Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
20 апреля 2011, 19:50 • Экономика

Путь на индустриализацию

Экономисты: Индустриализация - правильный путь для России

Путь на индустриализацию
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Премьер-министр Владимир Путин обозначил путь развития России – новая технологическая индустриализация. Это единственно верный путь для страны, в один голос заявляют экономисты. Однако предупреждают, что пока это лишь политический лозунг, не подтвержденный реальными действиями государства.

Владимир Путин, выступая в Госдуме с отчетом о деятельности правительства, заявил о новом пути развития страны. «Убежден, нам необходимо запустить новую волну индустриального, технологического развития России», – заявил премьер. Этот путь поможет России через десять лет войти в число пяти крупнейших экономик мира с уровнем ВВП в 35 тыс. долларов на человека.

К 2020 году надо увеличить производительность труда минимум в два раза, а в ключевых отраслях – в четыре–пять раз. Надо поднять долю инновационной продукции в общем объеме производства с сегодняшних 12% до 25–35%.

Мы добываем нефть, чтобы строить новые нефтепроводы, и строим новые нефтепроводы, чтобы добывать нефть. Это самоедский тип экономики

Путин заявил о необходимости создания условий для притока долгосрочных, «умных» инвестиций и передовых технологий. Создать в России цельную цепочку технологического и промышленного производства – от проведения НИР и НИОКР до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска продукции. Следует также укрепить потенциал в сильных для страны отраслях: оборонная промышленность, атомная отрасль, ракетостроение и судостроение.

Необходимо использовать высокие цены на нефть для того, чтобы создать новую модель экономики, которая будет меньше зависеть от цен на нефть. Надо делать «ставку на внутренний, несырьевой сектор экономики», заявил в среду Владимир Путин.

Премьер также подчеркнул, что сама экономика должна сформировать спрос на квалифицированные кадры, в том числе инженеров. Надо стремиться найти новые резервы роста. Путин наметил создание новой инфраструктурной базы, назвав 2011 год – годом больших строек, когда будут реализованы крупные транспортные и энергетические проекты. При этом он подчеркнул, что Россия ни в коем случае не откажется от социальных обязательств.

Эксперты в один голос согласны с новым путем развития России, обозначенным Владимиром Путиным. «Это правильный путь, потому что новая индустриализация – это новые рабочие места, новые доходы для населения и, как следствие, социальное спокойствие,  – говорит газете ВЗГЛЯД директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев. – Это развитие реального сектора экономики, а не виртуального, на что я надеюсь. Это уход от спекулятивной модели экономики, где главное – где-то что-то купить, чтобы потом выгодно перепродать». Этот путь поможет повысить производительность труда, и названные Путиным драйверы роста можно взять за основу для нового пути, считает эксперт.

«Также полностью согласен с намеченным курсом индустриализации. Такой путь в свое время прошли Япония и Корея, и для России здесь нет ничего невозможного», – соглашается руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов.

Однако, по его мнению, государству обязательно надо наладить настоящий диалог с бизнесом, чтобы переориентироваться на создание технологий, реально необходимых бизнесу. Также государству необходимо развивать инфраструктуру, стимулировать инвестиции, развивать человеческий капитал и инженерные кадры, модернизировать управленческую практику и сформировать корпоративную структуру, а также уходить от прямого участия в бизнесе, считает Белоусов из ЦМАКП.

По его мнению, власть должна понять, во что бизнес хочет вкладывать деньги. «Если бизнес говорит, что не может работать в Сибири без транспортной системы, государство должно создать эту инфраструктуру. Таким образом, вместе они могли бы создать список того, что надо делать и куда в первую очередь следует вкладывать ресурсы»,  – говорит эксперт.

«Государству следует уйти от двух соблазнов. Во-первых, уйти от соблазна тотальной либерализации, во-вторых, от соблазна все сделать руками государства. Ни тот, ни другой пути не дадут достаточного эффекта»,  – предупреждает Дмитрий Белоусов. Необходимо точно выбрать приоритеты и процесс должен быть четко администрирован, добавляет он.

Несмотря на заявленный путь на новую индустриализацию, которую эксперты поддерживают, они не видят созданных предпосылок для начала этого пути. «Путь на индустриализацию – это правильный путь, так как России необходимо модернизировать вырабатывающую промышленность,  – говорит главный экономист ФБ «Уралсиб» Алексей Девяток. – С другой стороны, пока непонятно, каким образом эта модернизация будет достигнута, за счет чего планируется провести индустриализацию».

«В условиях высоких цен на нефть нет никакого стимула для модернизации промышленности. Кроме того, сохраняется высокая налоговая нагрузка на промышленные предприятия. При объявлении курса на индустриализацию необходимо снизить ее как минимум для технологичных и наукоемких предприятий»,  – считает эксперт.

Пока непонятно, каким образом эта модернизация будет достигнута, за счет чего планируется провести индустриализацию

Кроме того, Девяток отмечает противоречие между заявлениями премьера об индустриализации, на которую потребуются огромные средства, и выбранным путем развития России – режимом экономии бюджетных расходов. «Откуда же возьмутся деньги на индустриализацию, если Россия будет экономить?» – задается вопросом Алексей Девятов.

Он поясняет, что Владимир Путин поддержал Минфин, а не Минэкономразвития, которое предлагало свою инновационную модель развития России до 2020 года. Как ранее писал ВЗГЛЯД, МЭР предлагал увеличить инвестиции в национальную экономику, значительную часть бюджета тратить на развитие промышленности при сохранении дефицита бюджета вплоть до 2020 года. Минфин же настаивал на экономии, в частности дополнительные доходы от нефти предложил сохранить в стабфонде на случай непредвиденных «штормовых» ситуаций в экономике, и предлагал выйти на нулевой бюджет уже к 2015 году.

В конечном счете МЭР отказалось от своей идеи, а Путин поддержал путь развития, предложенный Минфином, говорит Девятов. «С одной стороны, идет декларация модернизации и индустриализации, с другой – не предлагается никаких механизмов для реализации этих планов. Поэтому я рассматриваю сегодняшнее заявление Путина как политическую декларацию, не основанную пока на реальных действиях»,  – резюмирует экономист.

Впрочем, Дмитрий Белоусов замечает, что, так как России не хватит доходов от сырья, она может найти деньги на индустриализацию за счет использования заемных ресурсов, впрочем, в пределах разумного. Следует не забыть создать «подушку безопасности» на случай повторного кризиса, который некоторые прогнозируют в 2017–2018 годах, добавляет он.

Игорь Николаев из ФБК** тоже пока не видит убедительных доказательства в пользу новой индустриализации. «Хотелось бы более внятного ответа, как мы хотим в условиях высоких цен на нефть произвести такой структурный маневр к модели несырьевой экономики. Во всяком случае, сейчас каких-то предпосылок для этого маневра я не вижу,  – замечает экономист. – Мы по-прежнему укрепляем структуру экономики сырьевого типа. Мы добываем нефть, чтобы строить новые нефтепроводы, и строим новые нефтепроводы, чтобы добывать нефть. Это самоедский тип экономики. Про советскую экономику говорили немного по-другому: мы добываем руду, чтобы делать эскалаторы, и делаем эскалаторы, чтобы добывать руду».

По его мнению, следует, наконец, определиться с тем, что мы делаем: «укрепляем нефтедобывающий сектор или «замораживаем» в хорошем смысле слова, а приоритеты отдаем другим отраслям».

Новая индустриализация невозможна без развития инфраструктуры – дорожной, электроэнергетической, газовой и прочей, считает эксперт. «Однако приоритетом бюджета на ближайшие годы являются военные и социальные расходы. Тогда как бюджет должен внести свой вклад и в обустройство инфраструктуры, потому что кроме государства вряд ли это кто-то еще сделает»,  – замечает Николаев.

По его словам, надо увеличить приток инвестиций, которые в первую очередь следует направлять на развитие инфраструктуры. Однако, добавляет эксперт, итоги первых месяцев 2011 года говорят об отрицательной динамике привлечения капитала.

Еще одной важной проблемой является отсутствие конкурентной экономики. «В высокомонополизированной неконкурентной экономике стимулов для инвестиций у частного капитала нет. Не будет достаточных инвестиций, что и демонстрирует первый квартал этого года, не будет никакой индустриализации»,  – говорит экономист.

По его словам, необходимо создать задел для того, чтобы идти по пути индустриализации.  «Заявление хорошее, и я двумя руками за, – говорит Игорь Николаев. – Но начинаешь анализировать, а что для этого делается, и понимаешь, что пока это только лозунг».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Комментарии экспертов

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
В отличие от ряда других, ранних отчетов, сегодня в Госдуме прозвучало программное выступление. Путин дает ответы на важнейшие вызовы, стоящие перед национальной экономикой, такие как вызов недостаточной эффективности, слабого инновационного потенциала, низкой производительности труда, недостаточного качества жизни. Человек, его гуманитарный потенциал и качество жизни – это содержательный стержень Путина и его понимание развития социально-экономической ситуации в стране.

Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
В какой-то момент показалось, что фаза индустриализма уже пройдена и что задача России – создание некоего постиндустриального общества, на самом деле это далеко не так. Потому что постиндустриальное возможно только на основе передового индустриального. Соответственно, новая индустриализация – это фаза, когда мы должны реализовать задачу перехода от экономики сырьевого, потребительского типа, которая держится на продаже невозобновляемых ресурсов, к экономике, которая производит спросовую продукцию в разных отраслях. Так что действительно глобальный проект модернизации нашего общества, и в том числе научно-технической и экономической модернизации, включает в себя этот очень важный аспект: создание современной развитой инновационной, технологически высокой индустриальной базы.

Кирилл Танаев, генеральный директор Фонда эффективной политики
Кирилл Танаев, генеральный директор Фонда эффективной политики
Те объекты, которые достались нам от Советского Союза, на которых до сих пор в какой-то степени существует российская экономика, – есть, конечно, островки модернизационных проектов, которые концентрируются сейчас вокруг топливно-энергетического комплекса, но если говорить о машиностроении, то ситуация удручающая, несмотря на отдельные примеры. Об этом премьер много говорил в предыдущий период, когда проводил совещания, в том числе по развитию того же энергетического машиностроения и так далее. Отсюда – выход на концепцию развития индустрии, на ее обновление, модернизацию. И фактически воссоздание на новой технической, технологической, инновационной основе. Войдет ли Россия в пятерку экономик мира – не от Путина зависит. В предыдущие годы мы двигались прежде всего за счет того, что рост ВВП на душу населения осуществлялся за счет нефтяных доходов. Сейчас ставится задача, и она совершенно справедлива и правильна: рост ВВП должен осуществляться прежде всего за счет опережающего роста промышленности, обработки, сельского хозяйства и инновационных производств. Насколько это удастся сделать, во многом зависит от синергии государства, промышленников, бизнеса и обычных людей, которые живут в стране. Потому что Путин не будет заставлять рабочих качественно работать, они сами должны это делать. И поэтому удастся или не удастся – мы с вами не зрители этого процесса, мы участники. И в значительной степени это зависит от нас.
..............