Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

4 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
1 ноября 2012, 20:45 • Экономика

Надежда на частника

Медведев отправил на доработку госпрограмму развития науки

Надежда на частника
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Наталья Журавлева

Догнать по числу публикаций в научных журналах Великобританию, а по числу патентов – Канаду, Германию и Францию. Такие планы представлены в госпрограмме развития науки до 2020 года. Однако правительство не смогло ее утвердить: слишком велики оказались противоречия по поводу того, кто должен в большей степени финансировать науку – государство или бизнес.

В четверг правительство рассмотрело госпрограмму «Развитие науки и технологий» до 2020 года. Главную цель новой государственной программы по развитию науки премьер-министр Дмитрий Медведев сформулировал так: закрепить за Россией статус научной державы.

Корпоративная наука в частных фирмах не создана, фирмы предпочитают покупать технологии за рубежом

Программа должна помочь российским исследованиям и разработкам стать конкурентоспособными – доля российских публикаций среди мировых должна вырасти с нынешних 2% до 3–3,5%. Это международный показатель, который свидетельствует об авторитете научной школы той или иной страны в мире.

По числу публикаций в научных журналах, индексируемых в международной базе Scopus, на 100 исследователей российские учёные должны сравняться с британскими и французскими, а по числу патентов на 100 ученых Россия к 2020 году должна опередить Канаду, Германию, Великобританию и Францию.

Еще два ключевых направления программы – это обновление оборудования исследовательских институтов и центров как минимум на 70%, а также кадровый вопрос. Благодаря росту зарплат до уровня вдвое выше средней по региону, а также увеличению финансирования в целом, в науку должны прийти молодые кадры. По расчетам Минобрнауки, доля научных работников в возрасте до 39 лет должна достичь не менее трети.

Финансовые перипетии

Программа предусматривает значительное увеличение финансирования научной сферы. Так, уже к 2015 году объем расходов на науку должен достичь 1,77% ВВП, а к 2020 году – целых 3% ВВП. Львиная доля финансирования должна быть обеспечена частными инвесторами. К 2015 году объем частных вложений должен вырасти в 2,5 раза, а к 2020 году – десятикратно.

В финансовой щедрости бизнеса, готового инвестировать в науку, сомневаются многие. В частности, президент Российской академии наук (РАН) Юрий Осипов не верит в развитие так называемой частной науки – разработок в негосударственных компаниях. «Корпоративная наука в частных фирмах не создана, фирмы предпочитают покупать технологии за рубежом», – признал он.

Вице-премьер Аркадий Дворкович признался, что и у него «есть определенное недоверие к цифрам (госпрограммы) с 2017 по 2020 год, когда предусматривается очень резкий рост расходов частного сектора на науку». «В то, что он будет таким резким, поверить очень сложно, конечно, он будет, но более умеренным, чем предполагается», – считает Дворкович.

Если частные инвестиции привлечь не получится, потребуется нарастить расходы бюджета. В противном случае выполнение целевых показателей окажется под угрозой, считает министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Проблема в том, что с 2014 года прекращают действовать специализированные федеральные целевые программы. Рост расходов на науку бюджетом пока не предусмотрен. Номинальные расходы хотя и растут, но вот в процентах ВВП они будут сокращаться с нынешних 0,9% ВВП, пояснил Аркадий Дворкович.

«Со снижением согласиться никак не могу. Мы пока наращивать не можем, через два года посмотрим, сможем ли нарастить, но снижать точно нельзя», – цитирует Дворковича БИЗНЕС-ТАСС.

У Минфина на этот счёт своё мнение. Замещать частные инвестиции государственными не следует, уверен министр финансов Антон Силуанов. При этом увеличивать бюджетные расходы на госпрограмму можно, но не в требуемых Ливановым объемах. «Речь об увеличении бюджетного финансирования в два раза по сравнению с действующими параметрами вестись не может», – заметил он.

Силуанов напомнил, что в госпрограмме размер дополнительных средств примерно соответствует объему бюджетных. По его словам, соотношение бюджетных и внебюджетных затрат в заложенных Минобрнауки параметрах с годами не изменяется и остается 70 на 30, хотя должно измениться до 30 на 70.

Премьер-министр Дмитрий Медведев встал на сторону науки. «Все мы за то, чтобы частные инвестиции приходили в науку. Но если говорить по-честному, пропорция 30 на 70, где 70 – это частные инвестиции, мне представляется абсолютно нереалистичной», – возразил он, передает «Интерфакс».

В большинстве стран мира научные исследования в основном финансируются именно государством, напомнил Медведев, еще раз подчеркнув, что 70% частных вложений – цифра нереальная.

В итоге глава правительства предложил отправить проект программы на доработку.

Критика РАН

Если говорить по-честному, пропорция 30 на 70, где 70 – это частные инвестиции, мне представляется абсолютно нереалистичной

Ранее о серьезных замечаниях к проекту заявляли представители РАН. Академики долго обижались, что министерство не допускает их к управлению программой и вообще игнорирует замечания. По прогнозам учёных, такое отношение в конечном счёте может привести к краху фундаментальной науки.

В частности, заместитель главного ученого секретаря президиума РАН Владимир Иванов в октябре говорил, что РАН не устраивает структура управления реализацией госпрограммы, зафиксированная в актуальной на тот момент версии проекта документа. Кроме того, он подчеркивал, что одну из пяти подпрограмм по фундаментальным исследованиям необходимо доработать, положив в ее основу собственную программу фундаментальных исследований государственных академий наук.

Минобрнауки ранее неоднократно пыталось добиться изменения структуры РАН, чтобы сделать ее более управляемой и подотчетной в тратах. Дмитрий Ливанов, еще будучи ректором МИСиСа, опубликовал в 2009 и 2011 годах статьи о проблемах отечественной науки, где предлагал преобразовать РАН в «клуб ученых». Госпрограмма должна была помочь ведомству контролировать финансирование РАН, сделав ее расходы более прозрачными.После длительных обсуждений основные разногласия с научным сообществом удалось снять. На днях состоялось совещание с зампредом правительства Ольгой Голодец, где президент РАН Юрий Осипов отметил, что текст госпрограммы существенно изменился, а принципиальные разногласия с академией устранены.

Теперь главный нерешённый вопрос – финансирование программы.

«Наука должна быть рентабельной»

Авторы проекта программы предлагают привлекать частный капитал главным образом на поддержку развития научной кооперации вузов с предприятиями высокотехнологичных секторов экономики и поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в учреждениях высшей школы и научных учреждениях государственных академий наук, рассказывает заведующий лабораторией прикладных институциональных исследований ИЭП им. Е.Т. Гайдара Владимир Комаров.

«Первое из перечисленных мероприятий как раз и направлено на вовлечение научных учреждений в проекты создания и развития высокотехнологичных производств. Второе – создание лабораторий и проведение соответствующих исследований мирового уровня, в которые уже вкладывает свои деньги бизнес, например, в Сколково», – продолжает он.

Как раз тут достичь к 2020 году существенного роста расходов частного сектора на науку вполне реально, считает эксперт.

«Это зависит, прежде всего, с одной стороны, от качества реализации планов государства по улучшению инвестиционного климата и совершенствованию институтов – предприятиям необходимы стимулы для осуществления затрат в НИОКР, с другой – от совершенствования институциональной среды в российской науке», – поясняет он.

При этом определённо сказать, каким должно быть соотношение бюджетных и частных расходов на науку, эксперт не берется.

«Для разных стран, для разных систем организации научных исследований это соотношение отличается, – указывает Комаров. – Мы можем говорить лишь о том, что серьезный рост частного финансирования реален при условии комплексного развития сектора науки и технологий».

По оценкам Андрея Сахарова из «Инвесткафе», повышение доли негосударственного финансирования в среднесрочной перспективе хотя бы до 15–20% было бы «несомненным достижением». Аналитик отмечает, что негосударственное финансирование науки в США составляет порядка 40–45%.

Универсальный рецепт привлечения инвестиций, в том числе в науке, – создание необходимого инвестиционного климата, уверен Комаров. «Чтобы в науку пришли частные инвестиции, необходим спрос на продукты научной деятельности, – добавляет Сахаров. – Этого можно достичь только в такой среде, где единственным конкурентным преимуществом на рынке является эффективность. Пока в России это не так. При рентабельности науки объем негосударственных инвестиций вырастет автоматически».

По словам Комарова, важно добиться увеличения внутренних затрат на исследования и разработки до 3% к ВВП не только «формально», а изменив само качество государственной поддержки. Иными словами, создать такую систему, которая бы обеспечивала по-настоящему высокий уровень стимулов и мотивации для занятия наукой.

..............