Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
11 июня 2010, 21:12 • Экономика

«В России была бы вселенская катастрофа»

Михаил Субботин: Не надо вешать всех собак на BP

«В России была бы вселенская катастрофа»
@ Getty Images/Fotobank.ru

Tекст: Наталья Журавлева

В пятницу стало известно о том, что на фоне аварии нефтяной платформы BP в Мексиканском заливе Росприроднадзор начал проверки шельфовых проектов в России. О том, насколько страна застрахована от повторения крупнейшей экологической катастрофы последних лет и есть ли у нее технологии, способные в случае аварии быстро справиться с последствиями, газете ВЗГЛЯД рассказал директор научно-консалтинговой компании «СРП-Экспертиза» Михаил Субботин.

«Нужно экологическое МЧС»

Государства привыкли использовать нефтяные компании как «дойную корову» и не хотят думать о том, как подстраховать их на случай глобальной катастрофы

- Михаил Александрович, Росприроднадзор  начал проверки шельфовых проектов в России в связи с катастрофой в Мексиканском заливе...
- И я бы сказал, что это давно назревший шаг. Спасибо BP, хоть и «молотком по голове», но привлекли внимание к этой проблеме. А вообще, замечу, проверки Росприроднадзора возникли не на пустом месте. Я вообще не думаю, что они бы случились, если бы 27 мая не состоялся «экологический» Госсовет, на котором Дмитрий Медведев раздал кучу поручений, в том числе в связи с аварией в Мексиканском заливе.

- То есть вы за проверки?

-Да. Проверки - вещь правильная, ожидаемая, этим нужно было заниматься и раньше. Однако вопрос не только в проверках. У нас, как всегда, любят «хвататься за кнут» вместо того, чтобы обсуждать экономические условия, при которых компании вынуждены были бы откладывать деньги на решение экологических вопросов.

«Никто ни от чего не застрахован»

- По словам главы Минприроды Юрия Трутнева, необходимо ввести международную практику соглашений о последствиях загрязнений из-за нефтяных платформ. Стоит ли это делать?
- Безусловно, стоит. Хотя если мы возьмем загрязнение нефтью за 100%, у нас получится, что примерно 40% - это загрязнения с судов, 40% - загрязнение от прибрежных поселков. И только оставшиеся 20% приходятся на утечки, прорывы, катастрофы и так далее.

В свое время, когда на Сахалине реализовывались проекты, туда приезжали природоохранные ведомства и говорили: «Что вы ерунду нам какую-то пишите - 50 миллилитров утекло нефти». А им отвечали: «А что мы можем сделать - у нас компьютер показал». В ответ предложили написать «хотя быть пять литров».

Это пример. Я просто хочу сказать, что это всегда очень контролируемый процесс - компании тряслись над своей репутацией.  Поэтому я не сторонник того, чтобы сейчас «вешать всех собак» на BP.

- Возможно ли на буровых платформах на российском шельфе повторение ситуации с катастрофой в Мексиканском заливе?
- Никто ни от чего не застрахован. В этом вся проблема. У меня появился аргумент, которого раньше не было, - замечательный исландский вулкан. Он сразу показал, что собой представляет человек, что он не царь природы.

И когда речь идет о разработке месторождений, огромная ответственность лежит не только на самих компаниях, но и на государствах.  Последние привыкли использовать нефтяные компании как «дойную корову» и не хотят думать о том, как подстраховать их на случай глобальной катастрофы. А ведь бывают ситуации, при которых в одиночку компании просто не могут справиться.

Надо понимать, что Мексиканский залив - это открытая вода. Это выход в океан, поэтому природа здесь лучше «амортизирует» подобные удары. Совсем другое дело закрытые водоемы: Черное, Балтийское, Каспийское моря. 

«BP перебирает варианты»

Директор СРП-Экспертиза» Михаил (фото: yabloko.ru)

Директор «СРП-Экспертиза» Михаил (фото: yabloko.ru)

- А если сравнить последствия, которые имела бы Россия от катастрофы, аналогичной той, которая произошла в Мексиканском заливе?

- Сейчас вот в Каспийском море пять государств не могу договориться, каким образом его «распилить». Есть двусторонние договоры, при этом никаких общих соглашений по поводу того, что делать в случае аварии, вообще не существует. И все пять стран собираются бурить все больше и больше. Вот где катастрофа.

- А вообще, существуют ли гарантированные технологии для минимизации рисков и негативных последствий катастроф при бурении шельфа?
- Существует масса разных технологий, и BP аккуратно перебирает все возможные варианты: попытку локализовать, попытку абсорбировать, попытку куполом собрать, попытку откачать параллельно.

А вообще, это проблема давняя. До сих пор ничего не предпринималось: ни международных соглашений, ни международных фондов по страхованию соответствующих рисков, ни международных бригад, которые занимались бы этими вещами.

«У нас нет особых технологий»

- Если сравнивать технологии, которые есть у России, по противодействию катастрофам при бурении шельфа, то насколько они лучше или хуже по сравнению с теми, что есть у BP?
- Нет у нас никаких особых технологий. Мы всю жизнь бурили на мелком шельфе, поэтому опыт шельфовых работ у России очень маленький. Настоящий опыт есть у норвежцев, англичан, голландцев, американцев, канадцев.

России требуется обмен опытом, знаниями, технологиями. У меня как раз недавно спросили: а что Россия может сделать? Россия может создать базу на том же Сахалине по мониторингу, по разработке новых технологий, по проведению экспериментов.

- А экологи тем временем уже потребовали ввести мораторий на разработку нефти и газа в чувствительных зонах...
- Пусть они сначала скажут, какие зоны нечувствительные. На пике нефтяных цен конгресс США дал добро на бурение в национальном заповеднике. Потому что к этому времени уже технологии были необычайно развиты. С моей точки зрения, сейчас начались всякого рода спекуляции. Это как птичий грипп или глобальное потепление.

«Всей душой сочувствую BP»

- Вся эта шумиха вокруг BP, как она в целом может отразиться на добыче углеводородов?
- Отразиться может по-всякому. Насколько мне известно, президент США принял решение о приостановке глубоководного бурения. Сам же я не очень люблю то, что называется «шарахания».

Вообще, я всей душой сочувствую BP, потому что глубоко убежден, что там работают очень профессиональные люди и, если даже они не могут справиться с проблемой, значит, действительно не все так просто.

У меня есть основания предполагать, что, если бы что-то подобное случилось не в Мексиканском заливе, а у нас, то катастрофа была бы вселенская. Готовы ли мы к этому?

- Как же, на ваш взгляд, истерия вокруг BP аукнется для России?

-Я очень боюсь, что сейчас все побегут с предложениями о том, как ужесточить режим для нефтяных компаний. Нет бы продумать, решить, какая ответственность должна быть со стороны государства, какие должны быть заключены межгосударственные соглашения, подготовлен международный правовой режим... Вот о чем нужно думать в первую очередь.

..............