2014, 14:48 • Экономика

Саудовская Аравия мутит воду вокруг решения ОПЕК

Саудовская Аравия мутит воду вокруг решения ОПЕК
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Заседание ОПЕК во многом определит, вернутся ли цены на нефть на комфортные 100 долларов или, наоборот, просядут ниже 80 долларов за баррель. Но даже за два дня до совещания остается неясным, к какому решению придет картель. Главная загадка – Саудовская Аравия, которая либо играет против США, либо вместе с США против России.

Цены на нефть Brent держатся в районе 80 долларов за баррель в ожидании того, что же решат страны ОПЕК в четверг на совещании в Вене. К 8.40 мск фьючерсы на Brent подешевели до 79,60 доллара за баррель, а фьючерсы на WTI слегка подорожали – до 75,85 доллара.

Саудиты вряд ли настроены против США, для этого у них просто нет причин. А вот продолжать дружбу, корни которой уходят на десятилетия назад, им по-прежнему выгодно

Четкого понимания, что предпримет ОПЕК, сейчас нет, потому что нет единого понимания среди 12 членов картеля. Иран, Ливия, Венесуэла и Эквадор призывают других участников картеля снизить добычу, чтобы остановить снижение цен. Однако Кувейт считает сокращение маловероятным. Но самое главное, что Саудовская Аравия, крупнейший в ОПЕК производитель, до сих пор так и не высказала четкую позицию по этому вопросу. Зато с октября она снижает цены по азиатским контрактам, начав ценовую войну.

Члены ОПЕК либо договорятся снизить квоты на добычу нефти, либо нет. В снижение добычи верят немногие. Даже министр энергетики России Александр Новак оценивает такую вероятность как невысокую. «Ситуация довольно сложная. Многое будет зависеть от позиции Саудовской Аравии. Дождемся 27 ноября, и тогда можно будет точно сказать, что будут предпринимать страны. В целом вероятность того, что договорятся, есть, но невысокая», – заявил Новак. При этом, по его словам, по сравнению с тем, что было 10 лет назад, роль ОПЕК гораздо ниже. «Многие страны просто эти квоты не соблюдают, демпингуют по ценам между собой. Это нельзя назвать сговором, это можно назвать конкуренцией», – сказал он. У России возможностей влиять на мировые цены на нефть нет.

Бездействие ОПЕК на заседании 27 ноября вызовет дальнейшее падение цен на нефть, однако их рост в перспективе станет стимулом для увеличения добычи сланцевой нефти, что вновь вернет рынок к ценовому диспаритету, отмечают эксперты одного из ведущих европейских инвестбанков Saxo Bank.

Если ОПЕК решит сократить добычу больше чем на 0,5–1 млн баррелей, то это может вызвать рост цен на рынке и восстановить их диапазон недалеко от тех значений, которые были еще несколько месяцев назад, говорит стратег и директор отдела биржевых продуктов брокерской компании Saxo Bank Оле Слот Хансен. «Но тем самым ОПЕК косвенно окажет поддержку растущей добыче сланцевой нефти в США и через год столкнется с аналогичной ситуацией падения цен на нефть», – добавляет эксперт.

При этом аналитик не исключает, что ОПЕК может пойти на серьезное сокращение объемов производства до тех пор, пока не будет восстановлен баланс между спросом и предложением.

По его словам, испытывающие затруднения члены ОПЕК, например Венесуэла, Ливия и Иран, хотят от ОПЕК снижения добычи, но сами они вряд ли смогут уменьшить производство, потому что отчаянно нуждаются в любом доходе. «Более богатые нефтедобытчики, а именно Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия, в большей степени готовы отдать бразды правления в руки рынка, чтобы он установил новый ценовой диапазон», – пояснил эксперт. Кто победит, станет понятно только в четверг.

Между тем не совсем понятно, что (или кто) движет саудитами, которые демпингуют и не хотят снижать добычу. Экономическая причина в том, что на фоне роста добычи как странами ОПЕК (Иран, Ирак и Ливия), так и странами, не входящими в организацию (США), саудиты не хотят терять свои позиции экспортера, свои доли рынка. На рынке ходят в основном две спекулятивные версии: либо Саудовская Аравия сбивает цены на нефть под давлением США и играет против России, либо саудиты ради собственной выгоды и лидерства на нефтяном рынке бьют по конкурентам, в том числе по Ирану и США, а в Россию попадает рикошетом.

Если взглянуть на факты, то вторая версия выглядит маловероятной, поэтому на первый план выходит первая – сговор Саудовской Аравии с США против России. Саудиты вряд ли настроены против США, для этого у них просто нет причин. А вот продолжать дружбу, корни которой уходят на десятилетия назад, им по-прежнему выгодно.

Американский рынок был для Саудовской Аравии главным рынком сбыта для своей нефти. После сланцевой революции США резко подняли добычу сланцевой нефти и сократили ее импорт. США стали добывать почти 9 млн баррелей в сутки, став третьим после Саудовской Аравии и России производителем нефти. В итоге импорт нефти из стран ОПЕК в США упал до 30-летнего минимума. В августе доля ОПЕК в нефтяном импорте США упала на 40% – до 2,9 млн баррелей в сутки. Это самый низкий показатель с мая 1985 года, отмечает FT.

Однако США сокращают импорт из ОПЕК не в ущерб Саудовской Аравии, что наталкивает на мысль о закулисной договоренности с США. Наибольшие потери от «сланцевой революции» среди стран ОПЕК несут Алжир и Ливия, но Саудовская Аравия и Венесуэла сохраняют сильные позиции, передает FT.

Штаты помогли саудитам, когда начали санкционную войну против Ирана. Саудовская Аравия лихо заполучила себе в портфель тех, кто остался без иранской нефти. Штаты не обижают саудитов, не лишая их и американского рынка сбыта. Правда, саудиты могли слегка обидеться на то, что Ирану развязывают руки на нефтяном рынке. Поэтому взяли в свои руки борьбу с конкурентом – Ираном, Ираком и Ливией. Чего боятся саудиты? Того, что эти три страны пообещали к 2020 году нарастить объемы добычи до колоссальных 12 млн баррелей в сутки. Такому сильному игроку лучше не дать появиться вовсе, чем потом с ним бороться. Для сравнения: Саудовская Аравия сейчас добывает около 11 млн баррелей в сутки, правда, у нее есть мощности и возможности нарастить добычу еще на 2–3 млн баррелей в сутки.

Еще один факт, почему саудитам невыгодно портить отношения с США, несмотря на то, что они стали добывать так много сланцевой нефти.

Потому что после резкого роста объемов добычи сланцевой нефти в 2017 году темпы роста неожиданно прекратятся, а к 2020 году резко пойдут вниз. Это следует из данных Управления энергетической информации США. И с этого года США снова начнут наращивать импорт нефти, и Саудовская Аравия как друг может снять сливки на этом рынке.

Николай Иванов из Института энергетики и финансов считает, что здесь в игру вступают политические моменты. По его мнению, есть либо какая-то договоренность с арабами, либо нежелание США лишний раз их раздражать. Потому что объективных факторов для резкого падения объемов добычи нефти после 2020 года нет. Николай Иванов отмечает, что есть факты, которые говорят об обратном.

Управление энергетической информации США делает карты, где показаны освоенные и неосвоенные сланцевые газовые и нефтяные бассейны. Эта карта показывает, что неосвоенные территории по площади превосходят освоенные. При этом нефтяные бассейны по площади превосходят газовые. Это говорит о том, что добыча сланцевой нефти должна расти дольше, чем добыча сланцевого газа. Но если рост добычи сланцевого газа американцы прогнозируют аж до 2040 года, то добыча сланцевой нефти неожиданно начинает падать уже в 2020 году.

«По этой карте нефтяные перспективы превосходят газовые просто по площади. А как мы знаем, запасы появляются по мере добычи, поэтому говорить о том, что они все большие, но бесперспективные, пока рановато. Поэтому оснований для перелома (от роста к падению – прим. ВЗГЛЯД), исходя из этой карты, не видно совсем», – говорит Николай Иванов в своем докладе про сланцевую революцию в США.

Еще один фактор, который говорит в пользу версии, что Саудовская Аравия играет скорее заодно с США, чем против Штатов, – это влияние низких цен на нефть на рентабельность сланцевых проектов.

Поскважинный анализ Rystad Energy показал, что даже если цена на нефть упадет до 50 долларов за баррель, пройдет еще год, прежде чем добыча сланцевой нефти в Северной Америке сократится на 500 тыс. баррелей в сутки, отмечает Николай Иванов. Обычно дешевеющая нефть бьет по маржинальным проектам в нефтедобыче. Дорогие проекты становятся нерентабельными, замораживаются до лучшей инвестиционной ситуации. Особенность сланцевого бизнеса состоит в его необыкновенной мобильности, говорит эксперт.

В итоге саудитам легко будет отказать ОПЕК в сокращении добычи нефти, помогая США в борьбе с геополитическим соперником – Россией. Саудовская Аравия получает взамен выгоду уже сейчас и неплохой задел на будущее, в частности, сохранение лидерства на нефтяном рынке.

..............