Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.
7 комментариевГолос церкви
Сергей Худиев vs Максим Лавров: Голос церкви
Священный Синод в своем заявлении по Украине и Крыму призвал христиан к миру и молитве, «не отождествляясь с той или иной стороной политического противостояния». Газета ВЗГЛЯД представляет точку зрения богослова Сергея Худиева и публициста Максима Лаврова на то, какова должна быть позиция церкви в период политической нестабильности.
Священный Синод в своем заявлении по Украине и Крыму призвал христиан к миру и молитве, «не отождествляясь с той или иной стороной политического противостояния». Газета ВЗГЛЯД представляет точку зрения богослова Сергея Худиева и публициста Максима Лаврова на то, какова должна быть позиция церкви в период международной политической нестабильности.
Сергей Худиев, публицист, богослов:
Сергей Худиев (Фото: foma.ru) |
Нынешний кризис побуждает вспомнить о том, что буквальный перевод греческого слова «кризис» – суд. То, что происходит, является судом Божиим, о котором сказано в Евангелии от Иоанна – люди избирают свет Христов или тьму мирских страстей; предпочитают следовать Евангелию или находят для себя что-то значительно более важное и дорогое.
Это суд и над отдельными людьми, и над религиозными общинами и их лидерами – кто-то бодрствует, мужественно твердо стоит в вере, взирая на Господа и Его святых, кто-то позволяет тьме века сего ослепить ему глаза.
В это время Русская православная церковь выступила с чрезвычайно важным заявлением, которое всем нам надо изучить и вместо ссылок на панические (и часто ложные) новости распространять в социальных сетях.
Церковь возвышается над политикой, потому что видит в человеке существо не только политическое или экономическое, но прежде всего духовное, призванное к вечной жизни.
Есть намного более важные вопросы, чем вопросы политики. Каждый из нас придет на суд Божий, или очистившись покаянием, или запятнав себя ненавистью, злобой и гордыней.
В конечном счете именно это имеет значение, а не то, как сложатся политические расклады, до которых нам всем довольно скоро уже не будет никакого дела. Более того, и на чисто земном уровне, с точки зрения временного, посюстороннего благополучия людей искреннее обращение к Богу и хранение Его заповедей – это лучшее, что можно сделать.
Желание человека пребывать в церкви определяется не его отношением к Киеву или Москве, к действиям тех или иных политиков – но его отношением к Господу нашему Иисусу Христу.
И вопрос, который ставит перед людьми текущий кризис, – это вопрос о том, что важнее – пребывание в общении с Вселенским Православием или те или иные политические и национальные страсти.
Должны ли церковные вопросы решаться – отдельными людьми или их сообществами – исходя из текущих политических соображений, или, напротив, политические соображения должны считаться второстепенными, когда речь идет о жизни Церкви? Должна ли церковь быть идеологической обслугой тех или иных политических сил, уверяя, что «Бог на их стороне», или такое прислужничество несовместимо с достоинством истинной церкви?
Это не политические вопросы, а вопросы духовные, не вопросы лояльности по отношению к тем или иным политическим силам, но вопросы верности Господу.
На шкале истории церкви нынешние волнения – это очень короткий отрезок. Церковь знает, что и это пройдет: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:17).
Максим Лавров (Фото: с личной страницы vk.com) |
Максим Лавров, публицист:
По поводу соотношения православия и церкви с политической сферой нашей жизни в массовом сознании прочно закреплены два весьма распространенных заблуждения: 1) «не мешайте церковь в политику!» и 2) желание отождествить позиции церкви и общества по политическим вопросам, точнее говоря, распространить отношение к ним Синода на весь православный народ.
О первом заблуждении мы уже писали, а теперь поговорим о расхожем среди христиан мнении, будто известное «церковь над схваткой», в частности по ситуации на Украине, – это и есть эталон поведения для всякого православного гражданина России.
И всё это под соусом тех рассуждений, что «есть намного более важные вопросы, чем вопросы политики», «границы церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами», «Русская православная церковь Московского патриархата не является национальной или государственной структурой», ну и так далее.
Вроде бы и не поспоришь ни с чем из сказанного, однако общая мысль формулируется такая, что «церковному человеку», несомненно, лучше отстраниться от острых политических противостояний. Дескать, не такова цель нашего земного бытия. О спасении души надо думать, в первую очередь, а не коллекционировать новые грехи в политической грызне.
Опять же, трудно поспорить, но нельзя не задать вопрос: а «церковный человек» – это кто? Всякий верующий и воцерковленный мирянин или исключительно представитель клира? Если второе – ноу проблем. Дело церкви – горнее. А вот по первому пункту имеются серьезные возражения.
Да. У церкви и ее паствы могут быть разные подходы к решению того или иного социально-политического вопроса. РПЦ, как часть Вселенского Православия, будет стоять за мир на Украине, не поддерживая никого из участников конфликта.
Но русский народ самоустраняться таким способом вовсе не обязан. У народа, помимо дела горнего – спасения души – есть и дела земные, порою весьма важные. Первостепенной, можно сказать, важности.
У народа имеются, например, геополитические интересы. В том числе и такие, за которые приходится воевать. И в каждом крепком обществе обязанность граждан воевать за национальные интересы страны, за ее свободу и независимость – это честь и подвиг.Да. Патриарх не мог прийти в Кремль на торжественную церемонию подписания договора с Крымом и Севастополем. Но разве это мешает нашему российскому (русскому) народу радоваться воссоединению с нашими братьями? Крым ликует и гуляет. А нам можно?
А если можно радоваться за Крым, можно ли поддерживать наших соотечественников, пытающихся сражаться за русскую Украину на ее юго-востоке? И если наш народ сегодня очевидно говорит: «мы тоже за мир, но только давайте сначала наведем в стране порядок и покончим с необандеровским шабашем, пусть покончить придется и с применением насилия» (а как иначе? вся наша жизнь – борьба!), то можно ли осуждать такой vox populi? На каком, простите, основании?
Православие народа в случае его участия в той или иной конфронтации и даже в войне заключается в том, чтобы воинам не превращаться в диких зверей. Чтобы война не оскотинивала и не приводила к тем эксцессам, к которым она, увы, зачастую приводит.
И русская армия, надо здесь отметить, всегда именно этим и славилась – будучи остервенелыми солдатами, едва ли не лучшими на планете, мы любой другой армии могли дать фору в плане своего воинского достоинства.
А вот самоустраняться от участия в судьбе страны, когда она ведет важнейшую геополитическую битву, результаты которой во многом определят будущее нашего народа, православные не имеют ни оснований, ни возможностей.
Чью позицию вы поддерживаете?
Сергей Худиев
|
|
Максим Лавров
|