Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
23 октября 2013, 19:35 • Экономика

Меньше на две трети

Две трети украинского автопрома потеряно из-за действий РФ

Меньше на две трети
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Украинский автопром упал более чем на 60%, 17 тыс. рабочих едва не потеряли свои рабочие места. И все это из-за введенного Россией утилизационного сбора, жалуется украинский премьер-министр Николай Азаров. Будущее украинской автомобильной промышленности, похоже, еще более печально: значительная ее часть будет заниматься выпуском китайских машин.

Утилизационный сбор, введенный в России в 2012 году в отношении импортеров автомобилей, привел к серьезным последствиям для украинского автопрома, заявил премьер-министр Украины Николай Азаров на заседании правительства в среду.

Отечественный автопром потерял 60% объемов производства. Как следствие, стоял вопрос об увольнении около 17 тыс. рабочих

«Введение Российской Федерацией утилизационного сбора на автомобили привело к тому, что отечественный автопром потерял 60% объемов производства. Как следствие, стоял вопрос об увольнении около 17 тыс. рабочих», – отметил Азаров.

По его словам, лишь «вынужденные симметричные меры» затормозили стремительный спад украинского автопроизводства. Под ними подразумевается введение спецпошлины на импортные машины и утилизационного сбора, аналогичного российскому, в сентябре этого года.

Потери Украины

Утилизационный сбор был введен в России в сентябре прошлого года. Для легковушек базовая ставка равна 20 тыс. рублей, для грузовых машин – 150 тыс. рублей. Такой сбор сделал невыгодным ввоз украинских машин в РФ. Основное преимущество украинских машин было в цене, а утильсборы подняли их стоимость на 7–15%.

В 2012 году производство легковых автомобилей на Украине упало на 27% до 76,2 тыс. штук, хотя импорт автомобилей увеличился на 8% до почти 205 тыс. легковых машин (данные Укравтопрома).

В этом году ситуация в украинском автопроме еще более ухудшилась. В первом квартале 2013 года внутреннее производство упало на целых 61,2%. Из-за утильсбора украинские производители стали быстро терять свои позиции на авторынке России. За пять месяцев 2013 года продажи автомобилей ZAZ упали в России на 67% до 1641 машины, автомобилей корпорации «Богдан» – на 65% до 1186 штук. В итоге экспорт легковых автомобилей из Украины в Россию в первом квартале этого года упал в 3,6 раза.

Падение уровня экспорта повлекло сокращение доходной части бюджета. В общем объеме выпуска автомобилей на Украине доля экспорта в Россию составляет почти 39%. Информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting оценивает потери Украины из-за российского утилизационного сбора в 268 млн долларов.

Впрочем, по мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, системные проблемы украинских автопроизводителей связаны не только с введением утилизационного сбора в России, но и со спадом потребительского интереса. Экономика Украины переживает не лучшие времена.

За девять месяцев 2013 года автопредприятия Украины произвели 32,8 тыс. автомобилей, продемонстрировав падение на 54,8%, из них легковых авто было произведено 30 тыс. (снижение на 54,6%), грузовых – 1,3 тыс. (снижение на 52,3%). Для сравнения: в России производство легковых автомобилей за девять месяцев, согласно данным Росстата, составило 1,4 млн автомобилей, показав снижение на 2,5%, грузовых автомобилей – 145 тыс. штук (снижение на 5,5%).

«Симметричные меры»

Между Россией и Украиной началась настоящая «автомобильная война». Как бы в ответ на утильсборы РФ в апреле Украина ввела спецпошлины на импорт автомобилей для защиты собственных автозаводов.

За ввоз машины с двигателем объемом 1–1,5 л стали взимать пошлину в 6,4% от таможенной стоимости автомобиля, с двигателем 1,5–2,2 л – 12,95%. Эта спецпошлина добавилась к 10-процентной пошлине на автомобили (для стран, входящих в зону свободной торговли СНГ, она нулевая). Пошлины введены на три года для всех производителей. В результате импорт легковых автомобилей на Украину резко упал.

И сильнее всего пострадал АвтоВАЗ, так как под эти пошлины попали все автомобили Lada. Впрочем, АвтоВАЗ пытается обойти пошлины за счет сборки машин на мощностях украинской корпорации «Богдан» в Черкассах. В 2013 году туда может быть поставлено около 10 тыс. сборочных комплектов, которые пошлинами не облагаются.

В ответ Россия вместе с партнерами по Таможенному союзу пригрозила до конца 2013 года обжаловать защитные пошлины на автомобили, введенные Украиной, в арбитражном органе СНГ по решению торговых споров. В ЕЭК уверены, что эти пошлины введены с серьезными нарушениями правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговли СНГ.#{ussr}

Эти меры еще весной вызвали негативную реакцию не только в СНГ, но также в ЕС и Японии.

Тем временем с сентября 2013 года Украина сделала следующий шаг для защиты своих автомобильных производств и ввела утилизационный сбор наподобие российского. Живыми деньгами его платят только импортеры, а местные компании могут предоставить гарантию утилизации машины в будущем. Для легковых автомобилей сбор составил от 600 до 3700 долларов в зависимости от объема двигателя, для коммерческих автомобилей и автобусов – от 1100 долларов и выше.

В ожидании введения этого сбора продажи машин на Украине даже оживились в июле и августе. А в сентябре продажи автомобилей в стране упали лишь на 8,5%, в октябре предварительно не зафиксировано резкого падения.

Следующий шаг

Впрочем, автомобильная война России и Украины закончится, как только Киев подпишет соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Украинские власти сами пообещали отменить спецпошлины на импорт легковых автомобилей в этом случае. А утилизационный сбор надо будет либо отменить, либо как минимум уравнять условия его применения, как это сделала Россия, подписав недавно специальные поправки в закон. С 1 января 2014 года все автопроизводители будут платить утильсбор в РФ живыми деньгами.

Москва пошла на это для того, чтобы у ЕС не было повода придраться к дискриминации европейских производителей. ЕС к этому времени уже запустил формальную процедуру разрешения спора с Россией в рамках ВТО. Украина, став ассоциированным членом ЕС и будучи членом ВТО, вряд ли сможет избежать таких же действий.

«На мой взгляд, по причине ассоциации с ЕС Украине целесообразно будет отменить и спецпошлины, и утилизационный сбор, заменив их другими налогами или сборами, к примеру, увеличив транспортный сбор, включенный в стоимость бензина. Такой сценарий может уменьшить стоимость автомобилей на 8–10% и, таким образом, поддержать рост авторынка», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт банка «БКС Премьер» Антон Шабанов.

«По уровню автомобилизации Украина примерно в четыре раза слабее России, а это значит, что потенциал у этого рынка значительный. И весь вопрос сейчас в том, кто этот потенциал в среднесрочной и долгосрочной перспективе реализует», – добавляет эксперт.

При этом местные СМИ прогнозируют, что уже в 2014 году каждый третий автомобиль, сошедший с конвейеров украинских автозаводов, будет китайским. «Китайские марки, действительно, могут заметно нарастить долю рынка в 2014 году, поскольку, помимо смелых производственных планов внутри Украины, импортеры – официальные дистрибуторы китайских BYD и Chery – тоже планируют нарастить поставки этих машин в общей сложности на 4,5 тыс. единиц», – соглашается Антон Шабанов.

«Примечательно, что параллельно с ростом доли на рынке дешевых китайских автомобилей примерно с такой же динамикой сокращается доля российского АвтоВАЗа», – указывает эксперт.

В основном Украина производит легковые автомобили самого низкого ценового сегмента. Поэтому китайские модели автомобилей украинской сборки конкурируют на внутреннем рынке Украины с российскими Lada производства АвтоВАЗа. Украинские автопроизводители собирают методом контрактной сборки ряд моделей иностранных концернов, таких как Skoda, Kia, китайские Tata и Jac.

..............