Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
10 октября 2012, 19:15 • Экономика

Процент пошел

Экономика Рунета заняла 1% российского ВВП

Процент пошел
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Наталья Журавлева

Экономика Рунета демонстрирует сумасшедшие темпы роста – десятки процентов в год. Никакой другой сектор российской экономики похвастаться тем же не может. Однако доля интернет-рынка в ВВП страны пока очень небольшая – 1%. И это притом что российская интернет-аудитория уже сейчас самая большая в Европе.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) вместе с Высшей школой экономики (ВШЭ) подготовили исследование «Экономика Рунета в 2011–2012 годах».

Крупнейшим рынком в Рунете остается электронная торговля: объем рынка – 309,4 млрд рублей

Пытаясь оценить масштабы российского интернета как отдельного сектора экономики, эксперты пришли к выводу, что общий объем российского сегмента интернет-рынка в 2011 году составил 553,8 млрд рублей– это около 1% российского ВВП. По данным РАЭК и ВШЭ, в этом году объем интернет-рынка вырастет еще на 30% до 720 млрд рублей.

Сеть разложили по полочкам

В ходе исследования эксперты оценили 11 основных сегментов Рунета от хостинга и веб-разработки до видеорекламы и электронной коммерции.

В поле зрения исследователей намеренно не попал бизнес интернет-провайдеров, которые отнесены к телекоммуникационной отрасли, госзакупки и электронные торги, а также продажа туристических услуг и билетов на транспорт.

Крупнейшим рынком в Рунете остается электронная торговля: объем рынка – 309,4 млрд рублей. По мнению экспертов, особенность российского рынка онлайн-ретейла заключается в отсутствии крупных игроков, занимающих значительную долю рынка. На долю лидера, которым является интернет-магазин Ozon, приходится около 2–3% рынка.

Далее с большим отрывом следуют электронные платежи (166,7 млрд рублей) и контекстная реклама (24,2 млрд рублей). Оба сегмента в 2011 году были самыми быстрорастущими (+53%). Кстати, у 10 из 11 исследованных сегментов Рунета темпы роста в 2011 года превысили 20%. Помимо вышеназванных двух, быстрее остальных росли рынок SaaS-решений (программное обеспечение как услуга, +46%), SMM (маркетинг в социальных сетях, +43%) и медийная реклама (+41%).

Наибольший вклад в рост интернет-экономики в 2012 году, согласно исследованию, внесут видеореклама (+59%) и SaaS-решения (+46%).

Суммарно с исследованными рынками объем интернет-зависимых рынков по итогам 2011 года превысил 2,52 трлн рублей, что соответствует 4,62% ВВП России по итогам того же года.

Согласно прогнозу The Boston Consulting Group (BCG), опубликованному в марте, к 2016 году объем российской интернет-экономики без учета интернет-зависимых рынков должен достигнуть 2,3 трлн рублей, а доля интернет-бизнеса в ВВП России к тому моменту вырастет до 2,8%.

Как отмечает РИА «Новости», Россия является лидером среди европейских стран по числу активных интернет-пользователей – около 60 млн человек.

Первый процент Рунета

Между тем в сравнении с другими странами 1% Рунета в ВВП страны – совсем немного.

Согласно последнему исследованию международной консалтинговой компании McKinsey&Company, доля интернет-экономики в ВВП США составляет 3,8%, Германии – 3,2%, Китая – 2,6%. Да и другие партнеры РФ по БРИКС опережают ее по этому показателю: Бразилия – 1,5%, Индия – 1,7%. Наивысшие показатели у Швеции и Великобритании – 6,3% и 5,4% соответственно.  

Доля интернет-экономики в ВВП Евросоюза в целом составляет порядка 3%. К слову, к 2015 году европейские чиновники хотят эту цифру удвоить. Отметим, что McKinsey приводит данные за 2009 год, то есть сегодня эти показатели, скорее всего, выросли.

«1%, безусловно, мало, – комментирует аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков. – Но здесь большой вопрос к методологии». Одновременно эксперт приводит другую статистику. В частности, компания BCG оценивает вклад деятельности, связанной с интернетом, в ВВП России выше, хотя опять же наша страна заметно отстает от других.

Так, по итогам 2010 года интернет-экономика в Китае принесла ВВП 326 млрд долларов (5,5% ВВП), в Германии – 100 млрд долларов (3%), в Индии – 70 млрд долларов (4,1%), в США – 684 млрд долларов (4,7%). «В России эти цифры, по данным BCG, составляют 27 млрд долларов, или 1,9% ВВП, – рассказывает Раченков. – Это немного меньше в сравнении с показателями развитых стран, однако эти цифры несильно отличаются от цифр «товарищей» России по БРИКС».

Пока это лишь первый процент Рунета в ВВП. Для сравнения: доля промышленности в ВВП России – 37% (по состоянию на 2009 год), а доля нефтегазового сектора в экономике составляет порядка 24% (власти намерены ее снизить до 14–17%).

Так что ничего удивительного в результатах РАЭК и ВШЭ нет. Нагляднее будет сравнить финансовые показатели крупнейших российских интернет-компаний хотя бы с Газпромом.

Так, капитализация компании «Яндекс» с численностью сотрудников 4000 человек составляет 7,7 млрд долларов. Чистая прибыль крупнейшего поисковика Рунета за шесть месяцев 2012 года достигла 100 млн долларов.

В крупнейшей компании русскоговорящего сегмента Сети Mail.ru Group работают 1850 человек, капитализация компании – 7 млрд долларов, а чистая прибыль – 78 млн долларов (за те же шесть месяцев 2012 года).

При этом капитализация Газпрома (по состоянию на 10 октября 2012 года) составила 118,6 млрд долларов, а чистая прибыль за шесть месяцев – 34,5 млрд, рассказывает аналитик «Инвесткафе» Андрей Сахаров. Численность персонала в компании – около 400 тыс. человек. Разница, что называется, очевидна.

..............