Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
11 февраля 2013, 18:40 • Экономика

Третий нужный

Киев: ЕС и ТС необходимо единое экономическое пространство

Третий нужный
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Украина призывает создать единое экономическое пространство между Евросоюзом и странами Таможенного союза, заявил министр иностранных дел страны Леонид Кожара. Это укладывается и в амбициозный проект России по созданию более тесного экономического сотрудничества на базе ТС.

«Мы решительно выступаем за единое экономическое пространство между двумя мощными экономическими объединениями», – заявил министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, добавив, что в таком пространстве нетрудно будет найти место и для Украины.

Мы решительно выступаем за единое экономическое пространство между двумя мощными экономическими объединениями

Кожара напомнил, что ЕС и Таможенный союз ведут переговоры о создании зоны свободной торговли с разными достаточно удаленными странами.

«У меня вопрос: почему Европейский и Таможенный союзы, которые имеют общую границу и товарооборот 446 млрд долларов, даже разговора не начинают об облегчении торговли, не говоря уже о создании полноценной зоны свободной торговли? На мой взгляд, это нонсенс», – отметил министр, передает РИА «Новости».

По его словам, Украина стремится к тесному взаимодействию с обоими экономическими объединениями, поскольку это увеличивает геополитическую роль и возможности страны.

Два полюса

Россия настойчиво предлагала Киеву присоединиться к ТС, обещая хорошую скидку на газ. Но Украина наотрез отказывалась становиться членом Таможенного союза, настаивая на сотрудничестве в формате «три плюс один». Это означает, что ТС как один субъект подписывает отдельный таможенный договор с другим субъектом – Украиной. Киев не становится членом ТС, а лишь постепенно присоединяется к некоторым правилам Таможенного союза. По сути, Украина требует внесения в нормативные документы ТС специальных оговорок в отношении себя. Москву это не прельстило.

Нежелание Киева вступать в ТС объясняется тем, что в этом случае Украина, провозгласившая стратегический курс на евроинтеграцию, не сможет подписать с Евросоюзом соглашение об ассоциации, частью которого является положение о зоне свободной торговли. А она планирует это сделать уже в ноябре 2013 года.

Вместе с тем Украина боится оказаться в экономической изоляции от России. Без доступа к российским ресурсам и рынкам украинской экономике придется крайне тяжело, признал в конце прошлого года президент страны Виктор Янукович. «Мы хорошо понимаем: если мы не найдем инструмента сотрудничества с ТС, мы можем многое потерять, что сегодня недопустимо для экономики Украины», – сказал украинский президент.

Россия и ЕС – традиционно два главных торговых партнера Украины. «В Россию уходит 30% украинского экспорта, в ЕС – 25%. Весь экспорт Украины составляет 50% ВВП. Это значит, что экспорт товаров в Россию и ЕС приносит Украине 25% ВВП. Она не может бросить ни одного из этих партнеров», – объясняет газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

По словам эксперта, договор с ТС в формате «три плюс один» нужен Украине, чтобы пытаться снизить ввозные пошлины на границе с Россией, Белоруссией и Казахстаном хотя бы на самые чувствительные группы экспорта, в первую очередь на машиностроение, металлургическую и химическую продукцию. Возможны торги и по сельскохозяйственной продукции.

Евразийский союз

Между тем для России Таможенный союз и ЕЭП являются важным начальным этапом перед амбициозным проектом по созданию полноценного экономического союза – Евразийского – с более тесной координацией экономической и валютной политики. Об этом в октябре прошлого года Владимир Путин написал в своей статье.

Общее экономическое пространство может стать основой единого рынка от Атлантики до Тихого океана

Все обвинения в попытках России под видом Евразийского союза воссоздать СССР глава российского правительства Дмитрий Медведев назвал «полным бредом». «Оглянитесь вокруг, посмотрите на себя и на нас – все мы стали другими, все мы смотрим в будущее, у нас есть четкий план укрепления интеграции на взаимовыгодной основе. Мы, кстати, реализуем его, усвоив как положительные, так и отрицательные уроки построения Евросоюза, и уверены в успехе», – сказал Медведев на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

«Именно поэтому мы предлагаем Евросоюзу перейти к более тесному, а если хотите, максимально тесному сотрудничеству, ввести безвизовый режим, наконец, сформировать общее экономическое пространство, которое может стать основой единого рынка от Атлантики до Тихого океана», – добавил Медведев.

ТС и ЕС

«Идея создания единого экономического пространства или зоны свободной торговли здравая и логичная. Россия еще в 90-е годы собиралась вести переговоры с ЕС о зоне свободной торговли. Но эти переговоры откладывались до тех пор, пока мы не станем членами ВТО», – говорит газете ВЗГЛЯД профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.

Теперь Россия стала членом ВТО, однако ситуация изменилась, так как появился Таможенный союз. Кроме того, Москва хочет вовлечь Украину в Таможенный союз, но Киев не соглашается, так как главным вектором интеграции считает ЕС.

«Единственно логичный вариант, который решает все проблемы и противоречия, – это как раз создание единого экономического пространства между ЕС и странами ТС, а также Украиной», – считает Портанский.

«То, о чем говорит Кожара, – это стратегическая цель, которая концептуально показывает направление мысли украинской внешней политики. Позиция Украины, экспортнозависимой страны, состоит уже не просто в лавировании между ЕС и ТС, а в попытке соединить интересы всех игроков в одном большом геополитическом проекте. В данном случае это укладывается и в проект, который озвучивал президент РФ Владимир Путин, по созданию зоны свободной торговли от одного до другого океана», – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

«Логика Украины понятна. Она уже имеет соглашение о свободной торговле в рамках СНГ. В этом году подписывает соглашение об ассоциации с ЕС. Следующий этап: ТС ведет активные переговоры с ЕС о едином экономическом пространстве. Потом страны, которые являются членами евразийского пространства, смогут подписывать аналогичные соглашения с ЕС, в частности Украина», – отмечает Устенко. Тем самым Украина сохраняет своих двух главных торговых партнеров: РФ и ЕС, добавляет эксперт.

Другое дело, что реализация этой идеи потребует много времени. По мнению Устенко, договориться о создании ЗСТ вполне можно за пятилетний период. «Это вопрос не завтрашнего дня. Но стремиться к этому, безусловно, надо. Это в интересах и Москвы, и Киева, и ЕС. Для России ЕС – самый главный торговый партнер, поэтому мы заинтересованы иметь более либеральные условия торговли, чем те, которые сейчас прописаны в рамках ВТО. И одновременно мы вовлекаем в этот процесс Украину, которая для нас тоже важна», – объясняет Алексей Портанский.

«ВТО устанавливает не самые либеральные торговые режимы, сохраняются торговые ограничения. Создание единого экономического пространства дает более либеральные таможенные правила. Это также даст приток прямых инвестиций как в Россию, так и в Украину», – соглашается Олег Устенко.

..............