Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

13 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
24 ноября 2009, 20:02 • Экономика

«На разбор завалов уйдут годы»

Владислав Корочкин: Люди боятся начинать бизнес

«На разбор завалов уйдут годы»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Тимур Мухаматулин

Во вторник Владимир Путин сделал ряд заявлений об отмене платных услуг для оформления документов при открытии собственного дела и о снижении числа сертифицируемых товаров. О том, поможет ли это малому бизнесу, что мешает ему развиваться сегодня, а также когда малый, а не крупный бизнес станет главной движущей силой российской экономики, газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент некоммерческого партнерства «ОПОРА России» Владислав Корочкин.

Сегодня Владимир Путин заявил о том, что перечень платных услуг, необходимых для оформления документов при начале бизнеса, сокращается более чем в два раза...

Цель мер по защите малого бизнеса не в том, чтобы он жил хорошо, а в том, чтобы он был конкурентоспособен, шел на внешние рынки и производил качественную продукцию

− Конечно, большое количество разрешений при открытии малого бизнеса можно назвать барьером, но в целом люди боятся начинать бизнес по той причине, что новые барьеры и платные услуги появляются постоянно, пока ты занимаешься делом. Если бы существовал только первоначальный барьер, то это было бы не так важно. Проблема – именно в постоянных расходах, которые несет предприятие. Впрочем, в последнее время, после принятия соответствующего закона, ситуация облегчается – для 13 видов бизнеса введен уведомительный порядок регистрации. Однако если предприниматель хочет, к примеру, расширить свое производство, то его ожидают новые затраты и новые разрешения.

− Можно ли решить проблему платного посредничества, о необходимости борьбы с которым уже давно говорят российские власти, и как это сделать?

− Мне кажется, не совсем корректно называть это посредничеством. Дело в том, что формально никто не стоит между государством и предпринимателем. Но выдача разрешения обусловлена необходимостью получить какие-то дополнительные документы. Кто-то, получается, оказывает навязанные предпринимателю услуги. Такие конторы получаются в этой системе как-то сбоку, и где заканчивается обязательная услуга, а где без них можно обойтись – не всегда ясно.

Решить проблему можно только введением презумпции соответствия – то есть системы, при которой предприниматель сам заявляет, что его продукт или услуга соответствуют таким-то нормам, и готов к наказанию, если это не так. Ведь сейчас на рынке коллективная безответственность.

Сертифицирующие органы выдают разрешение − и все, они не несут никакой дальнейшей ответственности. Ни одного чиновника еще пока не наказали за сертификат качества у партии тухлого товара. Более того, у тухлой продукции почти всегда есть сертификаты о том, что она хорошая. Нынешняя система снижает эффективность и конкурентоспособность предприятий и нарушает права потребителя.

Путин заявил также о том, что перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, снизится с 78 до 54%. Насколько поможет малому бизнесу подобная мера?

− Если сертификацию бытовой химии еще как-то можно оправдать, то пищевая продукция практически нигде в мире эту процедуру не проходит. Есть, конечно, контроль за рынком, есть замеры продукции, проверяющие соответствие. Это правильный шаг – замена декларированием сертификации, но если речь идет о декларировании с помощью третьих лиц, то очень велика вероятность сохранения и даже размножения вышеописанных контор, которые будут делать такие декларации. Декларировать должен сам производитель, не прибегая к сторонним данным.

Проблема именно в постоянных расходах, которые несет предприятие

Проблема того, сколько товаров нужно сертифицировать, связана с тем, что эти цифры обсуждаются абстрактно. Можно и нужно составить своего рода градацию – вот эта продукция безопасна, ее можно никак не декларировать, вот эта – имеет умеренную опасность и соответствие должно декларироваться производителем; вот эта – более опасна, ее соответствие должно декларироваться третьими лицами, вот эта – очень опасна, и ее надо сертифицировать. Но я думаю, что в последнюю группу должны попадать не более 8−10% продукции.

− По словам Путина, корректировка количества товаров, подлежащих обязательной сертификации, даст экономию для бизнеса в размере 700 млн рублей...

− Это вообще ничего, это очень небольшая сумма, крохи. Это не та экономия, которая реально что-то изменит. Однако, возможно, перед нами − только видимая часть айсберга. Так как иногда платежи посредникам выше платежей государству в десятки раз, не исключен мультипликативный эффект. Но в целом, повторюсь, это очень небольшая сумма.

− Какие еще шаги правительству стоит предпринять для того, чтобы облегчить жизнь малому бизнесу?

− Мне кажется, цель мер по защите малого бизнеса – не в том, чтобы он жил хорошо, а в том, чтобы он был конкурентоспособен и производил качественную продукцию. Есть целый ряд мер, которые необходимы, начиная от таможенной реформы, отмены ряда бюрократических разрешений на вывоз продукции и заканчивая введением презумпции соответствия. Те меры, которые сейчас постепенно вводят Путин и Медведев, – это очень хорошо, так как ничего подобного давно не происходило. Но не стоит впадать в иллюзии – все проблемы быстро не решатся, на разбор завала копившихся годами сложностей уйдут годы.

− Каковы, на ваш взгляд, главные препятствия для открытия малого бизнеса в России?

− Есть банальные причины – недоступность финансовых ресурсов, проблема с деньгами. Кроме того, нехватка образования. Потом, много лет малый бизнес «закошмаривали» – и теперь люди боятся открывать свое дело, они не хотят всегда быть виноватыми. Этому способствует, к примеру, система бухгалтерского учета, которая так составлена, что человек, не имеющий финансового образования, всегда будет в ней ошибаться и попадать в зависимость от налоговых органов. И всегда все можно сделать так, чтобы он был неправ. Но все же главными причинами, тормозящими развитие малого бизнеса, я бы назвал менталитет и разросшийся бюрократический аппарат.

..............