Глеб Простаков Глеб Простаков Запад готовится перенести конфликт с Россией на море

Война с Россией на море, где США чувствуют себя более уверено, чем в сухопутных конфликтах, может всерьез рассматриваться демократами как возможность избежать выборов как таковых.

29 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Большая геополитика Орбана с «местечковым» отливом

Играя в большую геополитику, премьер Венгрии Виктор Орбан стремится добиться вполне «местечковых» целей. Но для их достижения ему понадобятся Россия, Турция, Китай и, конечно, Евросоюз. И Украина в качестве объекта.

0 комментариев
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Почему англосаксы создали культуру лжи

Выкрутив до предела ручки громкоговорителей своей информационной машины, англосаксы убедили самих себя, что это именно они до сих пор брали верх во всех мировых конфликтах. Правда, они не заметили другой процесс: в последние сто лет они стремительно теряли уважение мирового большинства.

26 комментариев
6 июня 2006, 20:30 • Экономика

Иванов поднял якорь

Государство создает судостроительный холдинг

Иванов поднял якорь
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Муравьев

Сергей Иванов рассказал о перспективах российского судостроения. Отрасль ждет консолидация по географическому признаку. Вице-премьер повторил критику в адрес «Балтийского завода» и «Северной верфи». Эксперты уверены, что Минобороны пытается сбить цену активов Межпромбанка.

Во вторник после заседания Морской коллегии министр обороны Сергей Иванов объявил журналистам, что концепция создания российского судостроительного холдинга подготовлена. Пока документ не рассматривался в органах государственной власти, уточнил вице-премьер и не стал раскрывать детали плана консолидации судостроительных активов. Министр обороны сообщил лишь, что «надводные холдинги должны быть разъединены с подводными и при создании холдингов необходимо учитывать географию России».

Происходит неконтролируемый рост цен, неграмотное и непрофессиональное заключение контрактов, не предполагающее штрафов за срыв сроков

Медлить с созданием холдингов чиновники не будут. Ранее в послании к Федеральному собранию Владимир Путин поручил ускорить процесс создания интегрированных холдингов в авиастроении и судостроении, и процесс формирования холдингов надводного и подводного судостроения активизировался. Авиация собирается под крылом «Аэрофлота». А объединение отраслевых активов будет, по всей вероятности, происходить вокруг крупнейших судостроительных заводов «Северная верфь» и «Балтийский завод», принадлежащих Объединенной промышленной корпорации (ОПК), которая управляет нефинансовыми активами Международного промышленного банка.

По неофициальной информации, интерес к заводам проявляет ФГУП Рособоронэкспорт. Но в ОПК не подтверждают факт переговоров с государственным концерном. «Концепция создания судостроительного холдинга, вероятно, включает в себя заводы «Северная верфь» и «Балтийский завод». Но они принадлежат частным акционерам. ОПК никаких концепций консолидации не получала», – сказали газете ВЗГЛЯД в Объединенной промышленной корпорации.

По мнению вице-премьера собственность активов – второстепенный вопрос. «Конечно, необходимо создавать холдинг судостроения. Я бы не стал принимать во внимание принадлежность или вид собственности», – сказал Иванов, добавив при этом, что «важно, насколько эффективен этот холдинг».

Работу нынешних собственников «Северной верфи» и «Балтийского завода» в Минобороны, похоже, считают неэффективной. По словам Сергея Иванова, Морская коллегия рассмотрела вопросы выполнения «Северной верфью» и «Балтийским заводом» гособоронзаказа по кораблестроению и «удовлетворенности состоянием дел среди членов коллегии не было». «Происходит неконтролируемый рост цен на продукцию, неграмотное и непрофессиональное заключение контрактов, не предполагающее крупных штрафов за срыв сроков и увеличение стоимости работ», – заявляет Иванов. Между тем вице-премьер объявил, что в России планируется в ближайшие годы построить десятки боевых кораблей, в том числе разместить заказы на «Северной верфи».

«Государство действительно не выдерживает сроки финансирования, а сами предприятия работают плохо, - отмечает Дмитрий Парфенов из компании «Проспект». – Пока сложно сказать, какую форму примет холдинг, скорее всего это будет АО с долей государства выше 51%. Но пока очень много вопросов к этому холдингу: какие заводы туда войдут, чем именно он будет заниматься... Заявления Иванова можно рассматривать как некие пробные шары».

Министр обороны Сергей Иванов (фото: ИТАР-ТАСС )
Министр обороны Сергей Иванов (фото: ИТАР-ТАСС )

На «Балтийском заводе» и «Северной верфи» спокойно воспринимают критику вице-премьера. «Главный итог Морской коллеги – что едва ли не впервые на самом высоком уровне, вице-премьером Сергеем Ивановым, были подняты насущные вопросы отечественного судостроения. Благодаря этому директора предприятий получили возможность доложить членам коллегии об основных проблемах отрасли, главная из которых – финансирование государственного заказа», – передала газете ВЗГЛЯД заявление гендиректора «Северной верфи» Александра Бузакова.

По словам топ-менеджера, «решение этого вопроса не терпит отлагательств, поскольку строительство современных высокотехнологичных кораблей, в том числе военных, немыслимо без стабильного и своевременного финансирования». Господин Бузаков уверен, что Морская коллегия примет меры, чтобы исправить ситуацию.

А гендиректор «Балтийского завода» Валерий Левченко говорит, что «состоявшаяся на коллегии конструктивная дискуссия вселяет уверенность, что взаимодействие государства и судостроителей уже в ближайшее время выйдет на качественно новый уровень».

Ранее «Северная верфь» жаловалась на низкий объем государственного оборонного заказа по судостроению в России в 2006 году, связывая с этим неблестящие финансовые показатели предприятия. В январе – марте 2006 года чистый убыток завода увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года в 2,3 раза – до 600,777 млн. рублей. На заводе считают выгодными только экспортные заказы, работа с внутренними заказами оказывается малоприбыльной. Общий объем заказов, выполняемых в настоящее время «Северной Верфью», превышает 2 млрд. долларов.

Но аргументы завода не убеждают Сергея Иванова. По его словам, ежегодный объем финансирования гособоронзаказа в «Северной верфи» составляет 5–7 млрд. рублей.

Эксперты уверены, что претензии Сергея Иванова к судостроительным заводам Объединенной промышленной корпорации связаны с желанием Рособоронэкспорта купить активы. «Иванов сейчас играет на понижение, пытаясь сбить цену за активы, так как Пугачев (по неофициальной информации, предприниматель Сергей Пугачев – бенефициар Межпромбанка. – Ред.) запросил за «Северную верфь» и «Балтийский завод» 1 млрд. долларов. Но, наверное, здесь обе стороны правы – и государство, обвиняющее предприятия в неэффективности, и заводы, упрекающие государство в отсутствии полноценных госзаказов», – отмечает Дмитрий Парфенов.

..............