Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Иллюзия быстрых решений – золотой стандарт трампизма

Указ Трампа о ценах на лекарства в США является идеальной репрезентацией его политического стиля, сводящегося к формуле громкое провозглашение радикальных изменений при тщательном избегании механизмов, которые могли бы их обеспечить.

0 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Сделать джинсы снова великими уже не получится

Джозеф Най подвел под идею «мягкой силы» прочную теоретическую базу, он увидел ее мощное разрушительное действие на геополитических противников, и он же увидел, как большая американская мечта превратилась в скромный план просто поддержать собственное физическое существование.

10 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Евробюрократия держит антиамериканский фронт, но трещит изнутри

Европейский истеблишмент строит стену между Россией и Европой, никак не считаясь при этом ни с планами Трампа, ни с волей своих собственных народов. Главный инструмент – старый добрый административный ресурс. Но его может просто-напросто не хватить.

2 комментария
3 марта 2025, 23:23 • Культура

«Анора» вернула в Голливуд хороших русских

«Анора» вернула в Голливуд хороших русских
@ Кадр из фильма "Анора"/kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

То, что американская киноакадемия вручила свои главные «Оскары» фильму «Анора», все персонажи которого «наши советские люди», хорошо вписывается в «разрядку» отношений между Россией и США, начатую при Дональде Трампе. «Анора» – это фильм про хороших русских в стране, где русских три года назад хотели отменить.

Триумф «Аноры» на «Оскаре» встретили через губу и Бесогон, и бес: критика фильма объединила его высокопревосходительство Никиту Михалкова и иностранного агента Антона Долина. Таких людей, казалось бы, не объединяет ничто, кроме родного языка и биологии организма. «Анора» смогла и это.

Правда, претензии к фильму у них разные. Первый не увидел шедевра и не понимает, почему к «Аноре» столько внимания. Второго корежит от нормализации в американском кино всего русского, а «Анора» – фильм про хороших русских. Не про «хороших русских», под которыми иностранные агенты понимают национальных предателей, а без кавычек – просто про людей, лишенных политической нагрузки.

Богато представленную в картине русскую олигархию хорошими русскими, правда, не назовешь, но ее и сами русские недолюбливают.

Прочие образы – от русской эскортницы (актриса Майки Мэдисон) до русского решалы в «спортивках» и с битой (тот самый Юра Борисов) – тоже не предел мечтаний для нации с традиционными ценностями, но в том то и фокус, что через отрицательный стереотип в героях «Аноры» проступает человечность.

Борисов не какой-то особенный русский – герой один на миллион, отринувший имперские амбиции, а просто хороший парень – естественный, как лысина.

«Почему ты не будешь меня насиловать?» – этой репликой героиня как будто загоняет в угол. «Потому что я не насильник», – отвечает Борисов, явно удивленный таким вопросом.

Таким вопросам в нынешних США удивляться не должны: три года специально подобранные люди рассказывали местным телезрителям, что русские умеют только две вещи – помимо того, чтобы насиловать, еще и убивать. Но на четвертый год второй холодной войны кинопремия «Оскар» вдруг заявляет: а русские-то, оказывается, бывают хорошими – и это для них, в общем-то, нормальное дело.

Разве что квартирный вопрос их немного испортил, но это уж как обычно.

Маргинальность проституточьей тематики в данном случае не навет: режиссер Шон Бейкер снимает фильмы только про проституток и проститутов, увещевая их не обижать. И не обидели: при шести номинациях у «Аноры» – пять побед, из них четыре – лично у Бейкера как продюсера, режиссера, сценариста и монтажера. Такой, как у него, результативности на «Оскаре» вообще ни у кого не было.

Мэдисон унесла награду за лучшую женскую роль, так что Борисов с его ролью второго плана – единственный неудачник из «аноровских» номинантов, но киноакадемию тоже можно понять, у нее свои традиционные ценности. Нашего Юру обошел их Киран Калкин, брат Маколея, сыграв в драмеди «Настоящая боль» про семейную историю Холокоста, а «Оскар» за лучшую главную роль достался Эдриену Броуди за образ пережившего Холокост архитектора («Бруталист»).

В Израиле, впрочем, довольны не будут. В качестве лучшего документального назван фильм «Другой земли нет» о насильственном переселении палестинских арабов.

Нынешний «Оскар» не хочет войны ни с евреями, ни с арабами, ни – что самое странное – с русскими. А ведь фаворитом считался отнюдь не Бейкер: победу прочили французскому мюзиклу «Эмилия Перес» про меняющего пол наркоторговца. Казалось, теперь «Оскары» только таким фильмам и дают, но транс-опера во всем уступила «Аноре», и из 13 номинаций выиграла только в двух, будто Трамп пришел и порядок навел.

Теория заговора, по которой вашингтонский обком диктует Голливуду свою волю, действительно существует. Но она вряд ли применима к реальности: когда Белый дом разгонял конфликт СССР, «Оскара» дали фильму «Москва слезам не верит», где русские не то чтобы особенно хорошие, а просто нормальные – не орки и не секта коммунистов.

Примерно о том же комедия 1966 года «Русские идут, русские идут», где советская ядерная подлодка садится на мель в американской глуши. Ей награду не дали, но сенсационно номинировали вскоре после Карибского кризиса, когда страх американцев перед Советами достигал апогея.

Иными словами, киноакадемия США гораздо чаще выступает в пику властям по русскому вопросу, и более дружелюбна к Москве, чем федеральное правительство, несмотря на то, что над Россией в американском кино никогда не светит солнце – вместо него алеют гроздья клюквы.

К «Аноре» тоже найдутся «вопросики». Например, сына русского олигарха крестил священник армянской церкви, которая к православным не относится. Но в остальном русские персонажи органичны, а рассекать по большому городу с армянином за рулем – это тоже весьма по-русски.  

Если какая-то теория заговора и может объяснить успех «Аноры» в США, то та, по которой за номинантов на «Оскар» голосуют не киноакадемики, а их секретарши – у самих академиков нет ни времени, ни желания все это смотреть. «Анора» – это реалистичная «Красотка» без Ричарда Гира и Джулии Робертс, но со всеми достоинствами оригинала и кучей своих.

Это не гениальный, не выдающийся, не экспериментальный, не визионерский, вряд ли культовый в будущем фильм. Это просто хороший фильм. Просто хорошие фильмы теперь довольно редко снимают, отсюда и весь ажиотаж.

Первая часть с щелочкой в мир порока и олигархии, где сын миллиардера женится на стриптизерше, важна для сюжета, но это худшее в нем. Магия кино начинает работать примерно тогда же, когда в кадре появляется персонаж Борисова, изначально безликий и безмолвный, но определяющий для жанра «Аноры». Это не мелодрама, это комедия с возможной (но спорной) приставкой «траги», или роуд-муви, когда антагонисты проникаются симпатией друг к другу в ходе долгой дороги.

Михалкову как мэтру большого стиля такое нравиться не может. Зритель почеловечнее подобные фильмы всегда любил, а персонажам сочувствовал.

При должном таланте (а он у Бейкера есть) это был беспроигрышный вариант в сходящей с ума Америке, где едва не признали лучшим фильмом года французский мюзикл с песнями про вагинопластику. То, что он в итоге проиграл фильму с хорошими русскими и человеческими чувствами, идеально подходит к миссии по нормализации мира, которую русские любят брать на себя.

Героиню необязательно жалеть из-за меркантильности мотивов и не такой уж кривой дороженьки, какой она бывает в ее профессии: даже сутенер похож на приличного человека. Но гуманизация нравов – это всегда плюс, если она несомненна. А она несомненна. Русский олигарх в голливудском фильме начала 2000-х непременно утопил бы такую невестку в Гудзоне, а мы заклеймили бы Америку как рассадник русофобии.

..............