Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
9 марта 2006, 20:59 • Экономика

Суд защитил нефтепровод

Верховный суд РФ защитил самый длинный нефтепровод

Суд защитил нефтепровод
@ GettyImages

Tекст: Эльдар Бадырханов

Верховный суд в четверг признал законным постановление правительства о проектировании и строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и отказал в удовлетворении жалобы ряда организаций и граждан, требовавших признать постановление незаконным. Истцы намерены обжаловать решение суда, а «Гринпис» обещал судиться с Ростехнадзором, утвердившим технико-экономическое обоснование нефтепровода.

«В удовлетворении жалобы отказать», – сказал судья, оглашая решение, подчеркнув, что в течение 10 десяти дней решение может быть обжаловано в кассационной коллегии Верховного суда.

Территория леопардов

В своей жалобе организации и граждане указывали на то, что распоряжение правительства нарушает их конституционные права

Представитель «Гринписа» Михаил Крейндлин сообщил газете ВЗГЛЯД, что «формально «Гринпис» не участвует в процессе, однако оказывает ему всяческую поддержку». «В данном случае жалобу подали институт «Экоюрис», дальневосточная организация «Экодаль» и около 10 граждан – жителей Дальнего Востока, – отметил Крейндлин. – Мы не оказывали юридической и финансовой помощи этим организациям и гражданам, нас они об этом не просили».

Напомним, 31 декабря 2004 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Документ утверждает поэтапную реализацию проекта строительства нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть». На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге. На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная.

В своей жалобе организации и граждане указывали на то, что распоряжение правительства нарушает их конституционные права, в том числе право на участие в принятии экологически значимых решений, право на благоприятную окружающую среду, а также право на участие в обсуждении проекта такого рода.

«При строительстве нефтепровода будет производиться вырубка лесов, по которым должен пройти нефтепровод, – заявила в зале суда председатель совета Дальневосточной межрегиональной экологической организации Ирина Богдан. – Мы считаем необходимым проведение государственной экологической экспертизы данного распоряжения».

Кроме того, она подчеркнула, что нефтепровод должен пройти по территории заказника, где находятся 30 особей леопардов, занесенных в Красную книгу, передает «Интерфакс».

В свою очередь ответчики по иску в лице Минпромэнерго, Ростехнадзора, Минтранса и Минприроды заявили в суде, что распоряжение основано на законе, а права заявителей по данному делу не были нарушены. После издания распоряжения у заявителей была возможность полностью реализовать свои права, тем более что решение о строительстве объекта еще не принято.

«К тому же данное распоряжение не нуждается в самостоятельной государственной экологической экспертизе», – заявила ранее в суде представитель Минприроды Елена Астахова. Представитель «Гринписа» Крейндлин, присутствовавший на суде, сказал газете ВЗГЛЯД, что, по его мнению, аргументы чиновников были крайне неубедительны, а решение суда не было беспристрастным. Он заявил, что по получении решения Верховного суда оно будет обжаловано.

Иск «Гринписа»

Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский (фото: ИТАР-ТАСС)
Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский (фото: ИТАР-ТАСС)

«Гринпис» не против самой идеи строительства нефтепровода в Азию, но считает, что маршрут ВСТО, который согласно проекту проходит в 800 м от берега Байкала, будет создавать угрозу экологии озера, пояснил Крейндлин.

«Существует альтернативный проект Сибирского отделения РАН, согласно которому нефтепровод проходил бы в долине Лены, в районе Бодайбо, а конечной точкой была бы одна из бухт в районе Находки, – рассказал эколог. – Однако Транснефть возражает, заявляя, что в таком случае нефтепровод будет длиннее, а следовательно и дороже».

«Действительно, в таком случае нефтепровод будет на 1000 км длиннее, но при этом он сможет быть в непосредственной близости от восточносибирских месторождений, – отмечает эксперт. – Ведь только с помощью восточносибирской нефти можно обеспечить наполняемость нефтепровода. Сейчас об этом предпочитают не говорить, но при существующем проекте придется строить 600 км ответвлений, чтобы обеспечить доступ в трубопровод этой нефти», – говорит Крейндлин.

Однако у государства другое мнение. Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский 6 марта своим приказом утвердил положительное заключение экспертной комиссии по государственной экологической экспертизе технико-экономического обоснования проекта строительства нефтепровода ВСТО. В четверг стало известно, что Главгосэкспертиза Росстроя планирует до конца марта завершить подготовку заключения по технико-экономическому обоснованию первого этапа нефтепровода ВСТО.

Вице-президент Транснефти Сергей Григорьев заявил «Интерфаксу», что, как только будет получено заключение Главгосэкспертизы РФ, Транснефть начнет определять этапы строительства системы, искать подрядчиков, а также определять количество привлекаемых денежных средств, необходимых на конкретном этапе.

Григорьев отметил, что, в случае если Главгосэкспертиза не утвердит бухту Перевозная в качестве конечного пункта нефтепровода, Транснефть будет искать новый пункт. «Но его несложно найти, поскольку мы выбирали из 10 вариантов», – подчеркнул он.

Экспертная комиссия в конце января подписала отрицательное заключение по экологической экспертизе технико-экономического обоснования первого этапа ВСТО. Однако Ростехнадзор продлил срок работы экспертной комиссии на 30 дней и ввел в ее состав дополнительных экспертов.

По словам эксперта комиссии Геннадия Чегасова, после подготовки новой комиссией заключения экологической экспертизы более 1/3 экспертов снова высказались за отрицательное заключение, в связи с этим комиссия была сокращена на 4 человека из числа тех, которые высказались за отрицательное заключение. Таким образом, против строительства нефтепровода проголосовали 27 человек, за – 58.

Для того чтобы заключение стало положительным, нужны «одобрительные подписи» не менее 2/3 экспертов от списочного состава. На основе этих фактов против Ростехнадзора будет в ближайшее время подан иск – на этот раз непосредственно «Гринписом», сообщил Крейндлин газете ВЗГЛЯД.

..............