Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
11 ноября 2009, 22:26 • Экономика

«Структура экономики должна быть другой»

Александр Шохин: Экономика должна быть другой

«Структура экономики должна быть другой»
@ Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД

Tекст: Галина Камнева

Послание, с которым выступает президент России, традиционно содержит в себе существенный экономический блок. О том, что именно российская предпринимательская элита ожидает услышать в четверг от Дмитрия Медведева, а также о том, насколько важны слова президента в контексте борьбы с кризисом и мер по модернизации экономики, газете ВЗГЛЯД рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

«Нужно думать о трансформации антикризисных программ»

– Чего вы ждете от экономической части послания президента?

Нам нужны квалифицированные работники, имеющие возможность адаптироваться к меняющимся условиям производства

– Прежде всего, подтверждения курса на модернизацию. Причем подтверждения не только на уровне деклараций, которые уже неоднократно делались, но также готовности поддержать отдельные научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты. Но мы хотели бы услышать технологию системной поддержки инновационного технологического обновления экономики во всех отраслях, в том числе и в экспортно-ориентированной сырьевой экономике. Важно, чтобы сырьевые отрасли также были внутри инновационного процесса, поскольку они остаются основой восстановления экономики России.

И в разной степени нам хотелось бы, чтобы даже в условиях кризиса государство начало думать о трансформации антикризисных программ. В частности, большое значение мы придаем инфраструктурным проектам именно модернизационного типа. Проектам, которые должны снять ограничения на будущий экономический рост в области инфраструктуры. Хотелось бы также, чтобы четко была сформулирована позиция по поводу уменьшения роли государства в экономике. «Двадцатка» уже начинает думать об этом. Важно четко дать понять, как государство намерено выходить из тех активов, которые вело во время кризиса, и как будет трансформировать программы ручного управления, рассчитанные на поддержку конкретных компаний. Особенно важно это в случае с АвтоВАЗом.

«Возрастает важность человеческого капитала»

– Какие конкретно модернизационные отрасли вы имеете в виду?

– Это те отрасли, на которые ориентирована президентская комиссия по модернизации экономики. Есть также шесть направлений, которые правительство готовится одобрить в качестве приоритетных для научных исследований и конструкторских разработок. Другое дело, пока трудно убедиться в том, что речь идет о системных мерах, а не о прорывах в этих направлениях. Нам нужны не отдельные демонстрации успеха, более важен системный поворот экономической и налоговой политики на глобальное обновление технологической базы производства и на инновации.

Здесь важно иметь в виду и новую роль человеческого капитала. Нам нужны квалифицированные работники, имеющие возможность адаптироваться к меняющимся условиям производства. И для этого, безусловно, нужно поощрять рост квалификации, вертикальную и горизонтальную мобильность рабочей силы. Важно, например, найти компромисс между ростом производительности труда и технологической базы наших предприятий и одновременно требованиями сохранения на них занятости. Если бизнес будет ответственен за полную занятость, то, безусловно, трудно будет повышать производительность, внедрять новые технологии, поскольку это должно привести к резкому высвобождению людей.

– Как же решить вопрос с занятостью?

Хотелось бы также, чтобы четко была сформулирована позиция по поводу уменьшения роли государства в экономике

– Нужно, чтобы за рамками конкретных компаний создавались новые производства, причем в сервисной сфере, включая информационные технологии и т.д. То есть надо готовиться к тому, что структура экономики должна быть другой, и люди, работающие в этой экономике, должны быть другими. Тогда можно решать проблему занятости, иначе мы все время будем бороться с последствиями. Основное, чего ждет бизнес, – некие путеводители, которые расскажут, как к этому состоянию общества и экономики двигаться.

«Малый бизнес может снова уйти в тень»

– Ждете ли вы предложений для малого бизнеса?

– Малый бизнес является заложником уже принятых решений. В частности, решение об отмене ЕСН и замене его страховыми взносами приведет к тому, что через несколько лет будет отменена система упрощенного налогообложения, система вмененного дохода, которая позволяла малому бизнесу платить не только меньше, но и, по сути, единый налог. Это выводит малый бизнес на площадку с крупным бизнесом в плане конкуренции по затратам. Но там, где крупный бизнес может получать экономию на масштабах, малый не может. Тем более что остается наша традиционная проблема административного бремени. Это для малого бизнеса может оказаться смертельным. Поэтому важно не загнать его в тень, в то время как он начал оттуда выходить шаг за шагом.

Мы поддерживаем переход к цивилизованным страховым схемам. Важно, отменяя ЕСН, не сократить базу для взимания этих самых страховых платежей через переход малого бизнеса в серые схемы или вовсе сворачивания малого бизнеса, утечки мозгов и т.д. Поэтому каждый шаг должен сопровождаться существенной компенсацией в других областях, чтобы как минимум был нулевой результат. Например, государство выиграло в фискальной части, но предоставило послабления в административной, в стимулировании инновационного процесса… Хотелось бы, чтобы эта идеология стратегии с выигрышем для всех была реализована.

– Владимир Путин недавно подписал постановление о выделении дополнительных 7,5 млрд рублей на поддержку малого бизнеса. Как думаете, этого достаточно?

– Речь идет не об арифметике. Очень важна технология распределения этих средств. Каждый малый предприниматель должен иметь возможность их получить – в виде ли субсидирования процентной ставки, в виде ли гарантий и т.д. Должно быть универсальное правило к доступам средств бюджетной поддержки, когда эффективность конкретного проекта является критерием, а не решение чиновника. То же касается и антикризисных мер правительства применительно к системообразующим предприятиям. Очень важно, чтобы каждая компания имела возможность получить госгарантию, кредит с субсидированной процентной ставкой, и не надеялась на то, что соответствующая комиссия решит вопрос выделения средств в пользу этой компании, а не иной. Конкуренции за бюджетные деньги по принципу «кто первый добежал, того и тапки» быть не должно. Цифра в 7,5 млрд неплохая, она сопоставима с поддержкой, скажем, банковского сектора. Но, безусловно, очень важна не только сумма. Должна быть универсальная технология, ориентированная на налоговые стимулы, на модернизацию, на максимальное облегчение доступа к кредитным и финансовым ресурсам.

..............