Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
13 мая 2006, 17:00 • Экономика

Иванов призвал бюджет в армию

Иванов призвал бюджет в армию

Иванов призвал бюджет в армию
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Скворцов

На неделе состоялось первое заседание Военно-промышленной комиссии. Россия не станет совершать «ту же ошибку, что и СССР», чей бюджет был излишне милитаристским, пообещал министр обороны Сергей Иванов. Расходы на оборону не превысят 2,6-2,8% ВВП. По оценкам аналитиков, денег на перевооружение не хватит.

В 2005 году рост финансирования государственного оборонного заказа составил 27% по сравнению с 2004 годом, а в 2007 году по сравнению с 2006-м объем финансирования планируется увеличить на 28%. По словам заместителя главы комиссии – федерального министра Владислава Путилина, объем оборонного заказа на 2007 год составит 302,7 млрд. рублей.

Команда Иванова

Но даже выполнив задачу, поставленную президентом, об удвоении ВВП к 2010 году, нельзя будет сказать, что военных ассигнований достаточно

Расходы на оснащение и развитие Вооруженных сил должны составлять не менее 50% военных расходов бюджета. При этом часть средств, направляемая на закупку новой военной техники и вооружений, будет примерно на 22% больше, чем в текущем году. Также увеличатся расходы на ремонт и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Иванов подчеркивает, что сейчас основной задачей Военно-промышленной комиссии стало эффективное расходование выделяемых средств. Недофинансирование уже не может служить поводом для жалоб, говорит министр. На заседании ВПК Иванов сообщил, что, определив параметры гособоронзаказа на 2007 год, комиссия приступит к формированию государственной программы вооружений на 2007–2015 годы.

Военно-промышленная комиссия была создана марте 2006 года указом президента Владимира Путина и будет работать на постоянной основе. Комиссию возглавляет вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов. Первым заместителем председателя комиссии – министром РФ назначен Владислав Путилин.

7 мая Михаил Фрадков назначил членов комиссии, ответственных за конкретные направления в развитии военно-промышленного комплекса. В пятницу правительство формально утвердило состав комиссии. За авиастроение будет отвечать гендиректор Новосибирского авиапроизводственного объединения имени Чкалова Александр Бобрышев.

На должность ответственного за сухопутные и ракетно-космические вооруженные силы назначен гендиректор Красногорского завода имени Зверева Александр Гоев. Должность ответственного в комиссии за судостроение и флот занял вице-президент Государственного центра атомного судостроения, бывший руководитель Россудостроения Владимир Поспелов. Все они должны уволиться с прежнего места работы.

Кроме того, постоянным членом комиссии стал начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский, который будет отвечать за развитие военной науки. Также постоянно будут присутствовать на заседаниях комиссии глава Минэкономразвития Герман Греф, глава Минфина Алексей Кудрин, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, директор Департамента оборонной промышленности и высоких технологий правительства РФ, зампред аппарата правительства Игорь Боровиков и директор Административного департамента правительства Михаил Лычагин.

В число непостоянных членов комиссии вошли руководитель Роспрома Борис Алешин, советник президента России Александр Бурутин (по согласованию), директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Сергей Григоров, замдиректора Службы внешней разведки Юрий Демченко, председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин (по согласованию), руководитель Росатома Сергей Кириенко, руководитель Научно-технической службы ФСБ Николай Климашин, вице-президент РАН Николай Лаверов (по согласованию), начальник вооружения Вооруженных сил, замминистра обороны РФ Александр Московский, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров (по согласованию), руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, замминистра внутренних дел РФ Михаил Суходольский и гендиректор Рособоронэкспорта Сергей Чемезов.

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД аналитики считают, что команда, собранная под руководством Путилина, «достаточно профессиональна» и поэтому может стать «командой единомышленников». «Однако следует подчеркнуть, что сумма качеств не рождает системы», – сказал газете ВЗГЛЯД президент Академии проблем военной экономики и финансов Сергей Викулов.

Директор Института военно-политического анализа Александр Шаравин также считает, что, учитывая разнонаправленность задач, стоящих перед каждым из сотрудников Военно-промышленной комиссии, «трений и противоречий не избежать». «Конечно, по преимуществу это будут тактические споры, споры между исполнителем и заказчиком, – пояснил газете ВЗГЛЯД господин Шаравин. – Военные всегда стремятся заказать что-то новое, а оборонщики – продать то, что уже налажено, в производственный цикл».

Ассигнований недостаточно

Заместитель главы комиссии Владислав Путилин
Заместитель главы комиссии Владислав Путилин

Но, кроме тактических споров между членами комиссии, могут возникнуть расхождения в видении перспектив отрасли. По словам специалиста Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, денег для перевооружения армии при ее нынешней численности не хватает. «Новые данные по военному бюджету, одобренные Владимиром Путиным и Военно-промышленной комиссией, не меняют картины прошлых лет», – сказал Константин Макиенко газете ВЗГЛЯД.

Рост военных расходов осуществляется в развитых странах за счет роста ВВП. «Но даже выполнив задачу, поставленную президентом, об удвоении ВВП к 2010 году, нельзя будет сказать, что военных ассигнований достаточно, – отмечает Константин Макиенко. – В этом году было заказано 8 новых военных вертолетов. Если число удвоить, этого все равно будет недостаточно, чтобы переоснастить армию».

Владимир Путин в послании Федеральному собранию обратил внимание на то, что расходы на оборону в процентах к ВВП в России сопоставимы с другими ядерными державами, однако в абсолютных цифрах они в два раза меньше, чем у Франции или Великобритании. Военный бюджет США в абсолютных цифрах в 25 раз больше, чем в России.

«Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо сократить численность армии как минимум вдвое», – предлагает Константин Макиенко. Однако Александр Шаравин видит другой способ решения задачи по переоснащению армии. «Сейчас происходит оснащение армии методом батальонной переукомплектации, – рассказал господин Шаравин газете ВЗГЛЯД. – Это происходит из-за необходимости развивать сразу все направления. Переход на полковой принцип переукомплектации позволит за счет увеличения размера заказа экономить на себестоимости».

Но при полковом принципе переукомплектации может возникнуть конфликт между отраслями военной промышленности, каким из них в этом отношении отдавать приоритет. «И это будет стратегический конфликт. Но, распределяя и без того недостаточный бюджет по всем отраслям сразу, достигнуть необходимого эффекта нельзя», – уверен Александр Шаравин.

По словам Сергея Викулова, решить задачи, поставленные перед Военно-промышленной комиссией, «непросто, ведь в 1990-е годы старела не только военная, но и машиностроительная техника, кроме того, ушли из военно-промышленной отрасли уникальные специалисты». «Да, Военно-промышленная комиссия может и должна вдохнуть жизнь в отрасль, но это не может произойти по мановению волшебной палочки», – сказал специалист газете ВЗГЛЯД.

Заместитель главы комиссии Владислав Путилин признает, что рост государственного оборонного заказа в минувшем году застал производителей вооружений врасплох. Из-за неготовности предприятий в 2005 году Министерство обороны не освоило около 1 млрд. рублей.

Сложности с распределением средств между отраслями оборонной промышленности эксперты связывают с непрозрачностью военного бюджета. «В развитых странах, где военный бюджет намного превышает российский, статьи расходов расписаны настолько подробно, что даже неспециалист может понять, почему на военные нужды необходима именно такая сумма, а не другая», – подчеркивает Александр Шаравин.

С этим мнением согласен руководитель департамента политического консультирования центра «PRопаганда» Михаил Виноградов. По его словам, ситуацию можно изменить, только активизировав деятельность Общественной палаты. «Инициативы от Госдумы ждать не приходится, а политической воли со стороны президента тоже нет, – заявил Виноградов газете ВЗГЛЯД. – Так что пока единственная сила, которая может попробовать изменить ситуацию, – это Общественная палата».

..............