Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.
10 комментариев«Головная боль наконец закончилась»
Владимир Лихачев: Проект был заведомо несчастливый
В среду премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что его страна «больше не заинтересована» в строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис. О том, что потеряет и что приобретет Россия от подобного решения Софии и будет ли для Москвы более выгоден проект «альтернативного» нефтепровода Самсун – Джейхан, газете ВЗГЛЯД рассказал замдиректора Института энергетических исследований РАН Владимир Лихачев.
«Этот проект был заведомо несчастливый»
– В среду премьер-министр Болгарии заявил, что его страна «больше не заинтересована» в реализации проекта нефтепровода Бургас – Александруполис. Официальная версия – высокие экологические риски проекта на фоне аварии в Мексиканском заливе. Согласны ли вы с ней?
Стороны просто с удовольствием констатировали: головная боль по Бургас – Александруполис наконец закончилась и они не будут этим заниматься
– Я полагаю, что это тоже как аргумент рассматривалось. Но мне кажется, основная причина состоит в том, что этот многострадальный долгоиграющий проект не имел никаких импульсов продвижения в последнее время. Насколько я помню, он больше 10 лет обсуждался и в Болгарии, и в Греции, и в России как альтернатива транспортному пути через турецкие проливы. И дело не двигалось с мертвой точки. Все обсуждалось только на уровне деклараций.
Последние годы, правда, какие-то пошли более активные дискуссии по этому поводу. Но этот проект был заведомо несчастливый. По моему мнению, стороны просто с удовольствием констатировали: головная боль по Бургас – Александруполис наконец закончилась и они не будут этим заниматься.
– В чем же заключались основные проблемы?
– Проблемы заключались в том, что три страны никак не могли договориться по организационно-экономической части, что на самом деле удалось достаточно быстро по Самсун – Джейхан. Там всего два партнера, в результате чего гораздо легче принимать важные решения.
Вообще, сейчас сложно говорить, что Болгария отказалась от проекта. Как факт они положили его в долгий ящик, где он и лежал все это время. В принципе, они его могут и вытащить, встряхнуть пыль и снова заняться переговорами. Это никто не запрещает делать.
«Самсун – Джейхан интереснее»
– А какой проект более экономически выгоден для России: Бургас – Александруполис или Самсун – Джейхан?
– Бургас – Александруполис не имел главного – каких-то бонусовых вещей, какие имеет Самсун – Джейхан. Дело в том, что есть некие бонусы продвижения российского капитала в турецкую экономику. Это могут быть и совместные проекты не только в нефтяной отрасли, но и в нефтепереработке. Кроме того, не надо забывать о возможностях сотрудничества в электроэнергетике, в том числе и атомной отрасли. Российско-турецкий тренд – очень положительный.
– Каковы плюсы и минусы двух нефтепроводов?
– С одной стороны, оба нефтепровода были затеяны как альтернативный путь в обход проливов. По длине оба одинаковые. По сути они конкуренты. Однако Самсун – Джейхан все же интереснее. Хотя бы потому, что в Джейхане есть развитая инфраструктура. Там есть понятная логистика, по которой можно отправлять ресурсы. В то же время Самсун – Джейхан проходит по гористой территории, и это его главный минус.
«Греция переживает не лучшие времена»
Владимир Лихачев считает проект нефтепровода Самсун – Джейхан более интересным, чем Бургас – Александруполис (фото: eriras.ru) |
– Много ли потеряет Россия от отказа Болгарии в реализации проекта Бургас –Александруполис?
– В любом случае отказ от какого-то интересного проекта – это некие потенциальные потери. Бургас – Александуполис мог бы иметь вполне нормальный экономический результат. Я не думаю, что он был бы убыточным для России. С этой стороны это потерянная выгода. Но если рассматривать Бургас – Александруполис как альтернативу Самсун – Джейхану... В этом случае, мне кажется, последний более интересен с экономической и, что очень важно, с организационной точки зрения.
Плюс ко всему еще геополитические риски. Постоянно меняющаяся политическая конъюнктура в Болгарии могла бы каким-то образом «подвешивать» ситуацию с реализацией проекта. В этом смысле наше руководство рассматривает ситуацию взаимодействия с турками в гораздо более положительном свете.
– Глава Транснефти Токарев сообщил, что стоимость транспортировки нефти через проливы составляет 4 доллара за тонну, а по нефтепроводу Бургас – Александруполис – 7 долларов за тонну. А какова, по вашему мнению, будет итоговая цифра по Самсун – Джейхану?
– Тут разные могу быть оценки. Оценки транспорта нефти через проливы – они уже состоявшиеся. Расценки и капитальные затраты на не построенные нефтепроводы будут меняться. Как правило, они меняются в более высокую сторону. Мне кажется, что это будет 7 долларов. Но, повторюсь, цифра может быть и выше.
– Могут ли греки повлиять на Болгарию, чтобы та все-таки вновь занялась реализацией проекта?
– Теоретически могут. Фактически – серьезных инструментов по этому поводу нет. В рамках Еврокомиссии они продавить эту идею не в состоянии. Надо исходить из того, что Греция хоть и заинтересована в этом нефтепроводе, но сейчас переживает не лучшие времена.
И я вообще не знаю, могли ли там найти средства для того, чтобы реализовывать этот проект. В Болгарии, в общем-то, тоже не очень хорошая ситуация, как и во всей Восточной Европе. Греки, конечно, могут провести ряд переговоров, но надавить на Болгарию они не смогут.
«Геополитические риски достаточно высоки»
– Сегодня Болгария отказалась от Бургаса. Не получится ли так, что через некоторое время она откажется и от «Южного потока»?
– Да запросто! Представители Болгарии достаточно четко высказывались об отказе еще две недели назад. Сейчас, правда, съездили туда наши представители, и все заиграло снова. Однако геополитические риски достаточно высоки.
– Если Болгария все же откажется, какая страна оперативно может заменить ее в этом проекте?
– Разговоры о том, что существует альтернатива Болгарии в виде Румынии, – это все сверхоптимистично. Потому что в Румынии еще более тяжелая политическая ситуация. Там правительственные кризисы даже идут чаще, чем в той же самой Болгарии.
В общем, рассчитывать на Румынию как на более надежного партнера по «Южному потоку» я бы не стал. Я бы был более осторожен. Географически больше никто не сможет заменить Болгарию в этом вопросе. Поэтому для реализации «Южного потока» нужно идти на риск.