Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
26 октября 2011, 20:38 • Экономика

«Должен быть создан единый минфин»

Василий Солодков: Для еврозоны страшен выход Германии

«Должен быть создан единый минфин»
@ hse.ru

Tекст: Ольга Самофалова

«Самое страшное – если из еврозоны выйдет Германия, которая является донором Европы, а все остальные страны в ней останутся», – заявил газете ВЗГЛЯД директор банковского института ВШЭ Василий Солодков. Так он прокомментировал попытки лидеров стран ЕС договориться о планах спасения еврозоны.

В Брюсселе в среду встретились лидеры стран еврозоны и Евросоюза, чтобы договориться о последних деталях плана спасения еврозоны, переживающей кризис из-за высокого государственного долга нескольких входящих в нее стран, передает BBC.

Немецкие пенсионеры могут получать меньше, чем греческие

Рынок надеялся на решение наиболее насущных европейских проблем. В центре внимания – вопросы о докапитализации банков, увеличении объемов Европейского фонда финансовой стабильности и снижении долгового бремени Греции.

Однако после отмены запланированной встречи министров финансов стран ЕС, которая должна была предшествовать саммиту лидеров, эксперты уже не особо верили, что встреча завершится детальным соглашением и что в итоге будет принят план спасения экономики еврозоны.

Глава Energias de Portugal Антониу Мешиа прямо заявил Bloomberg, что ожидает провала саммита европейских лидеров. «Они всегда выбирают неверные решения и дают неправильные сигналы. Сегодняшняя встреча, скорее всего, вновь это докажет. Меня поражает, насколько медленно и плохо может идти координация на общеевропейском уровне, – говорит Мешиа. – Европа стоит не на том пути, и политики лишь усиливают ее слабость и страхи рынка».

Скепсис оказался оправданным. Как сообщило вечером агентство Bloomberg со ссылкой на неназванного чиновника ЕС, переговоры представителей Европейского союза с банками – держателями греческих гособлигаций о списании долгов зашли в тупик. В результате переговоры временно приостановлены.

После появления этого сообщения замедлилось повышение, наблюдавшееся ранее в среду на фондовом рынке Европы. Евро нивелировал наблюдавшееся ранее в ходе торгов повышение относительно доллара.

О самом страшном сценарии развития ситуации в еврозоне в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.

ВЗГЛЯД: Какой самый страшный сценарий для еврозоны? 

Василий Солодков: Самое страшное – если из еврозоны выйдет Германия, которая является донором Европы, а все остальные страны в ней останутся. Германия, правда, пока выходить не собирается, но больше половины немцев, согласно опросам, выступают за выход Германии из еврозоны. И поскольку Германия – демократичная страна, этот вопрос может привести к изменению политических сил на следующих выборах.

Но это уже самый страшный сценарий, и он маловероятен. Во-первых, несмотря на то что Германия является донором для ЕС, определенные преимущества от еврозоны есть для всех, в том числе и для Германии. Кроме того, Германия никогда не выйдет из еврозоны, потому что у нее имеется комплекс вины и ответственности перед Европой за Вторую мировую войну. Мир сумел навязать Германии комплекс вины. Германия искренне считает, что отвечает за Европу. Поэтому немецкие пенсионеры могут получать меньше, чем греческие.

ВЗГЛЯД: Какие варианты развития событий более реальные?

В. С.: Одним из вариантов решения проблем может стать выход Греции из еврозоны с дефолтом и переход на драхму. Для Греции и ЕС это, скорее всего, будет хорошо, но в этом случае пострадают те банки, которые кредитовали Грецию, и все, кто с ними связан. Масштаб негативных последствий просчитать сложно. Но в конечном счете это грозит банковским кризисом в еврозоне со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Второй сценарий: Греция остается в еврозоне, при этом 50% ее долгов списывается, при этом кто погашает эти долги, неизвестно. Это тоже ничего хорошего не сулит. Данное мероприятие приведет к тому, что кризис будет долгим и нудным. И что самое главное – основные структурные проблемы Греции решены не будут.

Третий сценарий, реализация которого возможна совместно со вторым. Помимо того, что часть долгов Греции будет списана, ЕЦБ продолжит выкуп греческих гособлигаций. Это тоже плохая новость, потому что в любом учебнике написано, что центральный банк не должен покупать обязательства минфина, это равносильно прямой эмиссии денег. В дальнейшем это обязательно приведет к инфляции во всей еврозоне.

ВЗГЛЯД: То есть какой вариант ни выберешь – везде проблемы. Что лучше?

Наилучший вариант – если Греция выйдет из еврозоны и перейдет на драхму

В. С.: С моей точки зрения, наилучший вариант – если Греция выйдет из еврозоны и перейдет на драхму. Давайте посмотрим, что сейчас требуют от Греции: сократить расходы и поднять доходы для того, чтобы страна смогла выплачивать свою задолженность. Это все замечательно, но проблема в том, что темпы роста ВВП Греции и так отрицательные. Если страна снижает госрасходы и повышает доходы в бюджете, то мы загоняем Грецию в еще большую долговую яму.

Греция получает основной доход от туризма, но туризм активно развивается тогда, когда все дешево. Вот если бы Греция вышла из еврозоны и перешла на драхму, драхма к евро девальвировала бы, соответственно, Греция как страна стала бы дешевле. Это большой плюс для платежного баланса, в страну сразу хлынул бы поток туристов, а у греков появилась бы необходимость больше работать. А то у греков по полдня сиеста, и почти вся развлекательная инфраструктура – музеи и магазины – не работает. Нахождение в еврозоне препятствует росту экспорта греческих услуг.

Вариант выхода Греции из еврозоны оптимален и для страны, и для ЕС, но невыгоден банкам, потому что долги останутся в евро. Но с другой стороны, в этом случае будет расти греческий экспорт, и это хоть какое-то решение. Когда ничего не делается, пытаются за Грецию либо выплатить долги, либо часть долга списать, непонятно, а что дальше?

Списание долгов, конечно, политически всех устраивает, в отличие от решения Греции выйти из еврозоны. В противном случае возникает вопрос, а чем руководство ЕС все эти 10 лет занималось? Почему, создавая еврозону, власти не подумали о едином бюджете и, соответственно, о едином министерстве финансов?

Выход одной страны из еврозоны может привести к эффекту домино, чего боятся в ЕС. С другой стороны, голландцы, к примеру, предлагают создать северный евро как вариант, что бы страны имеющие единую валюту соответствовали друг-другу по уровню экономического развития.

ВЗГЛЯД: Проблемы еврозоны – это не только одна Греции. Не справляются с долгами уже Испания, Португалия, Ирландия и Италия.

В. С.: Проблемы у этих стран свои, не греческие. Но проблемы схожи: когда формировался госдолг, не учитывались будущие доходы бюджета и соответственно возможность его погашения.

Но у Греции все серьезней. Сейчас очевидно одно: немедленно должен быть создан единый минфин с единым бюджетом. Когда у нас распался Советский Союз, мы оставили 15 центральных банков, которые имели право эмитировать рубли. Это привело к чудовищной инфляции, которую мы до сих пор не можем погасить.

Европейцы создали единую валюту без единого минфина. Помимо создания единого минфина, должны быть прописаны критерии не только входа в зону евро, но и нахождения в ней, и процедура выхода из еврозоны.

..............