Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
27 августа 2013, 21:10 • Экономика

Нам бы подороже

Бюджетные машины в России – уже не самые популярные

Нам бы подороже
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Бюджетных автомобилей стоимостью до 15 тыс. долларов продано в России меньше, чем дорогих. За семь месяцев этого года россияне купили более полумиллиона машин по цене от 15 до 25 тыс. долларов против 380 тыс. более дешевых автомобилей. Происходящему есть вполне логичные объяснения.

По итогам семи месяцев 2013 года основной сегмент рынка – автомобили стоимостью до 15 тыс. долларов – просел почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего было продано лишь 380 тыс. бюджетных машин, которые заняли чуть более четверти рынка – 25,8%.

Падение продаж в бюджетном сегменте может объясняться стагнацией в экономике и неуверенностью в завтрашнем дне

Новым лидером продаж стали автомобили стоимостью от 15 до 25 тыс. долларов. Их было продано 502,6 тыс. штук, и они заняли 34,1% рынка. Причем продажи в этом ценовом сегменте тоже сокращались, но не так серьезно, а вместе с рынком – на 6,9%, приводит данные «Автостат».

Это означает, что бюджетные машины переходят с первого места на второе среди ценовых сегментов, делает вывод директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

В свою очередь продажи автомобилей стоимостью от 25 до 35 тыс. долларов, а также в ценовом сегменте от 35 до 50 тыс. долларов продолжают показывать рост. За семь месяцев года продажи первых увеличились на 16%, вторых – на 5,7%.

По словам Целикова, сегмент автомобилей стоимостью от 25 до 35 тыс. долларов растет за счет увеличившихся продаж сегмента SUV. Это и Toyota RAV4, и KIA Sportage, и Hyundai ix35, и Volkswagen Tiguan, указывает эксперт.

Премиум-сегмент (автомобили стоимостью от 35 до 50 тыс. долларов) растет за счет более дешевых модификаций автомобилей премиум-сегмента и «верхнего» SUV, отмечает Целиков. «Для россиян стали привлекательнее Subaru Forester, BMW X1, BMW серии 1 и 3, Mercedes-Benz С-класс и другие», – говорит он.

И, наконец, самые дорогие автомобили стоимостью более 50 тыс. долларов показали небольшое снижение продаж за семь месяцев в рамках падения рынка в целом – на 6,4% (занимают 9,4% рынка).

Весь российский рынок новых легковых автомобилей за семь месяцев упал на 6% – до 1,567 млн штук, а в июле было продано на 8% меньше, чем в том же месяце прошлого года (данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса).

При этом серьезно просел именно бюджетный сегмент. Продажи Hyundai Solaris, Kia Rio,Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero продолжают снижаться. Автомобилей сегмента С в январе-июле 2013 года было продано на 17,8% меньше – около 287 тыс. штук, а «бюджетного» сегмента – на 2% меньше – 227 тыс. автомобилей, указывает гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая.

Тогда как более дорогие кроссоверы оказываются «локомотивом» отечественного рынка, добавляет она. Их продажи в январе-июле текущего года выросли на 15,8% – до 451 тыс. автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные AEB).

Страх сковал 

Луковецкая связывает интерес к более дорогим машинам с изменением структуры российского рынка и со сменой «системы координат» в сознании россиян – «теперь они ориентируются на внедорожники или автомобили премиум-класса». А продажи в 2013 году снижаются потому, что за предыдущие два года рынок удовлетворил отложенный спрос после кризиса 2008 года, считает Луковецкая.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов соглашается, что сокращение продаж в бюджетном сегменте может объясняться тем, что за три года, прошедших с окончания кризиса, на рынке наступило определенное насыщение и каждый, кто хотел приобрести автомобиль, уже сделал это.

Однако падение продаж в бюджетном сегменте может объясняться также стагнацией в экономике, неуверенностью части покупателей в завтрашнем дне, желанием сэкономить средства и не приобретать новый автомобиль, считает Баранов.

Продажи новых автомобилей вообще являются одним из важных экономических показателей наравне с уровнем экономического роста, цен и инфляции, процентных ставок и безработицы, а также розничной торговли в целом, строительства и продажи жилья. Причем замедление экономики отражается на падении спроса в первую очередь на бюджетные машины, тогда как спрос на премиальные авто может держаться на приличном уровне вплоть до явного кризиса.

Можно было бы предположить, что на фоне замедления российской экономики и опасения кризиса часть россиян решила сэкономить и приобрести вместо новой бюджетной машины подержанную. Однако вторичный рынок тоже не показывает роста.

«В данный момент нет причин говорить о каком-либо значительном росте продаж подержанных автомобилей. Одной из причин является недостаток ликвидности на рынке в целом. Потребители, которые решили отложить приобретение нового автомобиля и, соответственно, продажу старого, таким образом сдерживают рост и на вторичном рынке. В сегменте автомобилей с пробегом стоимостью до 15 тыс. долларов наблюдается даже 3-процентное снижение объемов продаж», – говорит газете ВЗГЛЯД генеральный директор бизнес-направления «Независимость-INTRADE» ГК «Независимость» Мартин Эмес.

Таким образом, отказ части россиян от покупки новых автомобилей в бюджетном сегменте объясняется скорее желанием отложить покупку до более спокойных времен в экономике.

Меньше пострадали

В свою очередь рост продаж более дорогих автомобилей (от 25 до 50 тыс. долларов) объясняется тем, что эти марки меньше пострадали в кризис. «Потребители, которые их покупают, не теряли работу и имели средства на приобретение автомобилей», – объясняет Дмитрий Баранов.

«Конечно, сказывается также особенность национального менталитета россиян, когда, что называется, «понты дороже денег», – добавляет Баранов. Другие россияне, по его словам, поездив на машинах разного класса, «дозрели» до приобретения машины премиум-сегмента, так как считают, что только они могут обеспечить им требуемый уровень езды и комфорта. «Корпоративные продажи также поддерживают данный сегмент, так как и бизнес, и чиновники любят такие машины и охотно ездят на них», – указывает эксперт.

И, наконец, росту премиум-сегмента способствовало восстановление после кризиса системы банковского автокредитования, появления многочисленных финансовых программ по приобретению машины от самих производителей, указывает Дмитрий Баранов.

Отраслевые эксперты ожидают продолжения снижения продаж легковых машин в России. В частности, в Ассоциации российских автодилеров прогнозируют резкое падение на 11% в этом году.

«При этом продажи в разных сегментах будут двигаться разнонаправленно, в бюджетном сегменте они могут продолжить снижаться, в среднеценовом сегменте могут «топтаться на месте», то есть будут близки к показателям 2012 года, в один месяц увеличиваясь, в другой – уменьшаясь. А сегменту премиум-класса все может быть нипочем, и там продажи могут по-прежнему расти до конца 2013 года», – считает Баранов.

..............