Любовь остается самой важной добродетелью в человеческой жизни. Самое важное в жизни – это быть человеком, на которого его близкие могут полагаться, а самое ценное – это люди, на которых можешь полагаться ты сам.
5 комментариевОпять шантаж
Польша снова хочет скидку на российский газ
Спустя всего год после получения скидки на российский газ Польша снова начинает требовать от Газпрома снижения цен на голубое топливо. За спиной Польши поддержка Еврокомиссии, которая на прошлой неделе пригрозила Газпрому штрафом в 15 млрд долларов за монопольное положение. Впрочем, других инструментов давления у ЕС нет.
Польское правительство рассчитывает начать переговоры с Газпромом о снижении цен на поставляемый в республику российский газ, заявил в понедельник вице-премьер Польши Януш Пехочиньский.
В рамках переговоров о ценах газа для Центральной и Восточной Европы настало время, чтобы говорить с Газпромом о пересмотре ставок
«Мы рассчитываем на то, что в рамках переговоров о ценах газа для Центральной и Восточной Европы настало время, чтобы говорить с Газпромом о пересмотре ставок», – отметил он, пояснив, что «рынок все больше становится рынком покупателя, а не поставщика».
Пресс-служба польского энергетического концерна PGNiG сообщает, что стороны сегодня начали обсуждение этого вопроса в рамках проходящей в Гданьске рабочей встречи с представителями Газпрома.
По словам Пехочиньского, с российской стороной также ведутся переговоры об обеспечении безопасности поставок и возможности транзитного использования Ямальского газопровода.
При этом польский вице-премьер не забыл упомянуть о еще одном аргументе для снижения цены. Он уверяет, что уже в 2018 году Польша придет к полной энергетической безопасности благодаря строительству новых газопроводов и терминала СПГ, а также добыче сланцевого газа.
Между тем Польша в лице польского энергетического концерна PGNiG получила от Газпрома скидку на газ менее чем год назад – в ноябре 2012 года. Достигнутое соглашение позволило прекратить арбитражный процесс в Стокгольме, который начался по инициативе польской стороны. В PGNiG отмечали, что скидка составила более 10%, новая цена по контракту неизвестна. Сообщалось, что Польша получила в итоге топливо по такой же цене, как и Германия, вместо 570 долларов за тысячу кубометров, то есть в районе 450 долларов. Это значит, что скидка могла составить и все 20%.
«Такая разводка»
Польша вновь завела разговор о снижении цены на российский газ сразу после того, как ЕК пригрозила Газпрому штрафом в 15 млрд долларов за злоупотребление доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе. Об этой угрозе в четверг на прошлой неделе заявил еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния.
По его словам, регуляторы, ведущие антимонопольное расследование в отношении Газпрома, уже начали готовить заявление о претензиях к российской компании. Расследование проводилось в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии, уточнил он. При этом еврокомиссар отказался сказать, в какой срок власти планируют предъявить Газпрому свои претензии. Неофициально сообщалось, что это будет сделано до конца 2013 года.
- Украина начала беспокоиться о судьбе своей ГТС
- Европа получит 2% необходимого газа из Азербайджана
- Строительство газопровода в Молдавии оказалось маскарадом
- Туркмения строит новый порт на Каспии в обход России
- Нефтяные концерны Европы заподозрили в манипуляции ценами
- Нефтяные концерны Европы заподозрили в манипуляции ценами
ЕК начала антимонопольное расследование в сентябре 2012 года в попытке обвинить Газпром в нарушении конкуренции по трем статьям. ЕК заподозрил, что Газпром якобы блокирует свободные поставки газа странам-членам, препятствует диверсификации поставок и, наконец, устанавливает несправедливые цены на газ для клиентов, увязав их с ценами на нефть. Эксперты полагают, что ЕК хочет заставить Газпром перейти от контрактной схемы поставок на спотовую и получить контроль над рынком. По мнению представителей Газпрома, запустив расследование на восточноевропейских рынках, власти ЕС могут пытаться получить скидки на газ. И судя по всему, Газпром оказался прав.
Польша, заручившись поддержкой ЕК, начала требовать очередного снижения цен на российский газ. «Ясно, что Польша прикрывается последним заявлением ЕК о том, что якобы уже все материалы готовы и они будут переданы в суд, в чем я сильно сомневаюсь. Я как раз думаю, что вся эта история с антимонопольным расследованием ЕК затеяна для того, чтобы Брюссель мог говорить, что завтра идет в суд, который выкатит Газпрому штраф, а условно поляки имели возможность тут же прибежать и попросить скидку. Если, мол, дадите скидку, то мы так уж и быть за вас словечко замолвим. Я думаю, это такая разводка. Поэтому заявление поляков после громкого заявления Брюсселя для меня совершенно не удивительно», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Весь остальной набор аргументов, которые выдвигает Польша, а именно обещание обрести к 2018 году энергонезависимость от российского газа, эксперт называет смехотворными.
Мечты о сланцевом газе и СПГ-терминале
«В целом политика ЕС по диверсификации газовых поставок, как мы видим, разваливается, и Польша является ярким примером этого. Разговоры об успехах сланцевого газа смешны. В Польше действительно была пробурена сланцевая скважина, было шумное мероприятие, на которое приехал сам премьер-министр, зажгли факел – символ, что газ пошел, саму скважину назвали «Пламя надежды». В польской прессе больше года радуются, что Польша доказала, что может добывать сланцевый газ», – говорит Константин Симонов.
«На самом деле Польша показала лишь то, что у нее есть залежи сланцевого газа и что есть техническая возможность его добычи. Но вопрос не в наличии залежей или в технических возможностях добычи, которые Америка уже давно доказала, а в стоимости этого газа. Коммерческая эффективность добычи сланцевого газа в Польше находится под большим вопросом. Exxon еще в 2012 году закрыл сланцевые проекты в Польше, его тут же назвали предателем, чуть ли не работающим на Газпром», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Сейчас шантаж другой – дайте нам скидку, иначе мы вас оштрафуем
Exxon Mobil, пробурив две разведочные скважины на месторождениях сланцевого газа в Польше, отказался в прошлом году от планов добывать здесь сланец. Компания просто-напросто не обнаружила коммерческих запасов сланцевого газа, признав проект нерентабельным.
«Мы внимательно следим за отчетами компании, которая сейчас работает на скважине «Пламя надежды». Они показывают полное ухудшение показателей, проект разваливается на глазах», – уверяет эксперт.
«Поэтому к 2018 году Польша не станет самодостаточной в энергетическом плане благодаря сланцевому газу. Это просто невозможно, либо это будет стоить Польше столько денег, сколько у нее просто физически нет», – резюмирует эксперт.
«История со строительством СПГ-терминала в Польше к 2015 году еще более смешная, потому что этот терминал до сих пор не обеспечен контрактами. Терминал рассчитан на поставку 7,5 млрд кубометров газа, а контракт подписан только с Катаром и менее чем на 2,5 млрд кубометров газа. Самое интересное, что цена контракта составляет 740 долларов за тысячу кубометров катарского газа. Российский газ по 500 долларов за тысячу кубометров они считают дорогим, а у Катара собираются покупать за 740 долларов, называют это диверсификацией газовых поставок и этим еще пытаются пугать Россию», – говорит Симонов.
«В Европе было много таких проектов, которым придавалось важное значение, но в итоге они проваливались. Теперь европейские эксперты рассказывают о строительстве новой трубы – интерконнектора между двумя СПГ-терминалами в Польше и Хорватии, – которая спасет Восточную Европу от российского газа. Но трубы нет – и контрактов тоже», – указывает эксперт.
Провальная политика
Эксперт напоминает о провалившихся проектах Nabucco и Nabucco West, которые были похоронены Азербайджаном. Последний предпочел TANAP и TAP (Трансадриатический газопровод).
«Это полный провал энергополитики ЕС, потому что 80% азербайджанского газа пойдет на рынок Италии, где уже наблюдается полная диверсификация поставок. А на восток Европы – в Болгарию и Грецию – приедет только 2 млрд кубометров. Это смешные цифры, чтобы говорить о какой-то революции», – считает Симонов.
Брюссель рассчитывал, что большая доля азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз придет в страны юга и востока Европы, что позволит снизить их зависимость от российских поставок. Однако эти планы рухнули, когда в июне консорциум «Шах-Дениз» отказался от поставок по газопроводу Nabucco, который поддерживал Брюссель, в пользу Трансадриатического трубопровода.
В итоге в сентябре Азербайджан подписал контракты с девятью покупателями газа из Европы, по которым 80% газа будет доходить до Италии, а Болгария и Греция будут получать лишь по 1 млрд кубометров азербайджанского газа в год в течение 25 лет. «Газ с Шах-Дениза теперь точно потерян для Восточной Европы, – признал старший аналитик по европейскому газу Societe Generale Тьерри Бро. – Эти страны продолжат испытывать зависимость от российских поставок».
«Раньше шантаж был покрасивее, говорили, что построят Nabucco, начнем добывать сланцевый газ. А теперь нет ни того, ни другого. Чем сейчас они могут пугать Газпром – контрактом с Катаром на 740 долларов? Это смешно. Аргументы очень слабые. Еще год назад можно было чем-то пугать. Но этот год – провальный для ЕС с точки зрения диверсификации поставок газа. Поэтому сейчас шантаж другой – дайте нам скидку, иначе мы вас оштрафуем, просто потому что мы европейцы, суд идет на нашей территории, а уж мы придумаем, к чему придраться», – говорит Симонов.
При этом претензии к монопольному статусу Газпрома эксперт считает необоснованными. «Пусть тогда построят трубу, соединяющую Польшу с другими странами. Это же не Газпром за них должен делать. Газпром и так уже сделал больше, чем весь ЕС, построив «Северный поток» и от него газопровод Opal, соединив тем самым восток Европы с западом. Это же чистый интерконнектор. Теперь Германия связана с Чехией и Словакией через эти две трубы. Газпром построил то, что ЕС должен был сам делать. Теперь там говорят, что соединят запад Европы и восток Европы. Но пока ничего так и не сделали», – заключает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.