Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/economy/2008/6/16/177820.html

Токарев призван стать Вайнштоком

Президент Дмитрий Медведев заслушал оправдания главы Транснефти Николая Токарева о срывах сроков строительства ВСТО

16 июня 2008, 19::15


Разжалобить президента ссылками на нерадивость подрядчиков не удалось. Как юрист, Дмитрий Медведев дал совет, что делать с теми, кто договора не исполняет. Как президент – дал поручение запускать проект нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) без сбоев по срокам или качеству. Глава Транснефти в итоге заверил, что все объекты первого этапа ВСТО будут введены в эксплуатацию, в соответствии с графиком, в конце следующего года.

Как сообщает РИА «Новости», президент РФ Дмитрий Медведев поручил Транснефти запускать проект нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) без сбоев по срокам или качеству.

«Нужно работать, чтобы впредь не допускать ни срывов по срокам, ни по качеству», – заявил президент в понедельник на встрече в Кремле с главой Транснефти Николаем Токаревым.

Напомним, экс-глава Транснефти Семен Вайншток не раз обещал, что работы по прокладке трубопровода будут завершены до конца 2008 года. Об этом говорил и глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Однако новый президент компании Николай Токарев уже вскоре после назначения осенью 2007 года заявил, что «на отдельных участках трассы есть отставание» на три-четыре месяца.

«Несмотря на строгую сертификацию подрядчиков, которые привлекались для реализации проекта, отдельные из них проявили, мягко говоря, несостоятельность в плане выполнения обязательств перед Транснефтью», – отмечал тогда Токарев.

Поэтому срок сдачи был перенесен на год, а Транснефть подала иск на взыскание почти 30 млрд рублей.

«С теми подрядчиками, которые не выполнили работы, надо разобраться по полной программе, предъявляя иски в судах, требуя необходимые деньги, если они были уплачены в качестве авансов», – подчеркнул президент. Он поручил «выстроить работу по завершению первого этапа ВСТО и по второму (этапу) работать таким образом, чтобы мы потом к этому не возвращались».

Критика Медведева понятна и обоснована, говорят эксперты. ВСТО – стратегически важный объект как в экономическом, так и в политическом смысле. Правда, это не помешало Транснефти исключить риски задержек строительства.

«Они начались практически с того момента, как Транснефть начала реализовывать этот проект», – говорит аналитик Собинбанка Александр Разуваев. И после смены руководства мало что изменилось, добавляет он.

Обращаясь к нынешнему главе компании, Дмитрий Медведев указал на недопустимость сбоев в проведении работ и в сдаче работ в согласованные сроки.

В свою очередь, Токарев заявил, что все объекты первого этапа ВСТО будут введены в эксплуатацию в соответствии с графиком в конце следующего года.

По его словам, в начале 2008 года был проведен анализ ситуации на ВСТО, «затем были приняты необходимые меры с учетом указаний, которые были получены на совещании в Хабаровске».

На совещании в феврале в Хабаровске Медведев поручил выяснить причины затягивания строительства.

«Темпы строительства увеличились примерно в три раза, мы перешли на прямые подряды», – сообщил Токарев.

Подрядные организации, не выполнившие своих обязательств, были отстранены от работы, и в отношении них в настоящее время поданы иски в суды, добавил он.

«Будет скорректирован сетевой график, выполнены проекты по строительству морского нефтеналивного терминала Козьмино, уже начато строительство. Все необходимые разрешительные документы получены», – сказал глава Транснефти.

В конце сентября планируется запустить в реверсном режиме 1100 километров готовой трассы от месторождения Талакан в обратном направлении до Тайшета.

«Сегодня заполнено нефтью 400 километров, практически половина трассы первого этапа будет эксплуатироваться в реверсном режиме», – добавил Токарев.

4 июня 2008 года трасса нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» перешагнула 2000-й километр. На участках Талакан – Олекминск и Алдан – Тында были сварены очередные стыки линейной части трубопровода первого пускового комплекса ВСТО. Строительство первой очереди ВСТО от Тайшета до Сковородино было начато в конце апреля 2006 года, общая протяженность трассы составляет около 2700 километров.

При этом общая протяженность нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» – свыше 4700 километров. Через него планируется поставка российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Нефтепровод пройдет по Иркутской области до границы с Бурятией к северу от озера Байкал, по Читинской и Амурской областям, республике Саха (Якутия), по Хабаровскому и Приморскому краям. Около половины трассы намечено вдоль границы с Китаем.

Текст: Наталья Журавлева