Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
10 сентября 2008, 16:11 • Экономика

Кудрин пошел в атаку

Кудрин говорит бизнесу «Нет!»

Кудрин пошел в атаку
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

На заседании бюро правления РСПП в среду вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин раскритиковал концепцию долгосрочного развития России до 2020 года, разработанную Минэкономразвития. Министр заявил, что она несет в себе риски из-за дисбаланса бюджетной системы. Выступил резко против снижении НДС до 12%, «пригрозив» в этом случае ростом инфляции. Иными словами, министр сказал бизнесу: казенных денег вам не дам и НДС снижать не просите.

Противостояние Минфина и Минэкономразвития, которое длится уже несколько месяцев, сводится к одному – к бюджету. На внесенную Минэкономразвития в правительство концепцию долгосрочного развития России до 2020 года Кудрин отреагировал негативно, заметив, что с финансовой частью в ней «не все в порядке».

В своем проекте бюджетной стратегии до 2023 года Минфин убедительно доказал, что налоговая нагрузка в России не является чрезмерной

Министр говорил, что новая версия концепции–2020 не была согласована с Минфином. В ней отсутствуют оценки баланса бюджетной системы на все эти годы. Похоже, теперь Кудрин настроен более жестко. Свое недовольство концепцией он в очередной раз выразил во вторник на заседании бюро правления РСПП.

По его словам, она несет риски из-за дисбаланса бюджетной системы. Как заметил министр, расходы бюджетной системы до 2020 года предлагается сохранить на достигнутом уровне, а баланс бюджета предлагается преодолевать за счет увеличения дефицита.

«Я считаю, что этот вариант несет в себе угрозу стабильности финансовой системы РФ», – цитирует его слова ИА «Финмаркет».

Кудрин отметил, что в базовом сценарии баланс между доходами и расходами в 2007 году заложен на уровне 6,1% ВВП, в 2010 году – 2,7%, в 2015 году – 1,9-0,4%, в 2020 году – минус 0,8 - минус 1,4%, в 2025 году – минус 1,3% - минус 2,4%.

Министр убежден: дисбаланс более 2% при «оптимистичных допущениях в доходах» неприемлем.

Впрочем, и сегодня, по мнению Кудрина, с российской экономикой не все в порядке. Несмотря на все оптимистичные заявления российского руководства экономика России далека от стабильности, признал министр.

«Сегодня я могу признать, что мы не обеспечили до сих пор устойчивости макроэкономики. Два года назад был всплеск инфляции, потом стали говорить: есть устойчивость, давайте займемся другими делами. Устойчивость тут же была поколеблена серьезными рисками на мировых рынках», – заявил Кудрин.

По его словам, высокими рисками для России по-прежнему является зависимость от цен на нефть.

В ближайшее время, считает министр, необходимо заняться обеспечением восстановления финансовой стабильности, в частности, вопросом низкой инфляции, а также «чтобы рубль стал валютой, в которую вкладывают, а не бегут от нее, как это стало сейчас».

Если в 2007 году в доллары было переведено рублей объемом 3 млрд долларов, то в 2008 году такой же объем был конвертирован только за первый квартал, отметил он.

От общего Кудрин перешел к частному, а вернее сказать, к наболевшему – к налогам.

Минфин рассматривает все предложения по дальнейшему снижению налогового бремени на нефтяную отрасль, но никаких решений пока не принято, сообщил вице-премьер, отметив все-таки, что «нефтегазовый сектор России нуждается в поддержке».

Однако министр подчеркнул, что сначала нужно оценить эффект от уже предоставленных нефтяникам послаблений, а затем уже принимать решение о введении новых.

Напомним, недавно сообщалось о том, что министерство энергетики РФ готовит предложения о повышении цены отсечения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 15 долларов до 25 долларов за баррель с 2010 года. По мнению и Минэнерго, и ряда нефтяных компаний одобренные предложения министерства финансов о повышении цены отсечения НДПИ с 9 долларов до 15 долларов за баррель является недостаточными.

По оценке Минфина, налоговая нагрузка на нефтяную отрасль составляет 60% от доходов, а по оценкам Минэнерго – 76-79%. В целом министерство полагает, что эту нагрузку надо снизить с 76-79% до 50%, а высвободившиеся средства – отправить на модернизацию заводов.

«Консерватизм министра финансов естественен, ведь он отвечает за доходы бюджета, – комментирует начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. – Однако следует не только увеличивать государственные расходы, но и снижать налоги. Налоговая нагрузка на нефтяные компании по-прежнему запредельна, добыча падает».

По мнению эксперта, нефтегазовый сектор в обозримом будущем останется основным конкурентным преимуществом России в глобальной экономике.

«Между тем, советские месторождения не вечны. А на разработку Восточной Сибири компаниям нужны очень серьезные инвестиции», – сказал аналитик газете ВЗГЛЯД.

Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется таким образом, что доходы от НДПИ на нефть и газ, а также доходы от экспортных пошлин на вывоз этих товаров поступают на отдельный счет. Часть средств идет на финансирование расходов бюджета, основная масса – на формирование Резервного фонда в размере 10% прогнозируемого ВВП на текущий год, а остаток – на формирование Фонда национального благосостояния.

Ранее министр финансов Алексей Кудрин заявлял, снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль не приведет к снижению госрасходов.

«В первую очередь уменьшатся доходы фонда национального благосостояния и непосредственно доходы нашего бюджета ни на следующий год, ни на ближайший год не будут затронуты», – подчеркивал министр.

Эксперты соглашались, что снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль не скажется на пенсионерах и бюджетниках, по крайней мере, в ближайшие годы.

Поэтому если в вопросе снижения налоговой нагрузки на нефтяной сектор Минфин еще может пойти на уступки, то в вопросе снижения НДС он непреклонен. Алексей Кудрин продолжает доказывать невозможность снижения налога на добавленную стоимость.

На заседании в РСПП он заявил, что снижение НДС до 12% с одновременным замещением нефтегазовыми доходами в 4,9% ВВП даст дополнительную инфляцию в 3,8%. К тому же, по его словам, это практически не повлияет на экономический рост. «Суммарный эффект будет ноль, или максимум 0,2% дополнительного прироста ВВП», – подчеркнул министр.

В то же время, дополнительная инфляция снизит экономический рост и вызовет снижение сбережений в экономике и инвестиций.

Минэкономики, напротив, доказывает, что снижение НДС гарантирует экономический рост (12-процентный НДС обеспечит дополнительный прирост ВВП в течение трех лет в среднем на 0,3–0,4% в год, причем в первый год реформы до 0,5%; в варианте снижения до 14% дополнительный прирост ВВП оценивается в среднем на 0,2–0,3% в год).

По сути, премьер-министр России Владимир Путин уже дал отрицательный ответ на предложение Минэкономразвития о быстром снижении налога на добавленную стоимость (НДС). На прошлой неделе он заявил, что надо «взвешенно» отнестись к вопросу «о возможном снижении НДС» и понять, насколько эффективно для экономики будет такое снижение.

Премьер прямо процитировал один из основных доводов Минфина в споре с Минэкономики, сказав о том, что налоговая нагрузка в РФ сегодня ниже, чем в Европе.

«В своем проекте бюджетной стратегии до 2023 года Минфин убедительно доказал, что налоговая нагрузка в России не является чрезмерной», – соглашается директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.

Между тем, эксперт отмечает, что доводы, которые приводит Минэкономразвития в вопросе снижения НДС, сомнительны.

«От чего у нас замедляется экономический рост? Вовсе не из-за чрезмерной налоговой нагрузки. Причины в том, что инфляция вышла из-под контроля. Поэтому для поддержания экономического роста нужно бороться именно с ней, а не пытаться снизить налоги», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............