Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
18 февраля 2009, 18:43 • Экономика

Германия берет банки на себя

Германия идет к социализму

Германия берет банки на себя
@ Reuters

Tекст: Константин Куц
Франкфурт-на-Майне

Впервые в послевоенной истории власти Германии получили возможность национализации убыточных банков. Соответствующий законопроект был одобрен в среду правительством в Берлине. Этот документ предусматривает временное огосударствление финансовых институтов, оказавшихся на грани банкротства. Минфин ФРГ считает эту меру вынужденно-необходимой. Пока у законопроекта больше противников, нежели сторонников. Оппозиционные политики предупреждают об опасности социализма.

Спорный закон о национализации проблемных банков должен действовать лишь до конца июня. Для начала, главной его целью станет спасение крупного ипотечного агентства Hypo Real Estate.

Крах Hypo Real Estate может вызвать новое потрясение в международном финансовом секторе

Канцлер Германии Ангела Меркель и глава немецкого минфина Пеер Штайнбрюк считают, что в данном случае избежать банковского краха можно лишь с помощью принудительной национализации.

Германский лидер назвала эту меру «безальтернативной»: правительство ФРГ пообещало, что ни один немецкий банк, имеющий международное значение, не обанкротится. При этом бремя, которое в данном случае ложится на плечи налогоплательщиков, должно быть как можно меньше. Ангела Меркель особо подчеркнула, что национализация банка – это ultima ratio, крайняя мера, и она будет применяться, когда других способов спасти банк у правительства уже не останется.

Министр финансов Пеер Штайнбрюк, выступая в защиту законопроекта, заявил, что крах Hypo Real Estate может вызвать новое потрясение в международном финансовом секторе. При этом он подчеркнул, что «в правительстве никто не собирается расширять государственное влияние». Эта мера должна стать единичной – по заверению министра, другим банкам национализация не грозит.

Законопроект еще должен получить одобрение в парламенте. В бундесрате речь об этом пойдет в начале апреля. Примерно на это же время назначено специальное собрание акционеров Hypo Real Estate, на котором будет обсуждаться план по спасению второго по величине германского ипотечного агентства. Если встреча окажется безрезультатной, то власти оставляют за собой право принудительно национализировать финансовый институт.

Обосновывая свою позицию, Пеер Штайнбрюк указал и на безрезультатность переговоров минфина с американской компанией JC Flowers, которой принадлежит без малого 25% ценных бумаг Hypo Real Estate.

Новый закон предусматривает последующую приватизацию банка, как только его положение стабилизируется. Акционеры должны получить компенсацию – по среднему курсу последних двух недель, предшествующих национализации. Также акционерам будут гарантированы преимущества при покупке ценных бумаг агентства.

Hypo Real Estate уже получило государственную помощь в виде гарантий и финансовых инъекций примерно на 102 млрд евро, включая 87 млрд евро из налоговых поступлений. Пеер Штайнбрюк считает, что для успешной реструктуризации могут потребоваться многомиллиардные суммы.

Это решение вызвало в Германии настоящую критическую бурю. «Я возмущен тем фактом, что правительство создает возможность национализации банка, – заявил Дитер Хундт, глава Союза германских работодателей. – Необходимости в этом нет». По его мнению, государственная поддержка банка, терпящего бедствие, не должна быть столь радикальной. «Любая форма национализации неуместна, – сказал Дитер Хундт. – Это станет серьезным бременем для Германии как инвестиционного объекта».

Еще резче высказываются либеральные политики. «Это социализм, а не социальная экономика», – заявил Гидо Вестервелле, глава партии свободных демократов. По его мнению, новейшая инициатива правительства способна отпугнуть иностранных инвесторов: «Сотни конъюнктурных программ будут безрезультатны, если в Германии будет принят хотя бы один закон о национализации».

«Мы говорим отчетливое «нет» подобным законам», – с таким заявлением выступил Ханс-Петер Кайтель, глава немецкой промышленной палаты Германии. На взгляд представителя промышленного лобби, национализация банка – это «нарушение табу».

Впрочем, есть и позитивные отклики. «Национализация Hypo Real Estate – экстренная мера социальной рыночной экономики, которая оказалась вынужденной потому, что прежде обращала слишком мало внимания на социальную составляющую», – комментирует Süddeutsche Zeitung.

Тем временем европейские аналитики гадают, насколько плохо обстоят дела у Hypo Real Estate. Известно, что крупные средства агентство вкладывало в американские ипотечные облигации. Какова реальная сумма убытков, все еще неясно.

..............