Красноармейск может сыграть ту же роль в освобождении Донбасса, которую Таганрог сыграл в 1943 году – конечно, с учетом нынешних реалий. В 2024 году битвы на донбасской и курской земле снова оказались взаимосвязанными.
0 комментариевХрупкое равновесие
В марте российская экономика показала вялый рост
Ситуация в металлургии и строительной отрасли помогла поправить статистику промышленного производства в стране. Рост промпроизводства в марте к февралю составил 2,6%, по данным Росстата. «Экономика России сейчас как монетка на ребре, может упасть в рецессию, а может пойти в рост», – так оценивают ситуацию эксперты.
Спад промышленного производства в России остановился в первый весенний месяц. По оценке МЭР, рост промпроизводства в марте составил 1,3% к февралю с учетом сезонного фактора. Правда у Росстата немного другие данные: рост промпроизводства в марте к февралю составил 2,6% с исключением сезонного фактора.
О каком-то коренном переломе говорить нельзя, но есть позитивные тенденции... Ситуация в промышленности очень разная – в каких-то отраслях хорошо, где-то плохо
Оценка МЭР отличается от данных Росстата потому, что ведомства используют разные методики расчета помесячной динамики промышленности, пояснил Клепач в кулуарах форума российских регионов, передает Прайм.
Напомним, что январь и февраль показали предпосылки для кризисных явлений в российской экономике. Два месяца подряд падало промышленное производство. Причем если в январе снижение составило 0,8%, то в феврале падение ускорилось до 2,1% по сравнению с теми же месяцами прошлого года (данные Росстата).
Впрочем, картина падения промышленного производства в феврале была не так однозначна. «Здесь сильно просело производство электроэнергии, газа и воды. Но это связано с тем, что февраль был очень теплый. В феврале этого года температура в Москве составила в среднем минус 3,5 градуса, тогда как в феврале 2012 года – минус 11», – пояснял экономист ФК «Уралсиб» Алексей Девятов.
Благодаря небольшому росту в марте по итогам первого квартала промышленность показала нулевую динамику. Для сравнения: в первом квартале 2012 года рост был на 4%.
Российская экономика вернулась к вялому росту в марте после провального начала года, и Минэкономики рассчитывает избежать рецессии в 2013 году, заявил замглавы МЭР Андрей Клепач.
«По нашей оценке, рост ВВП в марте в годовом выражении – 2,3%, подтверждаем нашу оценку первого квартала в 1,1%», – цитирует его Reuters. «В марте к февралю со снятой сезонностью рост составил порядка 0,5%», – сказал Клепач. Министерство, по его словам, понизило годовые показатели роста в первые два месяца и теперь считает, что в январе рост составил 1,3%, а не 1,6%, а в феврале был спад – 0,4%, а не рост на 0,1%.
- Экономике России грозит замедление в 2013 году
- Путин: Мировой кризис приобретает опасные очертания
- ЕБРР ухудшил прогноз роста российской экономики
- Российские компании опустошают бюджет на 2013 год
- Названо условие роста ВВП до уровня 5% в год
На прошлой неделе глава Минэкономразвития Андрей Белоусов первым из чиновников признался, что российская экономика может вступить в рецессию к осени текущего года, если не будут предприняты меры по стимулированию экономического роста. Эксперты указывали, что за несколько месяцев переломить негативную тенденцию будет сложно.
Это не коренной перелом
«О каком-то коренном переломе говорить нельзя, но есть позитивные тенденции... Ситуация в промышленности очень разная – в каких-то отраслях хорошо, где-то плохо», – отметил Клепач.
Говоря о ситуации в отдельных отраслях в марте, он указал, что провал по добыче газа и производству электроэнергии, наблюдавшийся в начале года, немного исправился. «Пищевая, легкая промышленность и транспорт – в минусе, а металлургия, стройматериалы отскочили вверх. В целом март хороший», – считает замминистра.
«Надо учесть, что март был необычно холодным, отсюда повышенное потребление газа и электроэнергии. Отставание в пищевой и легкой промышленности может быть первым эффектом вступления в ВТО – обострилась конкуренция. Рост металлургии и стройматериалов отражает некоторое восстановление инвестиционной активности после спада осенью–зимой», – считает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ЗАО ИФК «Солид» Михаил Королюк.
«Резкое замедление темпов роста ВВП и промышленного производства на два–три месяца бывало и раньше, ничего страшного в этом нет. Сейчас сказался, прежде всего, фактор вступления в ВТО. Худшую динамику показали именно сектора, которые пострадали от данного несколько спорного шага. Вместе с тем и в выигрыше оказались именно сектора, которые выиграли от ВТО, экспортеры. Также в плюсе оказались отрасли, напрямую или косвенно завязанные на государственные расходы», – говорит директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев.
«Внутренний спрос как мотор экономики постепенно становится важным фактором. Сейчас мы видим некоторое ослабление рубля, это смягчит вступление в ВТО, соответственно, спад в наименее успешных секторах будет частично купирован», – считает он.
Россия на ребре монетки
Небольшой рост в марте промпроизводства пока не вселяет оптимизма. «Пока это ни о чем не говорит. По-прежнему имеются и риски рецессии, и потенциал для роста. Сохраняется высокая степень неопределенности, экономика России сейчас как монетка на ребре, может упасть в рецессию, а может пойти в рост, – говорит Королюк. – Очень многое зависит от неконтролируемых нами факторов, прежде всего – внешней конъюнктуры. А там есть как обнадеживающие признаки – похоже, что экономики юга Европы нащупали дно, – так и тревожные признаки: замедление в ряде крупных экономик. Что перевесит, пока непонятно».
«Я бы назвал ситуацию в российской экономике хрупким равновесием или умеренным ростом. На самом деле, учитывая размер нашей экономики и спад у нашего основного торгового партнера – Евросоюза, ситуация не такая плохая. С моей точки зрения, пока не стоит впадать в окончательный пессимизм, вероятно, по итогам года размер экономики увеличится на примерно 3%, промышленное производство – примерно на 2%. Сейчас снижение процентных ставок – дело уже почти решенное», – считает Александр Разуваев.
Между тем, если рецессия все-таки случится, то сокращение доходов на фоне продолжающегося роста рыночных цен и регулируемых тарифов для многих будет неприятным сюрпризом – придется серьезно урезать личные расходы, вносить коррективы в стиль жизни, говорил директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Не исключается дальнейший рост цен на продукты и топливо, а также сокращение реального сектора экономики. Кроме того, россиян может ждать рост безработицы. Что касается зарплат, то задержки выплат в бюджетном секторе уже имеются, но вот массовые невыплаты в частном секторе маловероятны, полагает Вайсберг.