Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
22 апреля 2008, 19:21 • Экономика

Между регламентом и стандартом

Между регламентом и стандартом
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Лопатникова

В России производство продукции регулируется почти сотней тысяч ведомственных документов. Поэтому 35 союзов и ассоциаций производителей выступают за ускорение реформы технического регулирования и введение единых требований к выпускаемым товарам. Сейчас из-за долгих согласований выход нового товара на рынок занимает не меньше полутора лет, а затраты на сертификацию составляют до 10–15% инвестиционных ресурсов предприятий.

Представители 35 российских союзов и ассоциаций производителей различной продукции решили обратиться к правительству страны с просьбой ускорить принятие технических регламентов. Для этого они провели Всероссийское совещание в поддержку реформы техрегулирования.

Вывод на рынок новых товаров в России занимает до полутора лет, тогда как в Европе – от 2 до 4 месяцев

Как заявил зампред Комитета по бюджету и налогам Госдумы Геннадий Кулик, у производителя должна быть возможность свободно выпускать на рынок свои товары. Сейчас на это уходит до полутора лет, тогда как в Европе – от 2 до 4 месяцев.

Специалисты подсчитали, что ныне в России действует около 27 тыс. государственных стандартов, почти 1000 СНиПов, столько же отраслевых стандартов и технических условий.

Реформа технического регулирования предполагает заменить ведомственные бумаги на ряд регламентов с обязательными требованиями к выпускаемой продукции, ее производству, эксплуатации, хранению и утилизации. Их разработка ведется с 2003 года.

«Более 100 тыс. документов должны быть заменены несколькими сотнями техрегламентов с минимальными требованиями по безопасности», – уверен президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров.

По оценкам экспертов, за 7 лет переходного периода нужно принять около 400 законов и столько же нормативных актов.

Большинство из них будет законами прямого действия. Время вывода товара на рынок значительно сократится.

Однако сейчас процесс тормозят требования полусотни проверяющих инстанций, которые действуют по внутренним инструкциям. Геннадий Кулик выступает против такого положения вещей.

«Требования к безопасности продовольствия и лекарств должны определяться законом, а не постановлениями», – считает он.

На средства частного бизнеса разработано несколько десятков подобных законов, четыре из них Госдума уже приняла в первом чтении.

«Технические регламенты по молочной и табачной продукции Госдума будет рассматривать в мае, а по масложировой продукции и сокам – в июне», – пообещал Кулик.

Депутат поясняет, что практика подготовки закона о техническом регламенте предусматривает даже после второго чтения период рассмотрения до полугода. Если какое-либо ведомство добавляет свои предложения, то документ проходит все инстанции заново. С учетом этого депутат советует как можно скорее отправить на первое чтение еще несколько регламентов – на зерно, сахар и мясо.

Но далеко не все с восторгом смотрят на реформу. Закон о техническом регулировании от 27 декабря 2002 года разделил понятия регламента и стандарта, так что все ГОСТы должны утратить обязательный характер и применяться добровольно.

Однако реформа встретила сопротивление многих чиновников и надзорных органов, отмечает руководитель экспертного совета АССИЗ Марина Блудян, «поскольку это основной источник доходов и средство давления на бизнес».

По приведенным ею данным, в 2004 году обязательно сертифицировать нужно было 89% продукции и 11% – декларировать. Но Ростехрегулирование постоянно расширяет перечень этих товаров. Это увеличивает расходы предприятий и влияет на цены.

«Затраты на сертификацию достигают 3% совокупных издержек и 10–15% инвестиционных ресурсов предприятий», – говорит Блудян.

Поправками в закон «О техническом регулировании» введены договорные цены на услуги по обязательной сертификации, так что сейчас она обходится еще дороже.

Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский указал, что предусмотренный Минопромэнерго порядок разработки и согласования регламентов рассчитан на 9 месяцев. На деле сроки превышают два года.

«Наша организация выиграла конкурс на разработку 9 регламентов, – пояснил он. – Один был передан другому ведомству, 8 в декабре 2005 года отправлены на межведомственное согласование. Там они до сих пор и находятся».

Как следствие, на разработку технических регламентов выделено более 500 млн рублей, но за пять лет было принято всего два – о безопасности выбросов автотранспорта и о требованиях к бензинам.

Переход к техническому регулированию мог бы обеспечить общую платформу для свободной торговли российскими товарами почти с 30 странам, отметил Дмитрий Петров. Пока же затраты частного бизнеса на получение разрешений для этого составляет несколько миллиардов долларов ежегодно, а торможение реформы ежегодно обходится экономике страны в 2–3% ВВП.

Если же обратиться к стандартам, то они отвечают за качество. Подтверждать его, как полагают производители, нужно добровольно, а потребитель сам выберет, что ему покупать, тем более что старые ГОСТы не признает ни ВТО, ни ЕС.

Однако сейчас в стране идет работа и по возврату к обязательной стандартизации продукции, против чего, собственно, и направлена реформа технического регулирования.

«Если будут введены обязательные стандарты, тогда можно прекратить всякие разговоры о снижении административных барьеров для малого и среднего бизнеса, и всем реформам конец», – считает Геннадий Кулик.

Как бы то ни было, но в настоящее время готовится закон «О стандартизации», а также поправки в закон «О размещении заказов» и Налоговый кодекс. Сейчас документы находятся на начальной стадии. Как заявил на международной конференции, посвященной стандартизации как инструменту повышения конкурентоспособности российской промышленности глава Федерального агентства по техническому регулированию и стандартизации Григорий Элькин, упомянутый закон будет рассмотрен Госдумой в конце текущего года.

..............