Взгляд
27 мая, пятница  |  Последнее обновление — 00:59  |  vz.ru
Разделы

Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Принесет ли успех и решающий перелом в боевых действиях доставленное западными странами на Украину небольшое число современных вооружений и военной техники? «Это вряд ли», – сказал бы легендарный красноармеец Сухов. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Как импортозаместить западное кино

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Возникают вопросы: каковы были принципы планирования киноиндустрии, на которую никто с некоторых пор денег не жалел? Закладывалось ли априорное лидирующее положение в прокате за иностранными фильмами? Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Получит ли Польша Западную Украину

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Предоставив полякам права, равные правам граждан Украины, ЗЕкоманда отказывается от части суверенитета. Уже привычно, что «Нэзалэжна» находится под патронатом США, стала сателлитом Великобритании, а теперь движется к тому, чтобы стать полуколонией Польши. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия открыла гумкоридор для иностранных судов в портах Украины

    Главная тема


    Киев угрожает Венгрии нефтяной войной

    «петушиная риторика»


    Медведев назвал требования Зеленского «категоричными до идиотизма»

    «должны держаться вместе»


    Токаев назвал Россию азиатской страной и процитировал Сталина

    «они не спровоцируют меня»


    Патриарх Варфоломей призвал русских монахов на Афоне «сидеть смирно»

    Видео

    пошлины на импорт


    Польша напрасно пугает покупателей российской нефти

    стратегический курс


    Что Россия получит от присоединения Запорожья

    общественное мнение


    Определен самый пророссийский народ Евросоюза

    «отдавали то, что не жалко»


    Европа преувеличивает истощение военных запасов из-за Украины

    чрезвычайное положение


    Венгрия готовится к распаду Украины

    нацистская сущность


    Игорь Караулов: Как России удалось не стать Украиной

    страх перед Россией


    Вадим Трухачёв: Финляндию и Швецию нельзя было не пустить в НАТО

    магия города


    Антон Размахнин: Из Москвы напрочь пропала агрессия

    на ваш взгляд


    Как изменится ваше отношение к творчеству нравившегося вам артиста, если его политическая позиция окажется отличной от вашей?

    «Халява закончилась»

    В скором времени необходимости в украинском и белорусском транзите не будет ни у России, ни у Евросоюза
       26 января 2011, 18:28
    Фото: infpol.ru
    Текст: Наталья Журавлева

    «Как украинская элита воспитана: «Войдем в Европу на российских энергоносителях». На газе и на нефти. А их нет! В итоге их «ориентированность Европой» падает на порядок. Кому нужен Лукашенко без транзитного газопровода? Никому», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД замдекана факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев.

    Комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Оттингер заявил о готовности отказаться от услуг транзитных стран при поставках российского газа.

    #{smallinfographicleft=266262}В Брюсселе исходят из того, что, если будут построены два газопровода из России в ЕС: «Южный поток» (South Stream) и «Северный поток» (Nord Stream), – необходимости в украинском и белорусском транзите больше не будет ни у России, ни у Евросоюза. Суммарная мощность этих двух газопроводов составляет 118 млрд кубометров. Между тем сейчас Газпром экспортирует на европейский рынок 120 млрд кубометров газа.

    Замдекана факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев объяснил газете ВЗГЛЯД, почему и Белоруссии, и Украине крайне невыгодно терять статус страны-транзитера и каким образом Минск и Киев попытаются решить проблему.

    ВЗГЛЯД: Андрей Иванович, насколько серьезные последствия несет для Белоруссии и Украины введение Россией в строй двух новых газопроводов? Как минимум они могут лишиться дополнительного заработка...

    Это не просто возможность попутно получать газ по цене, которая гораздо ниже цены, по которой его получает Западная Европа

    Андрей Суздальцев: Не только. Это явление, которое, в общем-то, носит комплексный характер. Давайте даже чисто теоретически представим себе: пропускная способность первой очереди «Северного потока» – 32 млрд кубометров в год. Первая очередь газопровода будет запущена уже в сентябре – октябре этого года. Вторая очередь – примерно через год. Это уже 52–54 млрд кубометров. Учитывайте, что весь объем транзита российского газа через территорию Белоруссии составляет порядка 40–42 млрд кубометров.

    И я напомню: «Северный поток» – это новый газопровод, там большая доля зарубежных инвестиций. Естественно, все участники проекта хотят его быстренько «окупить». Поэтому очевидно, что Белоруссия потеряет транзит.

    Что касается «Южного потока», то его две очереди – это до 60 млрд кубометров в год. В целом же Россия поставляет на Запад порядка 120 млрд кубометров.

    ВЗГЛЯД: То есть мощностей двух новых газопроводов хватит, чтобы обеспечить Европу российским газом без помощи Украины и Белоруссии?

    А. С.: Да. Украина также остается без газового транзита. А это не просто потеря денег, которые взимаются за транзит. Это не просто возможность попутно получать газ по цене, которая гораздо ниже цены, по которой его получает Западная Европа. Это, знаете, такой «оазис» дешевого газа. Допустим, для Белоруссии это было всегда очень выигрышное дело. А это наши дотации. В 2011 году Белоруссия имеет дотацию по газу в 2 млрд долларов. Это сопоставимо как 500 млрд долларов для России. Понимаете, о какой экономии идет речь?

    До сих пор Белоруссия и Украина настаивали на том, что они обеспечивают стабильность и безопасность транзита, чтобы иметь какие-то большие льготы в этом плане. Естественно, никакой безопасности транзита и не было никогда. Это были сплошные проблемы и «газовые войны». Но, тем не менее, это всегда подавалось так, чтобы получать скидки. А теперь этот фактор исчезает.

    ВЗГЛЯД: Иными словами, Минск и Киев лишаются некого фактора влияния на Россию?

    А. С.: Не спешите. Пока я говорю только про экономику. Но, действительно, есть и политический фактор, который имеет как внутриполитическое, так и внешнеполитическое значение.

    Для внутренней политики «газовые» деньги – это тот самый ресурс, который, скажем так, является основным для внутриполитической жизни. Тот, кто имеет доступ к газовым контрактам, обычно и «держит» государство. Вспомните, какой была борьба между Ющенко (Виктор Ющенко, президент Украины с 2005-го по 2010 год) и Тимошенко (Юлия Тимошенко, премьер-министр правительства Украины в 2004–2005 и 2007–2010  годах) за газовые компании на Украине? Столь же жестко держит Лукашенко (Александр Лукашенко, президент Белоруссии) Белтрансгаз.

    Замдекана факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что без транзита российского газа Белоруссии и Украине придется несладко

    Замдекана факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что без транзита российского газа Белоруссии и Украине придется несладко

    Владение этим фактором подразумевает огромную роль власти. И этот фактор исчезает, что может дестабилизировать политическую ситуацию в этих странах.

    А во внешнеполитическом отношении... Вы понимаете, это ведь статус! Статус не просто страны-транзитера. Вот когда Лукашенко говорит Западу: «Я вам нужен», – он имеет в виду: «Я обеспечивают контроль над российским газовым транзитом». То есть не Россия, а Лукашенко – поставщик газа в Европу. Как украинская элита воспитана: «Войдем  в Европу на российских энергоносителях». На газе и на нефти. А их нет! В итоге их  «ориентированность Европой» падает на порядок. Кому нужен Лукашенко без транзитного газопровода? Никому.

    ВЗГЛЯД: А если говорить конкретно о деньгах. Сколько вообще транзитеры зарабатывали на прокачке российского газа? Насколько я понимаю, речь идет о миллиардах долларов...

    А. С.: Украина – да. У Белоруссии миллиарда никогда не было, но тоже солидные деньги. Речь идет о сотнях миллионах долларов. Но для этих стран и один миллион – огромные деньги.

    ВЗГЛЯД: Что же будут делать Минск и Киев в случае потери этих доходов, учитывая, что это ощутимая потеря для бюджетов обеих стран?

    А. С.: Во-первых, они превратятся в тупиковые ветки по поступлению газа в свои страны. Основной объем газа будет идти в Европу по обходным газопроводам. Конечно, белорусские и украинские газопроводы тоже будут использоваться, но в гораздо меньшей степени. Так, северная ветка будет использоваться для поставки газа в Литву и Калининградскую область, там белорусов не обойдешь. Ну и все.

    «Европейская кухня» уже совсем другая. А мы говорим про восточно-европейскую. Так что Украине и Белоруссии будет очень сложно. Фактически это завершение целой эпохи.

    ВЗГЛЯД: За счет чего или кого они могут компенсировать «выпадающие» газовые доходы?

    А. С.: Они будут пытаться компенсировать потери за наш счет. Помните, когда в декабре 2006 года Россия резко подняла цены на газ для Белоруссии? Белорусы ответили тем, что заложили эту цену в транзитный налог на прокачку нефти. Они так приучены. Но нам остается надеяться, что конец «энергетической халявы» заставит наших соседей обратить внимание на интеграцию, конкретно Белоруссию – на реальные экономические реформы в стране, конкретно Украину – на реальную интеграцию.

    Сколько бы ни «таскал» Лукашенко нефть из Венесуэлы, все равно вот подписал соглашение по нефти с Россией. Газ тоже не потащишь через полмира.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •