Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

13 комментариев
25 ноября 2013, 19:20 • Экономика

Побочный нефтяной эффект

Снятие санкций с Ирана может ударить по России

Побочный нефтяной эффект
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Достигнутые договоренности так называемой шестерки с Ираном – не только новая дипломатическая победа России, но и, как ни парадоксально, риск снижения доходов для нашего бюджета. Все дело в том, что столь умиротворяющие новости вызвали снижение цен на нефть. На снижении цены сырой нефти только на 1 доллар российский экспорт теряет 4 млрд долларов.

Мировые цены на нефть продолжают показывать негативную динамику в понедельник на фоне оглашения итогов переговоров «шестерки» с Ираном по ядерной программе страны, свидетельствуют данные торгов.

При снижении цен с текущих уровней порядка 108–109 долларов до 100 долларов потери экспорта составят порядка 35 млрд долларов

Цена январских фьючерсов на североморскую нефть марки Brent к 17.45 мск сократилась на 1,15% – до 109,19 доллара за баррель. С одной стороны, нефть Brent упала в цене не слишком сильно, если смотреть на уровни. Но если мерить по масштабу одномоментного движения, то довольно сильно – почти на 3 доллара за баррель. Это произошло после того, как стало известно, что с Ираном достигнуто соглашение, предусматривающее отмену санкций. Стоимость декабрьских фьючерсов на легкую нефть марки WTI уменьшилась к обеду на 1,31% и составила 93,61 доллара за баррель.

Тегеран и главы МИД «шестерки» (Россия, США, Китай, Британия, Франция, Германия) в ночь на 24 ноября в Женеве договорились, что Иран обязуется снизить степень обогащения урана с 20% до 5%, а также предоставить международным экспертам доступ для более тщательных проверок в обмен на смягчение экономических санкций в отношении страны.

Первый этап реализации соглашения рассчитан на полгода, этот период будет посвящен продолжению переговоров, чтобы достичь окончательных договоренностей о параметрах, требуемых для мирной ядерной деятельности.

Власти США в воскресенье уже разморозили иранские активы на сумму 8 млрд долларов, сообщает иранское новостное агентство IRNA со ссылкой на заявление экс-главы торгово-промышленной палаты Ирана Алинаки Хамуши (Alinaqi Khamoushi). Разрешение ядерного вопроса «постепенно поможет улучшить торговые отношения Ирана с европейскими странами и даже с США», отметил Хамуши в интервью агентству IRNA.

Евросоюз в понедельник заявил, что уже в декабре начнет процесс смягчения санкций против Ирана, передает в понедельник агентство «Франс Пресс» со ссылкой на главу МИД Франции Лорана Фабиуса.

Впрочем, снятие или ослабление ряда санкций будет носить «ограниченный, точечный и обратимый характер», заявил в эфире радиостанции Europe 1 Фабиус. При этом министр иностранных дел Франции не уточнил, каких именно областей, затронутых санкциями, амнистия может коснуться в первую очередь. По его словам, встреча Евросоюза на уровне министров иностранных дел по этому вопросу может состояться в течение нескольких недель.

«Соглашение между сторонами (Ираном и «шестеркой» – прим. ВЗГЛЯД) не имеет прямого влияния на экспорт нефти из страны, однако оно стало причиной полагать, что решение по нефтяной отрасли Ирана не за горами. Премия к риску на этом фоне снизилась», – комментирует ситуацию на рынке главный аналитик по нефти Axpo Trading AG Энди Зоммер (Andy Sommer), слова которого приводит агентство Bloomberg.

В то же время аналитики Goldman Sachs Group полагают, что реакция на новости по Ирану стала чрезмерно сильной. «Объем иранской нефти на международных рынках останется без изменений по крайней мере в ближайшие шесть месяцев», – считают эксперты финансовой организации.

Россия по-прежнему сильно зависит от мировых цен на нефть, поэтому их снижение ведет к ощутимым потерям для нашей страны. «В среднем снижение цены сырой нефти на 1 доллар за баррель ведет к падению российского экспорта в годовом выражении на 4 млрд долларов, – говорит газете ВЗГЛЯД заведующий сектором Института энергетики и финансов (ИЭФ) Сергей Агибалов. – При снижении цен с текущих уровней порядка 108–109 долларов до 100 долларов потери экспорта составят порядка 35 млрд долларов, из которых непосредственно на снижение выручки от сырой нефти приходится только 40%, а остальное – за счет сокращения цен на нефтепродукты, природный газ (цена которого индексируется от нефти) и общего снижения спроса».

При этом, отмечает Агибалов, основные потери от снижения цен на нефть понесут даже не нефтяные компании России, а бюджет страны из-за снижения экспортной пошлины и размера НДПИ. В этом специфика валового налогообложения выручки нефтяного сектора. «Например, если цена нефти упадет со 110 до 80 долларов за баррель, то потери государства составят 25 долларов с одного барреля, а выручка нефтяной компании снизится только на 5 долларов», – говорит Сергей Агибалов.

Если посмотреть на принятый Госдумой бюджет РФ на 2014–2016 годы, то он сформирован из среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов – в 2015–2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития. Это значит, что снижение цены на нефть до 93–95 долларов за баррель Россия может легко пережить, а вот падение, например, до 60 долларов за баррель будет гораздо более серьезным ударом.

«Падение цен на нефть до 90 долларов означает сокращение доходов бюджета на 5% и экспорта на 10–15%. Выпущенная валютная выручка возрастет до 70–80 млрд долларов в год, а возможное сокращение бюджета уменьшит ВВП на четверть триллиона долларов. Но при таком падении рынок может адаптироваться с помощью структурной перестройки сектора в сторону экспорта нефтепродуктов, а правительство в состоянии компенсировать до четверти триллиона долларов за счет внешних заимствований», – говорит директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов.

«При падении цены на нефть до 60 долларов бюджет лишится 10% доходов, включая собственно сырьевые и те, что от них зависят. Экспорт уменьшится на 25–30%, сальдо платежного баланса станет отрицательным, рублю будет грозить девальвация. Это вызовет дефицит длинных денег и поставит финансовую систему на грань краха. Потери для экономики от выпущенной валютной выручки достигнут 150 млрд долларов, от возможного секвестра – до половины триллиона долларов. Правительство в этой ситуации уже не сможет занимать деньги», – отмечает газете ВЗГЛЯД Михаил Крылов.

Впрочем, для паники пока нет предпосылок, считают экономисты. «Если все великие державы пойдут на смягчение санкций, цены на нефть повысятся до 110–115 долларов за баррель, а если на полное снятие, то упадут – до 100–105 долларов», – ожидает Михаил Крылов.

По его мнению, экономически обоснованная цена нефти – это 110–115 долларов за баррель, а ее снижение вызвано двумя факторами. «Во-первых, Обама запретил хедж-фондам спекулировать на повышении цен на нефть. А во-вторых, демпингом со стороны Ирана и ожиданиями увеличения предложения в случае снятия с него санкций. Именно поэтому есть основания полагать, что следующий минимум котировок нефтяных фьючерсов будет не ниже сотни», – объясняет экономист.

«Пока снятие санкций лишь частично скажется на нефтяной сфере Ирана, ожидать роста предложения не приходится. В будущем если ослабление санкций затронет уже непосредственно поставки нефти, то можно ожидать постепенного восстановления поставок из Ирана, рост которых приведет к росту общего предложения на мировом рынке. Однако это может совпасть с ожидающимся восстановлением мировой экономики в 2014 году и, соответственно, ростом спроса на энергоносители, поэтому существенного снижения цен на нефть при прочих равных это не вызовет», – прогнозирует собеседник газеты ВЗГЛЯ из Института энергетики и финансов.

Впрочем, Агибалов замечает, что в реальном выражении цены на нефть в последние годы и так снижаются относительно прочих товаров. «Глобальная инфляция за последние два года составила порядка 8%, а цены на нефть все это время стагнируют на уровне 109–111 долларов за баррель», – указывает экономист.

..............