Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

25 комментариев
31 мая 2012, 22:31 • Экономика

Четыре вместо двух

Германия больше не возражает против расширения Nord Stream

Четыре вместо двух
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Газпрому оказалось мало двух веток «Северного потока»: он хочет построить третью и четвертую. Ангела Меркель, еще год назад возражавшая против подобных планов, больше не имеет ничего против. И все же не факт, что дополнительный газ, который нужен Европе, будет поставлять ей именно Газпром.

Спрос на газ в Европе будет достаточен для того, чтобы обеспечить строительство третьей и четвертой нитки «Северного потока», увеличив мощность газопровода до 110 млрд кубометров в год и более, заявил глава Газпрома Алексей Миллер в ходе ежегодного собрания Европейского делового конгресса (ЕДК).

Спрос на газ в Европе будет достаточен для того, чтобы обеспечить строительство третьей и четвертой нитки «Северного потока

Мощность первой уже построенной нитки «Северного потока» составляет 27,5 млрд кубометров, после запуска второй нитки осенью текущего года общая мощность газопровода будет доведена до 55 млрд кубометров газ в год. Таким образом, мощность третьей и четвертой ниток трубы может составить еще столько же – 55 млрд кубометров газа в год.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов подтвердил, что Россия готова увеличивать мощности «Северного потока». «Если Газпром и другие поставщики газа, а также европейские потребители достигли договоренности (по этому вопросу), то в правительстве РФ будут работать над обеспечением реализации данных решений», – подчеркнул Шувалов. Шувалов в это время находился на встрече глав правительств стран – членов Совета государств Балтийского моря, которая завершилась в четверг в приморском городе Штральзунд на севере Германии.

Интересно, что эти неожиданные планы Газпрома тут же поддержала канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая была на той же встрече, что и Шувалов. «Если существует потребность в соответствующих объемах газа, то можно и расширить эту систему», – сказала она, говоря о расширении «Северного потока». Она отметила, что, «конечно же, это потребует получения дополнительных разрешений». «Но это вполне возможно», – считает канцлер. Хотя еще летом прошлого года Меркель отказала Медведеву в расширении «Северного потока», заявив, что может обойтись без «третьей, четвертой и пятой трубы».

Газопроводы «Северный» и «Южный поток» должны избавить Европу от опасной монопольной зависимости транзита российского газа через Украину, которая уже два раза блокировала поставки газа в ЕС (в 2006 и 2009 годах). Такова главная роль этих труб, заявил Миллер.

«Сегодня нас очень беспокоит недостаточный темп закачки «Нафтогазом Украины» газа в подземные хранилища для прохождения Украиной зимы 2013 года и выполнения обязательств транспортировать в полном объеме российский газ через территорию Украины в соответствии с заявками европейских потребителей зимой», – пояснил он.

«После вступления в строй новых газопроводов наш экспорт обретет более надежные маршруты доставки и, что немаловажно, дополнительную гибкость. Это позволит значительно увеличить безопасность снабжения европейских потребителей природным газом, чему наша компания придает важнейшее значение», – цитирует его «Интерфакс».

Одновременно с этим «раз и навсегда будет ликвидирован повод безосновательно возлагать на Газпром ответственность за последствия чужих решений, которые обернулись блокированием экспортных поставок нашего газа», добавил Миллер.

Неочевидно

«С экономической точки зрения этот проект, скорее всего, отличается низкой рентабельностью. Однако для Газпрома и государства важнее независимость от посредников на пути подачи газа в Европу. Если с Минском вопрос решился покупкой белорусской ГТС, то заполучить украинскую ГТС никак не удается. Запуск первой и второй очередей «Северного потока» и «Южного потока» вряд ли полностью устранит Украину из цепочки поставок, для этого надо строить еще и третью и четвертую очереди «Северного потока», – говорит газете ВЗГЛЯД отраслевой аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев.

При реализации всех четырех ниток «Северного потока» и полностью «Южного потока» (с учетом газопровода Ямал – Европа, но без украинской ГТС) суммарная мощность экспортных трубопроводов в ЕС составит 203 млрд кубометров газа. В прошлом году Газпром поставил на экспорт 157 млрд кубометров газа. «Таким образом, Газпром сможет полностью диверсифицировать поставки через украинскую территорию. При этом понятно, что на дополнительные 46–50 млрд кубометров газа Газпрому придется находить нового потребителя», – подсчитала аналитик по нефтегазовому сектору RMG Дарья Козлова.

Однако остается два вопроса. Первый – сможет ли Европа потребить столько газа, сколько Газпром намерен поставлять. Другой вопрос – откуда Европа, которая стремится найти альтернативных поставщиков газа, будет получать газ в будущем.

«Во многом газопроводные проекты: и «Северный», и «Южный поток» – политические, хотя и снимают вполне очевидные экономические «транзитные» риски. Но для того чтобы наш газ лучше продавался в Европе, нужны в первую очередь не новые трубы, а более гибкое ценообразование. А запас мощностей пока есть – и украинская, и белорусская ГТС недозагружены», – считает эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

Дарья Козлова из RMG считает, что Газпрому придется выбрать либо увеличение мощности «Северного потока», либо строительство «Южного», причем южный коридор может стать более удобным направлением из-за высокого спроса в Италии, где в последнее время традиционно случаются холодные зимы.

Сколько газа сможет потребить Европа

#{smallinfographicleft=453056}Европейский рынок, конечно, представляется очень привлекательным куском для Газпрома. «Деатомизация» Европы, в первую очередь Германии, приверженность реализации низкоуглеродной политики, да и просто сокращение добычи газа внутри ЕС способствуют тому, что открываются широкие перспективы для поставок природного газа из-за пределов ЕС», – указывает Сергей Агибалов.

Спрос на газ в Европе динамично рос все 2000-е годы, за исключением спада в кризисный 2009 год. По данным Агибалова, в ЕС потребление за 2000-е годы выросло более чем на 50 млрд кубометров, а на фоне падения внутренней добычи на четверть совокупный импорт стран ЕС вырос на 110 млрд кубометров – более чем в полтора раза.

«Спрос и потребность в импорте будут расти, и в перспективе до 2020 года весьма вероятно, что потребление в ЕС вырастет до 550–600 млрд кубометров, а импорт может вырасти более чем на 100 млрд кубометров»,  – ожидает Сергей Агибалов из Института энергетики и финансов.

Более скромные прогнозы у Дарьи Козловой из RMG, которая считает, что теоретически рост потребности экспорта газа европейских стран может вырасти до 370 млрд кубометров. Таким образом, при полной загрузке всех проектов Газпром планирует покрыть 55% из этих будущих потребностей ЕС. Для сравнения: в этом году Газпром покрыл 58% потребностей в экспорте (при этом надо учитывать, что концерн замещал выбывшие ливийские поставки), указывает эксперт.

Будет ли Европа покупать газ у Газпрома

Даже если самые скромные прогнозы по росту спроса потребления газа в Европе оправдаются, нет гарантий того, что именно газпромовский газ займет эту отрывающуюся нишу.

В последние годы Газпром уже и так начал терять долю на европейском рынке. За 2000-е годы на фоне роста импорта в Европе поставки российского газа в страны дальнего зарубежья (вне СНГ) лишь немного расширились: со 134 млрд в 2000 году до 162 млрд кубометров в 2006 году, после чего Газпром стал стремительно терять рынок. В итоге в 2011 году весь экспорт в дальнее зарубежье составил только 117 млрд кубометров, указывает Агибалов.

По данным Козловой, сейчас цена газа Газпрома практически в два раза выше, чем спотовые цены в Zee Brugge в 232 доллара за тысячу кубометров. Из-за такого разрыва в цене у монополии постоянно возникают проблемы с покупателями, напоминает эксперт. Неудивительно, что Европа, недовольная ценами на российский газ, активно ищет альтернативных поставщиков. «Россию на европейском рынке очень активно теснят Катар и Нигерия. Если в середине 2000-х они поставляли в ЕС лишь 16 млрд кубометров, то в 2010 году – уже 52 млрд кубометров газа», – указывает эксперт.

«Конечно, Газпром полностью не будет устранен, но долю на европейском рынке может терять и дальше. Недавно американская газовая компания получила право экспортировать газ и намерена начать делать это с 2015 года. Причем среди поставщиков, которые хотят получать газ от американской компании, есть в том числе и европейские потребители», – указывает Чернядьев.

Кроме того, существует огромная конкуренция со стороны поставок СПГ, добавляет Дарья Козлова. На текущий момент мощность регазификационных терминалов СПГ в ЕС составляет около 186 млрд кубометров, но к 2015 году планируется увеличить ее до 268 млрд кубов, указывает эксперт. Ко всему прочему, спрос на газ в ЕС остается очень нестабильным из-за кризисной ситуации, которую не может перекрыть даже постепенный переход Германии от энергетики мирного атома на газовую, считает она.

«Да и у самого Газпрома существует проблема падения добычи. На месторождениях Надым-Пур-Таза добыча должна упасть на 100 млрд кубометров к 2015 году. Хотя это может быть покрыто выходом на пик добычи Бованенковского месторождения. Но все крупные новые проекты Газпрома по добыче стоят (Штокман, Ковыкта, Чаянда), так что с учетом растущего спроса на газ в России у концерна могут возникнуть проблемы с наполняемостью трубопроводов», – считает Дарья Козлова из RMG.

..............