Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
14 апреля 2006, 16:33 • Экономика

Вьюгин накажет инсайдеров

Инсайдеров отправят в тюрьму

Вьюгин накажет инсайдеров
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Геращенко

ФСФР введет уголовную ответственность за торговлю инсайдом и манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. Глава ведомства Олег Вьюгин признает, что его «подталкивают» к принятию жестких решений. Ужесточение закона могут использовать для уничтожения неугодных компаний, переживают трейдеры.

В пятницу Олег Вьюгин рассказал, что сейчас ведомство разрабатывает два законопроекта. Один из них содержит определение и перечень полномочий ФСФР

и называется «О противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами». А второй представляет собой поправки в отдельные законы, которые будут устанавливать ответственность за инсайд.

Сейчас максимальный размер штрафа за инсайд, который предусматривает Кодекс об административных нарушениях, составляет 10 тыс. рублей

«Нас подталкивают к тому, чтобы мы вводили уголовную ответственность, и поэтому мы будем ее вводить», – обреченно заявил Олег Вьюгин на встрече с журналистами в пятницу.

На следующей неделе, по словам Вьюгина, весь пакет документов будет предъявлен на рассмотрение рабочей группы, в состав которой вошли представители ФСФР, Госдумы, ЦБ, Минфина, МЭРТ, Минюста и ряд других экспертов. Если предложения будут одобрены рабочей группой, их отправят на согласование в профильные ведомства. В мае ФСФР рассчитывает внести законопроект в правительство.

Глава ФСФР считает, что наказывать за торговлю инсайдом следует не тюремным заключением, а штрафами. «Уголовная ответственность хоть и предусмотрена в законопроекте, – сообщил Олег Вьюгин, – но над вопросом ее введения мы еще думаем».

Думать приходится еще и потому, что сейчас максимальный размер штрафа за инсайд, который предусматривает Кодекс об административных нарушениях, составляет 10 тыс. рублей. «Это потолок», – сокрушается глава ФСФР.

Этой суммы явно недостаточно, справедливо полагает Олег Вьюгин (объемы инсайдерских сделок на фондовом рынке исчисляются миллионами долларов), и штрафы должны быть больше, даже если это потребует изменения Административного кодекса.

На введении уголовной ответственности настаивает Минюст. «Законодатели нам говорят, – я не имею в виду Госдуму, я говорю о Минюсте, главном правовом управлении администрации президента, – такие штрафы нельзя делать», – пожаловался Олег Вьюгин. «И подталкивают к тому, чтобы ввести уголовную ответственность за использование инсайдерской информации», – заключил глава ФСФР.

По мнению Юлии Лазаревой, сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, прежде чем говорить об ответственности за инсайд, необходимо принять закон о самом инсайде.

«ФСФР говорит об этом уже порядка 6 лет, но нужного документа пока нет», – рассказала Юлия Лазарева газете ВЗГЛЯД.

«Сейчас защита предпринимательской деятельности осуществляется понятием «коммерческая тайна», и действует закон о коммерческой тайне. Но по определению коммерческая тайна и инсайд близки друг другу, хотя инсайд относится в большей степени к финансовым рынкам и предполагает более широкое понимание», – считает Юлия Лазарева.

Таким образом, несмотря на то что сегодня российское законодательство непосредственно не предусматривает уголовной ответственности за такое преступление, как использование инсайдерской информации, существует ряд смежных уголовных составов, с помощью которых может быть предпринята попытка уголовного преследования в данном деле.

Это статья 201 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за использование информации лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вопреки интересам организации и в целях извлечения выгоды. И статья 183 УК РФ, устанавливающая ответственность за разглашение коммерческой информации без согласия ее владельцев.

«Но важно иметь в виду, что далеко не всегда при торговле с использованием инсайдерской информации налицо противоречие интересам организации, в которой лицо выполняет управленческие функции», – отмечает директор юридического департамента компании Energy Consulting Сергей Алексеев.

Кроме того, напоминает юрист, для привлечения к уголовной ответственности необходимо собрать доказательства преступления – свидетельские показания и документы. «Сбор доказательств возможен только следственными органами, ФСФР полномочиями на проведение следственных и оперативно-разыскных мероприятий не обладает. Поэтому сбор доказательств со стороны ФСФР выглядит весьма затруднительным», – рассуждает специалист Energy Consulting.

Евгений Волков, трейдер из МДМ-Банка, сомневается, что факт использования инсайдерской информации можно будет доказать. «В конечном итоге все может обернуться так, что в России под инсайд смогут загнать что угодно», – переживает Евгений Волков.

Волноваться можно не столько о введении уголовной ответственности – это не уничтожит инсайд как явление, сколько о том, как будет использоваться новое законодательство. «Уголовным наказанием за инсайд можно будет осуществлять давление на неугодные компании, более того – способствовать их уничтожению. Особенно если не будет сохранена презумпция невиновности при рассмотрении таких дел», – сообщил Евгений Волков газете ВЗГЛЯД.

Сейчас ФСФР не располагает эффективным механизмом, который мог бы возложить ответственность за торговлю инсайдом на виновных, но введение законодательных изменений, которые предлагает Олег Вьюгин, вполне могло бы спасти ситуацию.

«Но в том, что касается использования инсайда в биржевой торговле, речь должна идти не о наказаниях, связанных с лишением правонарушителя свободы, а о финансовых санкциях, – соглашается с Олегом Вьюгиным эксперт Energy Consulting. – Однако такие санкции должны быть соразмерны стоимости недобросовестных сделок и убыткам потерпевших».

..............