Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
9 декабря 2006, 15:00 • Экономика

Откатили полбюджета

Эксперты подсчитали «откаты» чиновников

Откатили полбюджета

Tекст: Екатерина Геращенко

Недобросовестность российских закупщиков в 2006 году обойдется в 650 млрд. рублей. В такую сумму эксперты оценивают потери, связанные с непрозрачностью закупок. Прозрачными можно назвать лишь нескольких участников рынка, говорят эксперты. Потери государства от «откатов» составят около 300 млрд. рублей – более 45% от общей величины закупочных бюджетов.

Большинство закупок в России происходит по завышенным ценам, считают эксперты. Деятельность российских закупщиков была проанализирована в ходе подготовки «Рейтинга прозрачности – 2006». В нем принимали участие 250 крупнейших закупщиков и 500 поставщиков, закупщиков федерального уровня было 90. Также проводился анализ деятельности 50 регионов, 50 муниципальных закупщиков и 60 компаний в ключевых секторах экономики, включая естественные монополии.

Из-за того что закупки осуществляются по завышенным ценам, на федеральном уровне за 2006 год переплатили около 160 млрд. рублей, на региональном – 65 млрд. рублей

Рейтинг был подготовлен Национальной ассоциацией участников электронной торговли и МОД «Против коррупции» при поддержке комиссии Госдумы по противодействию коррупции, Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты.

Авторы исследования попытались определить степень прозрачности и эффективности закупок крупнейших структур государственного и корпоративного сектора. Еще одним критерием оценки закупщиков было влияние коррупции на состояние рынка.

Уровень прозрачности каждого участника оценивался по пятиуровневой шкале.

Выяснилось, что самые прозрачные закупщики – субъекты Федерации, где средний уровень определен нейтральной ценой по общей шкале. Гарантированно прозрачными региональными закупщиками оказались Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан.

Среди корпоративных закупщиков гарантированно прозрачными признаны «ЦентрТелеком» и Магнитогорский металлургический комбинат.

В остальном корпоративные закупки получили самую низкую оценку прозрачности. «Это связано главным образом с низким уровнем использования конкурентных процедур и низким качеством информирования поставщиков о проводимых закупках, процедурах конкурсных торгов и их результатах», – поясняется в исследовании.

Большинство российских компаний по-прежнему придерживаются закрытых и неконкурентных процедур даже при покупке товаров и услуг, которые не относятся к стратегическим закупкам. Поэтому системы закупок корпоративных закупщиков характеризуются низкими показателями конкуренции и большими отклонениями от рыночно обоснованных цен.

Намного ниже, на уровне базовой прозрачности, стоят федеральные органы власти и муниципальные закупщики. В соответствии со шкалой это отрицательная оценка прозрачности. И ни один представитель этого класса закупщиков не обладает гарантированной прозрачностью.

По словам авторов исследования, такая оценка говорит о наличии серьезных проблем системного характера при осуществлении закупок.

Бюджетные потери от недостатка прозрачности в деятельности закупщиков – это сотни миллиардов рублей. Из-за того что закупки осуществляются по завышенным ценам, на федеральном уровне за 2006 год переплатили около 160 млрд. рублей, на региональном – 65 млрд. рублей, а муниципальные закупки принесли ущерб местным бюджетам в 78 млрд. рублей.

Совокупные потери государственного сектора от осуществления закупок по ценам, превышающим рыночные, составляют немногим более 300 млрд. рублей.

Национальный рынок закупок в целом получил отрицательную оценку – «базовая прозрачность». Из-за недобросовестной работы закупщиков общие потери рынка к концу 2006 года составят 650 млрд. рублей. При этом потери государственных закупщиков составят около 300 млрд. рублей – более 45% от общей величины закупочных бюджетов.

..............