Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
11 сентября 2008, 19:18 • Экономика

Сенаторы снова обсудили бюджет

Минфин прописал развитие футбола в России

Сенаторы снова обсудили бюджет
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Лопатникова

В Совете Федерации в четверг прошли парламентские слушания, посвященные обсуждению проекта федерального бюджета. В условиях мирового кризиса и в сложной политической обстановке Россия выбирает путь умеренного экономического развития. Который тем не менее будет более динамичным, чем в развитых европейский странах. К 2011 году инфляция снизится до 6%, а доля нефтегазовых доходов не будет превышать 36% от ВВП.

В четверг комитет Совета Федерации РФ по бюджету организовал парламентские слушания, посвященные обсуждению проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов. Вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин представил проект фундаментального документа.

Отдельной строкой в бюджете выделена программа развития футбола до 2015 года

Глава комитета СФ Евгений Бушмин отметил, что главный финансовый документ страны сформирован в условиях затянувшегося финансового кризиса и обострения международной обстановки. При этом он указал на то, что бюджетная политика страны остается дальновидной, «особенно на контрасте с действиями американских властей, которые спровоцировали мировой финансовый кризис и удерживают дефицит своего бюджета на критическом уровне».

Министр финансов Алексей Кудрин согласился, что мировая финансовая система испытывает кризис и российская экономика должна достойно ответить на эти вызовы своей налоговой системой.

«Мы должны обеспечить здоровый рост фундаментальной экономики и прочность финансовой системы перед внешними рисками», – заявил он.

Министр отметил сегодняшнюю зависимость государственных доходов от нефти и газа, а также положительное действие механизма выделения нефтегазовых доходов из экономики страны. Это особенно важно в условиях колебания цен на нефть, которая в прошлом году стоила 140–150 долларов за баррель, а в этом упала уже до 98 долларов.

«Большая волатильность цен – это серьезное испытание для российской бюджетной и финансовой системы, – заметил Кудрин. – И мы своевременно заложили механизм страховки бюджетной системы».

Второй проблемой российской экономики первый вице-премьер назвал отток капитала. В прошлом году приток внешних инвестиций составил более 80 млрд долларов, в этом году суммарный отток составил уже 16 млрд долларов и только в августе из страны было выведено 4,6 млрд долларов.

Однако и приток внешних инвестиций достиг 25,4 млрд долларов. Прямые инвесторы никуда не уходят. Крупные месторождения полезных ископаемых и производственный сектор по-прежнему их интересуют. Это вселяет в министра надежду на будущее.

«Невзирая на финансовый кризис и политическую ситуацию, которая беспокоит инвесторов, Россия остается в плюсе и ее финансовая система позволяет надеяться на стабилизацию», – сказал Алексей Кудрин.

«Мы имеем нормальные перспективы для снятия с рынка нервозности и восстановления капитализации российских компаний», – уверен Кудрин.

Что касается сути проекта федерального бюджета, то за основу взяты умеренные темпы экономического развития страны. Тем не менее они будут выше, чем в развитых западных странах. Министр финансов уверен, что эта тенденция в ближайшие годы останется неизменной.

Главным вызовом, который стоит перед правительством, является снижение инфляции. Сейчас деньги стали заметно дороже, кредиты короче, а многие проекты испытывают сложности в реализации. Развитие получают только те отрасли, которым хватает краткосрочных ресурсов. На длинных деньгах, известно, можно работать только в условиях низкой инфляции.

По прогнозам Минфина, к 2011 году инфляция должна укладываться в 6% (с поправками до 8%), то есть по сравнению с сегодняшним уровнем замедлиться вдвое.

При этом прогнозные цифры трехлетнего бюджета предусматривают снижение цен на нефть.

Участники парламентских слушаний отметили, что прогнозируемое снижение цены с 112 долларов за баррель в 2008 году до 88 долларов за баррель в 2011 году меняет структуры доходов федерального бюджета в целом. Если же цена на нее упадет ниже этих значений, российский бюджет станет дефицитным.

Доля нефтегазовых доходов должна снизиться с 50% в 2008 году до 36,1% в 2011-м, а по отношению к ВВП сократиться с 11,2 до 6,9%.

При этом несырьевые источники пополнения бюджета невелики. Даже после переоценки ненефтегазовых доходов на 2008 год увеличение произойдет на 16,2% и достигнет всего 1,6% ВВП.

Отдельно Алексей Кудрин заострил внимание на НДС.

Он напомнил о предложениях снизить налог на добавленную стоимость до 12% и в последующие несколько лет замещать выпадающие доходы за счет увеличения трансферта нефтегазовых денег. Сейчас он составляет 3,7% ВВП, в случае принятия такого решения достигнет 4,9%

По подсчетам Минфина, тогда придется увеличить прогнозную цену нефти в бюджете до 100 долларов за баррель, а значит, возрастет зависимость российской экономики от мировых тенденций на сырьевом рынке.

Кудрин попросил подойти ответственно к принятию этого решения.

«Давайте принимать решения, которые снижают риски бюджета, – попросил он. –

Иначе при падении цен на сырье правительство будет вынуждено выходить на мировой рынок за заимствованиями».

И без того 2009 год будет сложным. Если в текущем году доходы составят 9 трлн 897 млрд рублей, расходы – 7 трлн 021 млрд рублей, а нефтяной профицит – 235 млрд рублей, то в следующем доходы планируются на уровне 10 трлн 927 млрд, расходы – 9 трлн 024 млрд рублей при нефтяном профиците всего в 1 трлн 902 млрд рублей.

Никто не может знать, как поведут себя цены на нефть. Но пока профицит позволяет увеличивать объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, чтобы таким образом сдерживать инфляцию.

Резервный фонд пополняется до 10% ежегодно, это 5147 млрд рублей в 2009 году. Минфин предлагает сократить поступления в него до 6% и разницу отдать в Фонд национального благосостояния, из которого 0,6% направлять на поддержку пенсионной системы.

«С 2010 года ФНБ должен стать основой для постоянной поддержки пенсионной системы России, так как до 2023–2027 годов нужно выплачивать распределительную часть пенсии, при этом не увеличивая налогов», – пояснил Алексей Кудрин.

В расходах консолидированного бюджета на 2009–2011 годы на первом месте стоят интересы национальной экономики, которые оцениваются в 2266 млрд рублей. Главной статьей расходов обозначена инфраструктура – строительство дорог, объектов капитальных вложений, субсидии предприятиям, поддержка сельского хозяйства и других отраслей.

Не менее важно решение демографической и медицинской проблем. И увеличение объемов средств Пенсионного фонда РФ и ФОМС России.

В течение трех ближайших лет вырастут расходы государства на фундаментальную науку, судебную систему, международную деятельность. На здравоохранение в 2009 году выделят на 53% больше денег, чем в 2008-м.

На 25% вырастут расходы на оборону, что после августовских событий никого не удивляет. На закупку военной техники пойдет около 30% этих денег.

Отдельной строкой в документе выделена программа развития футбола до 2015 года – пока планируется на эту благую и важную для государства цель 1,5 млрд рублей в год.

Однако участники парламентских слушаний отметили, что исполнение первого трехлетнего бюджета ставит вопрос о качестве прогнозирования и о стабильности следующих трехлетних бюджетов.

Уже два раза за текущий год правительство меняло основные характеристики федерального бюджета, уже сейчас ВВП на 2009 год пересмотрен в сторону увеличения на 22,5%, доходы на 27,5% и расходы на 17,4%.

Особое внимание аналитикам придется обратить на качество прогноза по инфляции. Предварительные итоги социально-экономического развития РФ в 2008 году говорят о повышении инфляции по сравнению с прогнозом на 4,8%.

Вызывает озабоченность сенаторов и сокращение доходов ВВП консолидированных бюджетов субъектов РФ. Они снизятся в 2011 году с 13,4 до 12,3% ВВП. Это не компенсируется из федерального бюджета.

Сенаторы беспокоятся, что в связи со свертыванием нацпроектов субъектам придется продолжить их финансирование за счет собственных средств и это приведет к ухудшению финансового положения регионов.

Растет и госдолг России. До конца 2011 года он увеличится в 1,7 раза за счет роста внутреннего долга, который вырастет вдвое.

Возрастает и внешняя долговая нагрузка на коммерческий сектор. По данным Банка России, консолидированный внешний долг за первый квартал увеличился на 13,6 млрд долларов и составил 447, 1 млрд долларов, или 28% ВВП.

Что касается формирования Резервного фонда и ФНБ, то к 2011 году объем первого достигнет 6761 млрд рублей – почти в 2 раза больше, чем в 2008-м, а ФНБ – 6080,1 млрд рублей – в 2,5 раза больше, чем в текущем году.

В целом проект закона сенаторов устроил, и в четверг после краткого заседания комитета по бюджету Совет Федерации направил его в Госдуму на рассмотрение. Работа над документом будет завершена в декабре.

..............