Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

5 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
29 ноября 2013, 20:15 • Экономика

Поставщики под давлением

Новая система ценообразования в ЕС грозит Газпрому убытками

Поставщики под давлением
@ flickr.com/enidigital

Tекст: Ольга Самофалова

Итальянская Eni требует от норвежской Statoil 10 млрд долларов за переплату за газ. Стоимость норвежского (как и российского) газа привязана к нефтяным котировкам, что делает его более дорогим, чем на спотовом рынке. С обвинениями в высоких ценах уже не раз сталкивался и Газпром. Привязка российских газовых цен к споту грозит монополии миллиардами потерь.

Итальянская энергетическая фирма Eni требует от норвежской Statoil вернуть 60 млрд норвежских крон (10,1 млрд долларов), сообщает Reuters. Согласно заявлению итальянской компании, она переплачивала за газ норвежскому партнеру в течение нескольких лет.

Если бы в контрактах Газпрома цена на газ была привязана к ценам на споте, то в прошлом году недополученная выручка составила бы 7,527 млрд долларов

Ранее глава Eni Паоло Скарони жаловался, что газ из Норвегии самый дорогой для Eni, поэтому после безуспешных переговоров о снижении цены она в августе подала иск против Statoil. Тогда подробности дела не были известны. В компании говорят, что переговоры с норвежцами оказались самыми трудными. Спор возник из-за договора на поставку, заключенного еще в 1997 году, который привязывал цену на природный газ к цене на нефть.

Принципы действующих на сегодня долгосрочных газовых контрактов в Европе были заложены еще в начале 60-х годов прошлого столетия правительством Нидерландов после открытия крупнейшего на континенте месторождения Гронинген. Тогда появилась Гронингенская концепция, по которой стоимость газа решили определять, исходя из цены замещающих видов топлива – нефти. При этом покупатель берет на себя риски по объемам закупок (условие «бери или плати»), а продавец принимает на себя ценовые и ресурсные риски. Большая часть газа в Европе реализуется именно на принципах модернизированной Гронингенской концепции, в том числе у Газпрома и его конкурента на европейской рынке – норвежской Statoil.

Еще в начале этого года Statoil радовалась изменению контрактов в пользу отказа от привязки цен на газ к цене нефти, потому что такая политика в 2012 году привела к росту прибыли. Компания обещала и дальше идти в этом направлении и к 2015 году продавать только 25% газа с привязкой к цене на нефть, остальное – к споту (против 70% в 2009 году и 45% в 2013 году).

Однако сложные переговоры с Eni говорят, что Statoil не торопится отказываться от привязки стоимости газа к нефтяным котировкам для итальянского рынка. А вот Газпром оказался куда более сговорчивым. У Eni были аналогичные претензии к Газпрому и алжирской Sonatrach. Но с ними итальянцы договорились о скидках.

С Газпромом Eni начала вести переговоры о новых условиях поставки газа давно, прошлой весной они увенчались успехом. В этом году глава Газпрома Алексей Миллер и глава Eni Паоло Скарони также договорились о скидке на российский газ на весь 2013 год, конкретные условия держатся в секрете. Такая покладистость Газпрома с итальянцами объясняется доброжелательными отношениями не только России и Италии, но и двух газовых компаний. Их связывает совместный бизнес, в частности планы по строительству «Южного потока». Компании наметили строительство морской части трубы во втором квартале 2014 года.

Газпрому также не хочется терять итальянский рынок, где российская компания далеко не единственный поставщик газа (как, например, в Прибалтике). Италия является вторым по величине импортером российского природного газа в ЕС после Германии. В 2012 году объем поставок Газпрома в Италию составил 15,1 млрд кубометров. На фоне предоставления скидок Eni уже увеличила закупку российского газа в этом году в три раза.

Европейские покупатели жалуются

Газпром работает с европейскими странами по европейским же правилам. «Газ в Европе активно потребляется для производства электроэнергии, но также в больших объемах для отопления. Поэтому привязка цен традиционно идет на топливо-субституты: мазут, газойль и прочие нефтепродукты», – объясняет заведующий сектором Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. Долгосрочные контракты обеспечивают потребителю гарантированные поставки газа на период от 10 лет и выше.

В некоторых странах цена на газ в договорах может быть привязана к стоимости угля и электроэнергии. Но европейские клиенты считают, что альтернативой привязки к нефти должна быть привязка к ценам на газ на спотовом рынке. Дело в том, что цены на газ на спотовом рынке Европы в последние годы, как правило, ниже цен в долгосрочных контрактах. Таким образом, клиенты полагают, что необоснованно переплачивают. Так, в 2012 году спотовые цены на газ в среднем составили 330 долларов против 410 долларов за тысячу кубометров у Газпрома, указывает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов.

Однако спотовый рынок мал по объему, поэтому цены на нем не являются индикативными. Кроме того, на спотовом рынке покупателю никто не может гарантировать большие объемы поставок газа на длительный период и тем более по низкой цене.

Потери Газпрома

«Сейчас в Европе нет предпосылок к тому, чтобы менять Гронингенскую концепцию, а для Газпрома нет и экономических оснований переходить к привязке цен к споту», – отмечает Михаил Крылов.

По его подсчетам, если бы в контрактах Газпрома цена на газ была привязана не к ценам на нефть, а к ценам на споте, то в прошлом году недополученная выручка компании составила бы 7,527 млрд долларов, а в этом – 4,734 млрд долларов.

«По оценке Института энергетики и финансов, если бы поставки всего российского газа в Европу осуществлялись по спотовым ценам, то только за прошлый год выручка Газпрома снизилась бы на 5 млрд долларов», – говорит газете ВЗГЛЯД Сергей Агибалов.

По данным Газпрома, выручка компании от поставок газа в Европу в 2012 году составила 55,9 млрд долларов (в страны СНГ и Балтии – 19,86 млрд долларов).

При этом прибыли газовой монополии – это не только дешевый газ для россиян, но и доходы российского бюджета. Газпром является одним из главных налогоплательщиков, в 2012 году он отдал в госказну 1,9 трлн рублей.

Газпром старается не менять привязку к нефти, однако при необходимости идет на уступки ради сохранения доли рынка. И с учетом предоставленных Газпромом скидок европейским клиентам разница в ценах по контрактам и на спотовом рынке уже не так существенна.

«В предыдущие годы наблюдался существенный разрыв цен на спотовом рынке и цен долгосрочных контрактов, привязанных к нефти, причем не только у Газпрома. В прошлом году цены на споте были в среднем на 20% ниже, чем публикуемая оценочная цена поставок российского газа в Германию, – говорит Сергей Агибалов. – Однако в этом году, после предоставления скидок европейским покупателям, разрыв снизился до 7%».

Газпрому уже пришлось предоставить скидку на газ GDF Suez, EconGas и Wingas. В прошлом году Газпром согласился пересмотреть цены на газ для немецкой E.On и польской PGNiG, но также без отмены традиционной нефтепродуктовой привязки цен.

Сейчас, помимо Eni, переговоры по ценовым параметрам газовых контрактов ведут еще несколько европейских компаний, в частности немецкая RWE. Однако последняя не сумела договориться с Газпромом по ценам на российский газ, и теперь спор будет решаться в суде. Газпром еще в прошлом году заявил, что почти закончил переговоры со своими европейскими партнерами по корректировке цены поставок газа.

..............