Взгляд
10 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 02:29  |  vz.ru
Разделы

России нужен «план Б» для ВАДА

Дмитрий Пугаченко, журналист
Если российские спортивные власти будут продолжать кидать дротики в портрет Григория Родченкова, а политики – повторять друг за другом мантру об антироссийском заговоре, ничего хорошего нашему спорту не светит. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Для Церкви будущего нужен откат настроек

Святослав Шевченко, Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
Монаху в священном сане тратить жалование, кроме себя, не на кого, а значит, сбережения обращаются в статусные вещи этого мира. Потому, как ни скандал с «попом на джипе», так за рулем почти обязательно монах. Подробности...
Обсуждение: 52 комментария

Украинская власть ненавидит и копирует Россию

Глеб Простаков, журналист
Непростая российская «регуляторная гильотина» предполагает анализ тысяч законов на предмет выявления устаревших норм. На Украине эта же благородная инициатива приобрела вид кавалерийских наскоков на молоко, трудовые книжки и радиоточки. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

    Меланья Трамп показала рождественский интерьер Белого дома

    Первая леди США Меланья Трамп показала, как украсила к Рождеству и Новому году свою резиденцию. «Дух Америки сияет в Белом доме», – написала Меланья в своем Twitter. Длина всех гирлянд, развешанных по дому, превысила 240 метров
    Подробности...

    Россия построила свою часть автомобильного моста в Китай

    На Дальнем Востоке построили первый в России трансграничный мост – он соединил Благовещенск с китайским Хэйхэ. Подготовка к строительству шла почти 20 лет, стартовало оно в 2016 году. Тогда стоимость проекта оценивали в 19 млрд рублей
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:«Нормандская четверка» выступила за изменение законов Украины

        Главная тема


        Газовая дружба с Польшей дорого обойдется Украине

        спортивные санкции


        У сборной России появился шанс выступить на Олимпиаде в Токио под своим флагом

        9 мая 2020 года


        Зеленский проигнорировал вопрос о поездке в Москву на День Победы

        флот России


        ОСК запланировала построить серию атомных эсминцев

        Видео

        Беловежские соглашения


        Глава администрации Ельцина: Желание сохранить СССР считалось смешным

        «красивая и бесстрашная»


        «Анти-Грета» из Швеции покоряет Россию

        акции русофобов


        Антироссийские митинги в Минске выгодны Лукашенко

        Мифология Запада


        КГБ приписывают еще одно знаковое убийство

        Благородная инициатива


        Глеб Простаков: Украинская власть ненавидит и копирует Россию

        Статусные вещи


        Святослав Шевченко: Для Церкви будущего нужен откат настроек

        Признали виновной


        Дмитрий Пугаченко: России нужен «план Б» для ВАДА

        «Поздравить страну!»


        Газета ВЗГЛЯД объявляет сбор новогодних видеообращений читателей

        на ваш взгляд


        В чем причина жесткого решения ВАДА отстранить Россию от крупных международных соревнований?

        Россия потеряла абсолютно уникального творца

        Советский и российский кинорежиссер Георгий Данелия умер на 89-м году жизни от остановки сердца   4 апреля 2019, 21:05
        Фото: Игорь Зотин/ТАСС
        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Ушел Георгий Данелия, сегодняшняя потеря невосполнима. Мы одновременно потеряли истинно народного режиссера и дерзкого экспериментатора, застольного смехача и моральный авторитет, образцового гражданина и признанного учителя. Кастинг, кадр, музыка, сценарий – он был гением без слабых мест, но самым сильным его качеством была человечность.

        Когда Россия и Грузия вдруг оказались в состоянии войны друг с другом и никто не понимал, как и когда эта война закончится, кто-то из журналистов додумался позвонить Данелии. Это была не особенно умная мысль, поскольку для человека его уровня (если выражаться осторожно, это уровень «один из лучших режиссеров страны») Данелия принимал крайне мало участия в общественной и политической жизни. Точнее – вообще не принимал, так что позвонили ему только по одной причине – потому что он грузин. Позвонив же, услышали всего одну фразу: «Мне жаль, что я дожил до этого дня».

        Практически все, кто знал его, предпочли бы, чтобы Данелия жил вечно. И как один из лучших режиссеров страны (а когда-нибудь мы, возможно, решим, что лучший). И как человек, который за свою 88-летнюю жизнь никого не предал.

        С первых шагов в своей карьере он был начальником тем, кого мы называем великими. В главной роли его первого полнометражного фильма снялся Сергей Бондарчук, второго – Борис Андреев (к тому времени – дважды сталинский лауреат), третьего – Никита Михалков. Четвертый – комедия «33» – лег на полку по личному приказу Суслова. В нем у Данелии впервые сыграл Евгений Леонов и там же впервые спел про Марусеньку с белыми ногами. Так, взявшись за руки, режиссер и актер пошли к собственному величию.

        Про фильм «33» нужно знать и то, что еще до запрета копии этой ленты успели разойтись по стране и впоследствии ее часто показывали на тех экранах, которые подальше от начальства – в клубах для электромехаников и санаториях «Волна». То есть он стал самым просматриваемым в СССР советским фильмом из числа запрещенных. Ни у кого не получалось встать между Данелией и его зрителем. А когда попробовали еще раз – в случае с грустной сказкой «Слезы капали» с тем же Леоновым в главной роли – всю КПСС разворотило «перестройкой».

        Сам он никогда не пытался сделать того же в отношении коллег, хотя режиссерскую среду подчас хочется назвать «террариумом единомышленников». Когда его экранизацию Марка Твена («Совсем пропащий») отобрали для Канн поперек «Зеркала» Тарковского, он отказался предавать Тарковского.

        Несмотря на многочисленные цензурные проблемы и отличный от советской власти взгляд на жизнь, не предал и советской власти. Его друзья и коллеги перенимали на себя национализмы имперских окраин и либеральную фронду, но сам он молчал, а если спрашивали, благодарил покойный СССР за творческую жизнь.

        Он не предал ни России, ни Грузии – и граждане теперь уже двух разных стран воспринимают друг друга через призму его фильмов. О нем равно отзывались как об отце и учителе принципиальные государственники и творческая демшиза – трудно вообразить другую фигуру, по которой одинаково горевали бы Михалков и Кикабидзе.

        Данелия насмерть стоял за своих актеров, когда партийное начальство пыталось вырезать эпизоды с ними, а если приходилось выбирать между двух равных, подкидывал монету. При этом, будучи интеллигентом в лучшем значении слова, не идеализировал свою страту и отправлял Бузыкина трусцой в осеннее никуда.

        Хотя он стал только 21-м по счету лауреатом премии «Ника» «За честь и достоинство», складывается впечатление, что ее название выбирали специально под него. И вряд ли случайно никто не знает деструктивной фразы «добродетель пусть хранят дурнушки», которая в оригинале идет сразу за куплетом про «маму», восславленном в «Кин-дза-дзе» – фильме, который не похож ни на один другой.

        Впрочем, каждая вторая его картина была уникальным творческим экспериментом. Абсурдистская фантасмагория в советской провинции («33»). Комедия о жизни большого города вообще без шуток («Я шагаю по Москве»; сейчас этот фильм назвали бы «хипстерским»). Французская жизнь XIX века на холмах Грузии («Не горюй» – экранизация Клода Тилье). А нащупав собственный, ему одному свойственный жанр – что-то среднее между трагикомедией и лирической притчей, стал единственным режиссером-комедиографом СССР, любую работу которого можно было отправить на любой международный фестиваль.

        Отсутствие на его каминной полке главных кинематографических наград кажется таким же историческим казусом, как отказ в «нобелевке» за химию Менделееву и за литературу – Льву Толстому. Академические цацки всегда пролетали где-то рядом: единственная в советской истории «Золотая пальмовая ветвь» досталась учителю (Калатозову за «Летят журавли»), а самый распиаренный «Оскар» – ученику (Михалкову за «Утомленные солнцем»).

        Зато он получил гораздо большее: общенациональное признание у конфликтующих друг с другом наций, непререкаемую репутацию в глазах идеологических врагов, беспрекословный авторитет среди тех, кого называют гениями. Он был выше политики, веры и государственных границ. Он был Георгием Данелией. Три раза «ку!».

        Абсолютно непонятно, как смог он совместить в себе столь многое, часто – противоречащее друг другу.

        Абрадокса и лихого кутилу. Статус небожителя и личную порядочность. Безупречный авторский вкус и близость к простым людям. Бесконечную тягу к экспериментам и фирменный баланс сатиры и лирики.

        Он был тем, кто с мудростью патриарха рассказывал о важнейшем, и тем, кто с молодежной лихостью запускает фразочки-мемы. Ему были одинаково понятны русский сантехник-алкаш и грузинский пилот вертолета. Он по щелчку заставлял слезы капать и всего одной фразой менял установку на «Не горюй!».

        Простите, Георгий Николаевич. Сегодня не подчинимся. Они продолжают капать. 


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............