Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
2 августа 2010, 18:28 • Экономика

«Голая психология»

Глава РЗС не видит причин для ценовой паники на зерновом рын

«Голая психология»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валерия Вдовенкова

Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский считает, что обоснованных причин для ценовой паники на зерновом рынке нет. Чтобы погасить рост цен на зерно, нужно дать старт интервенциям в регионах, пострадавших от засухи, уверяет он.

Зерна в стране достаточно

Никакой основы под ценовой паникой на российском зерновом рынке нет. Такого мнения придерживается президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Никаких фундаментальных основ под ценовым ралли, которое в последние недели наблюдается на рынке, нет

«Никаких фундаментальных основ под ценовым ралли, которое в последние недели наблюдается на рынке, нет, основа под этим – голая психология», – цитирует Злочевского «Интерфакс».

Действительно, по данным Зернового союза, за последнюю неделю мука подорожала на 5 тыс. 200 рублей за тонну и достигла 11 тыс. 700 рублей за тонну. Цена пшеницы третьего класса составила 5 тыс. 350 рублей, что на 1 тыс. 500 рублей больше, пшеница четвертого класса подорожала на 1 тыс. 435 рублей, до 5 тыс. 50 рублей за тонну.

Неудивительно, что наибольший рост цен отмечается в самых засушливых регионах. И это тоже Злочевский связывает с психологическим фактором. «Обычно эти регионы самообеспечены зерном, они не привыкли выходить за границы региона. Сейчас они ощущают дефицит, и это отражается на ценах», – заявил он.

Вместе с тем глава РЗС предупредил, что после роста цен может начаться их резкое падение. Это было даже в дефицитные годы, напомнил он, отметив, что в этом году зерна в стране достаточно.

Выгодный момент

Для самих крестьян сегодняшняя ситуация на рынке – это благо, считает Злочевский. Однако зашкаливание цен за разумные пределы имеет и негативные последствия. Так, чем выше будет пик цены, тем быстрее после этого они начнут падать.

В связи с этим президент Российского зернового союза призвал крестьян не держать зерно. По его оценке, цена на пшеницу третьего класса может подняться на уровень 6 тыс. рублей за тонну. Этот уровень, считает он, строит всех: и производителей, и переработчиков, – «хотя некоторые ожидают цену в 8–9 тыс. рублей за тонну».

Кроме того, ценовая паника на Российском зерновом рынке может быть вызвана и «особой заинтересованностью некоторых стран в нагнетании ситуации на нем». «Некоторые прогнозы у нас вызывают удивление, как, например, прогноз Минсельхоза США, который дает рост потребления пшеницы в РФ с 42 до 47 млн тонн, – заявил он. – Эти цифры не подтвердятся, они крайне нереальны».

Как отметил Злочевский, американцы и сами пронимают нереальность этих цен, но делают такие прогнозы сознательно, чтобы снизить уровень мировых запасов и дать рынку сигнал. По его словам, для американского зернового хозяйства это выгодный момент, оно наращивает продажи.

Охлаждающее воздействие

Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Злочевский считает, что «снизить температуру на рынке можно будет за счет быстрого вмешательства государства, а именно за счет начала товарных интервенций, для проведения которых на бирже все готово». В то же время звучавшее в последнее время предложение о распределении зерна интервенционного фонда по квотам оттянет время товарных интервенций, считает он, поскольку необходимо будет менять нормативную базу.

«А ущерб от паники на рынке сопоставим с ущербом от засухи, а может быть, даже хуже и для экономики сельского хозяйства, и для страны в целом», – заявил он.

Как считают в Зерновом союзе, «оперативное начало товарных интервенций покажет хорошее охлаждающее воздействие на перегретый рынок, лишит основы для спекулятивных игр не только на рыке зерна, но и в розничной торговле». При этом необходимо установить фиксированные тарифы элеваторов на отгрузку зерна интервенционного фонда и жесткие сроки его отгрузки.

Кроме того, необходимо решить вопрос о введении льготных тарифов на железнодорожные перевозки фуражного зерна и кормов в регионы, наиболее пострадавшие от засухи, а также о компенсации части затрат из региональных бюджетов на автоперевозки зерна.

«Сильна спекулятивная составляющая»

Эксперты соглашаются: действительно, темпы роста цен беспрецедентно высоки. Однако, отмечает исполнительный директор «СовЭкон» Андрей Сизов, говорить о том, что никаких оснований для роста цен нет, неправильно.

«Мы в значительной степени движемся от мирового рынка. Он является для нас главным индикатором, от которого мы и танцуем. Если бы у нас был рост цен, оторванный от всех реалий, то наша пшеница сейчас была бы просто неконкурентоспособна на мировом рынке», – говорит он.

По его мнению, мировым рынком сейчас движут как раз новости из России. Плюс ко всему – сильна спекулятивная составляющая. «Крупные спекулянты открывают длинные позиции в надежде на дальнейший рост цен. Таким образом, происходит приток спекулятивного капитала. Этот приток разогревает фьючерсные котировки, они, в свою очередь, сказываются на спотовом рынке. А далее – это сказывается на наших экспортных ценах и на наших внутренних ценах», – объяснил эксперт.

А эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»
Ирина Воробьева считает, что сейчас в повышении цен наибольшую роль играет эмоциональный фактор.

«Однако для производителей в этом есть плюс. В предыдущие годы Россия собирала рекордные урожаи, но их невозможно было продать, поэтому многие фермеры были на грани выживания. Сейчас же рост цен дает им возможность сократить убытки прошлых лет, поэтому фермеры отказываются выполнять ранее заключенные контракты и выплачивают штрафы, надеясь на рекордное подорожание цен», – уверяет она.

Эксперт прогнозирует, что цены на муку и хлеб на несколько процентов как минимум поднимутся в любом случае. «Рост цен зависит не только от урожая, но и от налоговой  нагрузки на сектор, роста цен на услуги ЖКХ, общей инфляции, так что причины роста цен на хлеб, даже если дефицита зерна не будет, все равно найдутся», – резюмирует Воробьева.

#{biginfographic=416688}

..............