Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
3 июня 2013, 13:31 • Экономика

Аляска дождалась миллиардов

В добычу нефти на Аляске вложат миллиарды долларов

Аляска дождалась миллиардов
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Муравьев

Крупные нефтяные компании – BP, ExxonMobil и ConocoPhillips – намереваются вложить дополнительный 1 миллиард долларов в добычу нефти на Аляске. Это вернет штату значимость, которая была им потеряна во время сланцевой революции. Но окупятся ли инвестиции – большой вопрос.

Крупные нефтяные компании снова заинтересовались Аляской, которая уже постепенно сходила со сцены. Три компании вложат один миллиард долларов в добычу в регионе Норт-Слоуп в течение пяти лет.

Губернатору Шону Парнеллу пришлось что-то придумывать, чтобы вернуть Аляске ее значимость на нефтяной карте мира

BP, будучи оператором газонефтяного месторождения Прудо-Бэй на Северном склоне Аляски, увеличит инвестиции в проект на 30% и добавит две буровые установки к уже работающим семи. Она также разрабатывает план, по которому три компании вложат еще 3 млрд долларов, чтобы увеличить производство нефти. На эти деньги могут быть реконструированы производственные мощности и проделано 110 новых скважин.

BP принадлежит 26% Прудо-Бэй, Exxon и Conoco владеют по 36%, 1% находится в собственности Chevron.

Такой возросший интерес к Аляске возник благодаря налоговой реформе, проведенной в штате губернатором Шоном Парнеллом. Благодаря ей упростилась вся система налогообложения. Среди главных изменений – уничтожение прогрессивной шкалы налога, по которой налог рос при повышении цены на нефть. Новая система предполагает единую базовую ставку в 35% и льготу в 5 долларов за каждый добытый баррель. По идее Шона Парнелла, теперь компании заинтересованы в том, чтобы закачивать в трубу как можно больше нефти.

Нефтяники высоко оценили реформу Шона Парнелла. Президент BP Alaska Джанет Вайсс прямо сказала, что она «вернула Аляску назад в игру», имея в виду то, что штату удалось привлечь новые инвестиции. По оценкам наблюдателей, новый налоговый режим позволит сэкономить отрасли около 1 млрд долларов в год. Но окажет ли это благотворный эффект на доходы штата, будет зависеть от того, удастся ли ему стимулировать дополнительные инвестиции и увеличить производство нефти. Пока создается впечатление, что все пройдет хорошо. «Это мощный сигнал отрасли, что регион открыт для бизнеса», – не поскупилась на похвалы Джанет Вайсс.

Губернатору Шону Парнеллу пришлось что-то придумывать, чтобы вернуть Аляске ее значимость на нефтяной карте мира. В связи с бурным развитием технологий по добыче сланцевого газа и сланцевой нефти, традиционные области добычи оказались в США в своего рода загоне. К этому прибавилось падение добычи на старых месторождениях, которые начали разрабатывать в 1970-х годах.

Производство нефти в прошлом году составило 526 тыс. баррелей в день, что немногим больше половины от уровня, который был десять лет назад, и всего четверть от рекордных 2 млн баррелей в день, добывавшихся в 1988 году. Теперь на рынке добычи нефти главенствуют такие штаты, как Техас и Северная Дакота, где добывается сланцевая нефть. Аляска находится только на четвертом месте, пропустив вперед Калифорнию, пишет Financial Times.

Появилась и другая проблема. Сильно упали объемы нефти, прокачиваемой через нефтепровод Trans – Alaska Pipeline, который соединяет Норт-Слоуп с терминалом в городе Валдиз на южном берегу Аляски. Труба остывает из-за падения объемов прокачки, и нефть по нему движется медленнее. Отраслевые эксперты стали бить тревогу, указав на то, что если объем прокачки упадет ниже критической отметки (консультанты считают, что это 350 тыс. баррелей в день), нефтепровод придется закрыть.

В BP говорят, что компания будет работать над планом по привлечению дополнительных трех миллиардов долларов в Прудо-Бэй в течение трех лет. Джанет Вайсс не обещает увеличить производство нефти в штате. «Наша цель – как можно сильнее сократить падение добычи», – сказала она. BP, Exxon и Conoco также работают над проектом доставки газа с Норт-Слоуп на южный берег Аляски и экспорта его в сжиженном виде. Возможные доходы оцениваются в 45–65 млрд долларов. Этот проект тоже потребует как минимум трех лет проработки.

Между тем у крупных нефтяных компаний даже при условии крупных вложений не всегда получается добиться успеха на Аляске. Royal Dutch Shell получила от министерства внутренних дел США лицензию на бурение у берегов Аляски в 2005 году. За это время она потратила на проект около 5 млрд долларов и до сих пор не закончила бурить первую скважину. А энтузиазма у нефтяников было очень много.

Shell не справилась с суровыми условиями, в которых пришлось работать, правда, работала она в Арктике. В 2012 году имела место целая серия инцидентов. Последний из них произошел 31 декабря, когда во время сильного шторма буровая установка Kulluk, принадлежащая Royal Dutch Shell, оторвалась от буксировочного судна, начала дрейфовать и в результате села на мель. В итоге Royal Dutch Shell объявила о прекращении бурения в Арктике до конца 2013 года.

В России нефтяники также активно призывают власти обеспечить налоговые стимулы для развития нефтедобычи. Одним из последних, кто заговорил об этом, был вице-президент компании ЛУКОЙЛ Леонид Федун. По его мнению, Россия может нарастить добычу трудноизвлекаемой нефти при условии введения налоговых льгот для компаний, разрабатывающих такие месторождения.

В прошлом году министр энергетики Александр Новак предупредил, что Россию может ожидать падение добычи нефти. Проблема, по его мнению, в том, что налоговое законодательство не дает стимула развивать новые месторождения. «Налоговыми сборами облагается не финансовый результат, а абсолютная выручка компании. Несмотря на то, что такой показатель в свое время оправдывал себя и был легок в администрировании, он не учитывает экономику отрасли и фактически препятствует притоку инвестиций», – сказал Новак.

По его словам, необходимо еще раз вернуться к рассмотрению перехода на налогообложение отрасли с дополнительного дохода, иначе в отрасли может быть спровоцировано падение, в следующие 20–30 лет из 22 млрд тонн имеющихся запасов может оказаться добытым только один. В свою очередь Минфин выступает против такого налога.

«Существующая схема не предусматривает механизма стимулирования инвестиций в нефтедобывающую отрасль. Отсюда результат: Россия собирает деньги преимущественно с разработок прежних лет, а вкладывать в новые месторождения невыгодно», – говорил газете ВЗГЛЯД партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.

..............