Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
11 ноября 2014, 21:50 • Экономика

Умножение на восемь

Россия и Иран заключили крупнейшую ядерную сделку

Умножение на восемь
@ Зураб Джавахадзе/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Сразу восемь атомных энергоблоков построит Россия в Иране – соответствующее соглашение было подписано во вторник в Москве. Это крупнейшая сделка на мировом атомном рынке за последние годы, которая принесет России не только десятки миллиардов долларов, но и укрепление своих политических позиций в Ближневосточном регионе.

Россия и Иран подписали во вторник в Москве пакет соглашений на строительство в Иране восьми атомных энергоблоков. Это крупнейший зарубежный проект в отрасли.

Это сигнал от Ирана и России всему миру, что мы, несмотря ни на что, развиваемся и движемся вперед

Речь может идти о 10 ГВт атомных мощностей, говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Института проблем энергетики Булат Нигматуллин. «Эти восемь блоков – крупнейшая сделка для Росатома. Сегодня в России 25 ГВт атомных мощностей», – говорит он.

«Это не только серьезное усиление нашей атомной отрасли. Подписание такого серьезного контракта, особенно в такой политической обстановке – это сигнал от Ирана и России всему миру, что мы, несмотря ни на что, развиваемся и движемся вперед», – считает Нигматуллин.

Конкретный контракт подписан на строительство «под ключ» второй очереди АЭС «Бушер», включающей два атомных блока с возможностью расширения до четырех. Также стороны договорились построить еще четыре энергоблока на других площадках, которые пока не определены.

Представители Ирана не раз говорили, что к 2020 году потребность страны в электроэнергии, производимой на атомных электростанциях, достигнет около 20 ГВт. Другие страны Персидского залива также нуждаются в электроэнергии, которую исламская республика в случае наращивания энергетических мощностей сможет экспортировать.

Сотрудничество в атомной сфере именно с Россией, а не с азиатскими или европейскими компаниями, вполне естественно. «Еще когда в 90-х годах заключали договор по сотрудничеству в мирном атоме, уже тогда было предусмотрено, что будет не один реактор, а целая серия», – напоминает научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.

Кроме того, первая АЭС в Бушере появилась исключительно благодаря Росатому. «Такого не делал никто в мире. Мы взяли станцию, строительство которой немцы начали более 30 лет назад. Она была просто брошена. Когда наши специалисты только начинали работу на «Бушере», в куполе была дыра от прямого попадания ракеты... Никто, кроме российских специалистов, с этим бы и не справился», – рассказывал глава Росатома Сергей Кириенко.

Если раньше это были только меморандумы, то теперь наконец подписан юридически обязывающий контракт. Его подписание затянули санкции ООН, а также США, ЕС и ряда других стран против Ирана из-за подозрений в создании исламским государством* ядерного оружия. Тегеран лишился возможности заработка на продаже своей нефти,  пережил непростые экономические времена. После подписания Женевского соглашения в ноябре 2013 года санкции были ослаблены, и в скором времени, как ожидается, Иран восстановит свою долю на экспортном рынке нефти.

Экономическая выгода

Россия получает новый зарубежный рынок для развития атомного машиностроения. «Из зарубежных – это крупнейший контракт в атомной сфере. Иран – платежеспособный, потому что у него есть газ и нефть, на деньги от продажи которых он будет покупать наши технологии и оборудование, – говорит Нигматуллин. – Соглашение позволит заполнить наши промышленные мощности по строительству атомных станций. Так как Иран боится эмбарго западного мира, то будет закупать все основное оборудование в России», – добавляет он.

Российская казна получит от контракта немалую выгоду. Строительство первого блока в Бушере обошлось в более чем 800 млн долларов, и это в целом довольно дешево. Однако там ситуация была нестандартная. Для сравнения: проект строительства двух блоков Хмельницкой АЭС мощностью 1 ГВт оценивался в прошлом году в 5 млрд долларов. Кроме того, Иран будет покупать российское ядерное топливо, а это постоянный приток доходов.

Столь крупный контракт по мирному атому делает Россию главным претендентом и на участие в других выгодных проектах.

«Иран за этот год в связи со смягчением санкций увеличил добычу и экспорт нефти, и у него появились деньги. С весны все гостиницы в Тегеране забиты бизнесменами со всего света, начиная с Грузии, Великобритании, Франции, ЮВА, Африки. Иран сейчас – это лакомый кусочек для мирового бизнеса, и все туда стремятся, чтобы забить колышек на будущее, когда будут окончательно отменены санкции», – рассказывает иранист Сажин.

По его словам, послесанкционному Ирану нужны будут зарубежные инвестиции в экономику и высокие технологии. «Россия предоставить это в том объеме, который требуется Ирану, к сожалению, не может. Конкурировать с Китаем, Японией и Западом здесь трудно. Но есть определенные отрасли, где РФ впереди планеты всей. Это отрасли, в которых Россия может застолбиться. И делать это надо уже сейчас», – считает Сажин.

«Я имеют в виду энергетику, причем не только ядерную, но и тепловую. Транспорт – строительство, модернизация и электрификация иранских железных дорог. Здесь Россия тоже в первых рядах. Затем космос. Россия уже заключила с Ираном соглашения по исследованию космоса и даже займется подготовкой иранских космонавтов. И, конечно, сельское хозяйство и военно-техническое сотрудничество», – говорит Сажин.#{interviewpolit}

Иран, в свою очередь, получает возможность диверсифицировать свою энергетическую политику. «Еще до Исламской революции развитие ядерной энергетики было поставлено в приоритет, предлагалось строить 20 ядерных блоков. Многие западные коллеги говорят – зачем Ирану развивать атомную энергетику, если у него полно нефти. Но нефть и газ должны идти в химию, а электроэнергию надо получать из более совершенных ресурсов», – говорит Сажин.

Благодаря росту мощностей атомной энергии Иран сможет больше продавать нефти и газа на экспорт, существенно увеличив поступления в бюджет. Не говоря уже о том, что Тегеран получает столь необходимые новые рабочие места для своей образованной молодежи, технологии и восстановление экономики.

«Подписанное соглашение – на десятилетия. Это значит, что, когда Иран станет полностью открытым, мы уже будем строиться. Это преимущество перед американцами, французами и другими», – соглашается Нигматуллин.

Связка Ирана и России

Особенно важно то, что этот контракт усиливает энергетические и геополитические связи Ирана и России, считает Нигматуллин. «Иран станет зависеть от нашего ядерного топлива. А мы будем зависеть от Ирана, потому что у него есть огромные запасы газа и нефти, которые находятся вблизи наших традиционных экспортных рынков – и европейского, и китайско-индийского», – говорит глава Института проблем энергетики.

«Появление Ирана независимо от России на этих рынках – это серьезные риски для нашего экспорта энергоресурсов. Независимость Ирана в этом смысле для нас убийственна», – говорит Нигматуллин.

Поэтому так важно дружить с Ираном. Геополитическое сотрудничество с Тегераном позволит договориться о ценах на газ в Европе и в Китае. То же самое и на рынке нефти. «Иран на втором месте по запасам традиционной нефти, сразу после Саудовской Аравии, а мы – на седьмом. И опять же Иран – рядом с нашими рынками сбыта. Важна сбалансированная позиция Ирана и России на нефтяном рынке, где сегодня Саудовская Аравия и США доминируют и определяют цены. Появление связки Иран – Россия принципиально важно для России и для Ирана», – считает собеседник.

Спекуляция на опасности

Объективных причин для того, чтобы соотносить проекты России в Иране в сфере мирного атома с риском создания Тегераном ядерного оружия, нет.

«Если в начале 2000-х годов еще была какая-то критика бушерского проекта со стороны США и Израиля, то уже через несколько лет эта критика сошла на нет по очень простой причине: все ядерное сотрудничество России и Ирана осуществляется под строгим контролем МАГАТЭ. Блоки, которые строятся с помощью России, никоим образом не могут быть использованы в военной сфере, потому что там используются реакторы на легкой воде, которые невозможно использовать для получения ни оружейного плутония, ни обогащенного урана», – объясняет Сажин.

Более того, добавляет он, программа сотрудничества России с Ираном в ядерной сфере не противоречит, а вполне вписывается в выполнение требований договора об устранении ядерного оружия. «В этом договоре даже сказано, что ядерные державы должны помогать развитию ядерной энергетики, что и делает Россия», – говорит Сажин.

Претензии мирового сообщества были адресованы не самим АЭС, а иранским предприятиям по обогащению урана. Поэтому важно, что ядерное топливо для иранских АЭС на протяжении всего жизненного цикла работы восьми новых энергоблоков будет изготавливаться в России. А отработавшее ядерное топливо будет возвращено в Россию для переработки и хранения. В дальнейшем, правда, планируется проработать вариант производства элементов ядерного топлива на территории самого Ирана.

Однако исключать, что помощь России в проектах мирного атома в Иране может быть использована против Москвы в геополитическом противоборстве, нельзя. Но большого резонанса они получить не должны. Потому что с фактами МАГАТЭ политикам спорить будет сложно. К примеру, буквально на прошлой неделе организация выпустила очередной доклад по Ирану, в котором подтвердила, что Тегеран не отклонился от мирного характера своей ядерной программы.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............