Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

5 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
10 июня 2013, 22:05 • Экономика

Сбивает цену

Газпром передумал покупать греческую газовую монополию

Сбивает цену
@ depa.gr

Tекст: Ольга Самофалова

Приватизация греческой газовой компании DEPA сорвалась. На аукцион была подана только одна заявка от азербайджанской Socar. Газпром, который предлагал за актив больше других, передумал ввязываться в борьбу. По официальной версии, из-за финансовых рисков. Однако эксперты не исключают, что Газпром решил таким способом сбросить цену на греческую компанию.

Аукцион на греческую газовую компанию DEPA, назначенный на понедельник, не состоялся. На аукцион была подана только одна заявка со стороны азербайджанской Socar (ГНКАР). Остальные участники, в том числе Газпром, прошедшие в финал, отказались продолжать борьбу, передает Reuters со ссылкой на источники.

Греческое правительство решило провести повторный конкурс по продаже DEPA, и Газпром при желании сможет принять участие в нем

В январе приватизационное агентство Греции отобрало пять соискателей, претендующих на два актива: на греческую газовую монополию DEPA и на оператора газотранспортной системы компанию DESFA («дочка» DEPA).

Помимо Газпрома, это российская группа «Синтез», которая была не против купить оба актива, но в конце мая стало известно, что она отказывается от DEPA и интересуется только DESFA. Еще один претендент на DEPA – греческая M&M GasCo. Плюс азербайджанская Socar и греческая GEK Terna, которые говорили о заинтересованности только в DESFA.

В понедельник, 10 июня, приватизационное агентство Греции должно было опубликовать финальный список участников, которые подали обязывающие заявки на эти два актива. Однако этого так и не произошло.

Официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов подтвердил, что Газпром принял решение не подавать заявку на участие в приватизации компании DEPA. Монополия объясняет это финансовыми рисками.

«Мы не получили достаточных гарантий, что финансовое положение компании DEPA не ухудшится к моменту завершения сделки. Все процедуры согласования и оформления покупки DEPA после подведения итогов тендера могут занять около года. Уже сейчас компания испытывает серьезные проблемы с неплатежами потребителей, ей предстоит реструктуризация по выделению подразделения DESFA, участникам тендера не предоставлены гарантии неухудшения режима государственного регулирования DEPA. Все это создает значительные риски, влияющие на стоимость компании, а цену сделки предлагается зафиксировать уже сейчас, без учета этих факторов», – объясняет решение компании Сергей Куприянов.

Предыстория

Буквально в конце апреля Газпром принял решение приобрести 65% греческой компании, которые принадлежат правительству Греции. Остальные 35% DEPA находятся в собственности местной нефтеперерабатывающей компании Hellenic Petroleum, покупку которой рассматривает нефтяная «дочка» Газпрома «Газпром нефть».

Шансы Газпрома на победу в тендере выглядели довольно противоречиво. С одной стороны, Газпром предлагал за 100% DEPA больше, чем его конкуренты: 1,9 млрд евро. А греки говорили, что будут отдавать предпочтение тем, кто даст больше денег, так как страна уже давно в кризисе, ей нужны деньги от приватизации, чтобы расплатиться с «тройкой» кредиторов.

Но с другой стороны, ЕС и США не желают, чтобы Греция пускала на рынок российские компании, тем более Газпром, который уже и так покрывает более 80% потребности греческого рынка в газе. «Правительства еврозоны не хотят отдавать греческую трубу русским, ведь контроль над этой ГТС фактически предоставляет Газпрому огромные возможности по дальнейшей экспансии на Балканах, что чревато последствия для Nabucco», – указывает аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева.

К слову, Азербайджан, как и Евросоюз, поддерживает проект Nabucco, который является конкурентом «Южного потока».

Почему вышел из игры

Эксперты называют несколько возможных причин отказа Газпрома от DEPA. Одной из них могло стать требование греческой стороны внести залог в размере 20% от суммы покупаемого актива, предполагает Гульназ Галиева. Если Газпром предлагает 1,9 млрд евро за актив, то он должен был заплатить 380 млн евро залога.

При этом на правовом уровне участник тендера не застрахован от потери залоговых денег по не зависящим от него обстоятельствам. «В этом случае Еврокомиссия могла рассматривать заявку Газпрома до конца текущего года, если не дольше, и, разумеется, находиться в «подвешенном состоянии» Газпрому вовсе не интересно», – поясняет Галиева.

Правда, в конце мая стало известно, что правительство Греции пошло навстречу Газпрому и снизило гарантийный платеж наполовину – до 10% от суммы сделки. Кроме того, покупателю гарантировали выплату просроченных платежей клиентов DEPA в 180 млн евро, если платежи не будут получены к 31 декабря 2015 года. Правда, официального подтверждения этой информации не было.

Причина отказа Газпрома от DEPA может быть связана и с тем, что в монополии стали всерьез рассматривать вариант скорой экспансии доступного сланцевого газа в виде СПГ из США, не исключает Галиева.

«Европейцы наконец добились от концерна скидок на газ – в основном на 10% от контрактной цены, и поставки газа в этому году ожидаются выше, чем в прошлом. Однако в будущем Европа сможет выбирать, чей газ закупать выгоднее и удобнее. И такое количество газопроводов Газпрому может уже не понадобиться, учитывая, что, например, тот же Nord Stream работает не в полную силу. Поэтому вкладывать даже 1,5 млрд евро в греческую трубу на данном этапе становится менее выгодно», – объясняет Галиева.

Однако не исключено, что Газпром сорвал приватизацию DEPA с целью сбить цену на актив. Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева предполагает, что в Газпроме знали, что конкурирующая компания M&M Gas откажется от участия в конкурсе на покупку DEPA. «M&M Gas готова была заплатить 550 млн евро за греческую газовую компанию, что почти в два раза меньше того, что собирался заплатить Газпром. А цена, которую предложил Socar, вряд ли устроит греков», – говорит Кокорева.

«Теперь, когда конкуренция исчезла, Газпрому нет смысла предлагать больше. Ему нужно выждать паузу и предложить сумму меньше, чем предполагалось изначально. Таким образом, компания купит выгодный актив по низкой цене», – предполагает Кокорева.

Возможность такая будет. Греческое правительство решило провести повторный конкурс по продаже DEPA, и Газпром при желании сможет принять участие в нем, заявил замминистра энергетики Греции Макис Папагеоргиу.

Полный отказ Газпрома от DEPA в целом выглядит довольно странно, ведь российская монополия уже давно мечтает получить прямой доступ к европейским потребителям.

«Если компания откажется от покупки DEPA, то, по сути, она откажется от влияния на рынок газа в Юго-Восточной Европе и вытеснения своего конкурента – Катаргаза. Также Газпром потеряет возможность создать мощный газовый центр в противовес газопроводам Nabucco West, ТАР и TANAP (конкуренты «Южного потока» – прим. ВЗГЛЯД)», – резюмирует Кокорева.

..............