Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
16 августа 2013, 18:05 • Экономика

Неприятность для Газпрома

Туркмения строит новый порт на Каспии в обход России

Неприятность для Газпрома
@ turkmenistan.gov.tm

Tекст: Ольга Самофалова

Туркмения построит на Каспии новый порт в обход России, который позволит увеличить экспорт энергоресурсов в Европу. Туркменистан уже стал конкурентом Газпрома на китайском рынке и теперь целится на традиционный рынок для российской монополии. Правда, пока Ашхабад большой угрозы для Газпрома не представляет, говорят эксперты.

Богатая энергоресурсами Туркмения начала строительство нового порта на Каспии, который позволит повысить экспорт нефтепродуктов, сжиженного газа и текстиля в обход территории России, сообщает Reuters.

Для европейских потребителей это еще один повод предъявить претензии Газпрому относительно стоимости газа

В церемонии закладки фундамента нового порта в городе Туркменбаши приняли участие президент Туркменистана Курбанкули Бердымухамедов и премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. Новый порт, возведение которого оценивается в 2 млрд долларов, будет построен турецкой компанией Gap Insaat за четыре года. Здесь расположатся четыре портовых терминала, в том числе для  пассажирских судов, и судостроительный завод.

Годовой грузооборот в порту, как ожидается, вырастет до 25 млн тонн к 2020 году по сравнению с 10 млн тонн в настоящее время, заявили в правительстве Туркменистана. В Туркменбаши еще с советской эпохи работает крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод.

При этом к городу, где появится новый порт, уже ведется укладка 800-километрового трубопровода с крупнейшего в мире газового месторождения «Галкыныш». Это второе по величине в мире месторождение природного газа. Туркмения возлагает большие надежды на транспортировку в том числе СПГ через порт в Каспии, чтобы уменьшить зависимость от экспорта в Россию.

Сейчас импорт идет в Туркменистан через Волго-Донский канал России, однако новый порт позволит сократить расстояние и сроки выхода европейских стран на рынки Ближнего и Среднего Востока и поспособствует росту капиталовложений в регион, сказал туркменский президент на церемонии.

Экспортный потенциал

Туркменистан, который граничит с Ираном и Афганистаном, занимает четвертое место в мире по запасам природного газа и обладает огромными запасами нефти на Каспии, а также является ведущим производителем хлопка.

Для Туркменистана особенно важно развитие экспорта энергоресурсов. Дело в том, что экспортные пути страны в силу сложившейся еще в советское время транспортной инфраструктуры долгое время зависели всего от одного покупателя – России. До 1997 года единственным маршрутом для поставок газа за рубеж для Туркмении был российский трубопровод Средняя Азия – Центр.

Потом был построен первый туркмено-иранский газопровод мощностью 8 млрд кубометров, а в 2010 году – еще один газопровод в Иран мощностью 12,5 млрд кубометров газа.

И только в 2009 году к России и Ирану, единственным до этого покупателям туркменского газа, добавился еще и Китай. Туркмения договорилась поставлять туда по 30 млрд кубометров газа в течение 30 лет по введенному в строй трубопроводу Туркмения – Казахстан – Китай протяженностью 1800 км.

После того как независимый аудит месторождения «Галкыныш» показал, что его запасы оцениваются в 26,2 трлн рублей, Туркмения еще активней стала искать новые рынки сбыта для своего газа. В частности, началось строительство второй нитки газопровода Туркменистан – Китай в рамках заключенного в 2011 году соглашения с КНР об увеличении поставок туркменского газа до 65 млрд кубометров в год.

Также ведутся работы по проекту строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия), и Туркмения поддерживает проект Nabucco – прямого конкурента газпромовского «Южного потока».

Из партнера в конкурента

Туркменистан еще в 2011 году начал добычу газа на Каспии. С увеличением объемов добычи возник вопрос увеличения объемов транзита. Однако Газпром, через чьи трубы туркменский газ может быть доставлен в Европу и Китай, отказался увеличивать объемы.#{ussr}

Постепенно Туркмения из партнера России превращается в конкурента Газпрома. В частности, Ашхабад увеличивает поставки газа в Китай, пытаясь в том числе помешать планам Газпрома по доминированию на этом рынке. Правда, Китай для сбыта газа не очень выгоден для Туркменистана: цены на газ там значительно ниже, чем на европейском рынке.

Неудивительно, что Туркмения жаждет поставлять газ в Европу без посредничества России, чем снова составит конкуренцию Газпрому. Кстати, о желании импортировать морским путем газ из Туркмении уже заявила Литва. Это станет возможным, как только Ашхабад закончит строительство СПГ-терминала и порта по его экспорту, заявили недавно литовские власти.

Туркмения в качестве альтернативной поставки газа в Европу также рассматривает его транспортировку танкерами в столицу Азербайджана Баку, а оттуда по железной дороге – до портов Грузии на Черном море. Здесь газ будет снова перегружаться в танкеры.

Туркменистан также обещает построить к 2015 году газопровод «Восток – Запад», который соединит туркменские шельфовые месторождения с азербайджанскими, а следовательно, откроет путь к ветке строящегося трубопровода Nabucco, который ориентирован на Европу.

В Туркмении уже работают два СПГ-завода непосредственно на месторождениях (Наип и Багаджа). В 2009 году был построен первый туркменский морской СПГ-терминал на побережье Каспийского моря в порту Киянлы. Его пропускная способность рассчитана на 200 тыс. тонн СПГ в год. При этом производство СПГ в стране уже больше, а к 2030 году объем производства сжиженного природного газа планируется увеличить до 3 млн тонн. Пока основными импортерами туркменского газа являются Иран, Афганистан и Япония.

«Инфраструктура для СПГ более дорогая, чем для трубопроводного газа. Зато для сжиженного природного газа не существует территориальной привязки, он может поставляться в любую точку мира. Если появится инфраструктура, то Туркмения будет поставлять газ туда, где более выгодно, где цена более высокая. Это может быть и Европа», – не исключает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«Последствия появления нового игрока на европейском рынке будут зависеть от объемов туркменского газа. При этом Газпром – не единственный игрок в Европе, он занимает только 25–27% рынка, есть еще Норвегия, Катар и другие. От прихода нового игрока в Европу будет меняться в целом ситуация на рынке, пострадает не один Газпром. Это явно не позитивная новость для всех, кто работает на европейском газовом рынке», – говорит Сергей Пикин.

«Приход Туркмении в Европу увеличит предложение газа, что приведет к изменению динамики цен в сторону снижения. Но вряд ли новый игрок захочет сильно обрушить цены на газ, чтобы в итоге и у него самого не осталось никакой прибыли», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Впрочем, пока эксперты не видят серьезной беды для Газпрома в Европе со стороны туркменского газа. «Новый порт и терминал пока не представляют большой угрозы для Газпрома, так как Туркмения не обладает необходимой инфраструктурой для того, чтобы поставлять газ в Европу наравне с Газпромом. Если туркмены решатся построить газопровод через Каспий, тогда можно будет говорить о реальной угрозе», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

Строительство трубопровода Nabucco еще только в проекте, поэтому поставки СПГ в Европу весьма ограничены, реальными рынками сбыта газа могут быть по-прежнему только Китай, Россия и Иран, добавляет эксперт.

«Скорее инновации Туркмении можно назвать мелкой неприятностью, так как для европейских потребителей это еще один повод предъявить претензии Газпрому относительно стоимости газа», – отмечает Кокорева.

..............