Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/culture/2015/3/23/735891.html

«Оценку этому должны дать правоохранительные органы и суд»

Постановка «Тангейзера» несколько месяцев является предметом ожесточенных споров   23 марта 2015, 17::55
Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости»
Текст: Иван Чернов, Роман Крецул

Скандал вокруг оперы «Тангейзер» вышел на новый виток. Уже прошел суд, оправдавший режиссера и директора театра, но православные активисты обратились в СК, Генпрокуратуру и к министру культуры. В то же время многие деятели культуры написали письма в защиту режиссера. А глава Минкульта Новосибирской области даже увидел в происходящем опасность «социального взрыва».

Не допустить социального взрыва

Министр культуры Новосибирской области Василий Кузин призвал урегулировать конфликт вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер» и не доводить ситуацию до социального взрыва.

Выступить с таким заявлением его побудили последние события в Новосибирске, где расколовшаяся на два лагеря общественность потребовала от властей решить вопрос в их пользу, передает ТАСС.

«Мы призываем, чтобы все возникающие в обществе напряженные вопросы решались в кругу экспертного обсуждения, – отметил Кузин. – Это полностью согласуется с направлениями государственной культурной политики, что содержательная часть искусства в первую очередь должна стать предметом обсуждения профессиональных сообществ. Не доводя до публичных акций, ведущих к социальному расслоению и ненависти».

Вопрос, касающийся скандальной постановки, задали даже пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову. Правда, он отказался говорить об этом: «Я никак не комментирую эту тему».

Ранее стало известно, что Новосибирская епархия РПЦ потребовала запретить оперу «Тангейзер», обратившись с соответствующим письмом к министру культуры России Владимиру Мединскому, в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру.

«Как известно, «творческим замыслом» режиссера-постановщика, с согласия директора театра, в новосибирскую вариацию оперы «Тангейзер» был введен персонаж Иисус Христос, проводящий годы жизни в разврате. Кроме того, в ходе представления присутствовал постер с изображением распятого Христа на фоне обнаженной женщины. Такое кощунственное обращение с образом Иисуса Христа оскорбляет религиозные чувства верующих людей, тем самым нарушает действующее законодательство Российской Федерации – часть 1 статьи 148 УК РФ «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», – говорится на сайте епархии.

Тем самым, по мнению религиозных деятелей, театр «вступил в конфликт с российским законодательством, и оценку этому должны дать правоохранительные органы и суд».

«Через средства массовой информации делается попытка навязать мысль о том, что «конфликт» будет исчерпан после того, как вышеупомянутый постер будет удален из постановки. Обращаем внимание, что православные новосибирцы и жители других регионов, их поддержавшие, не могут и не будут соглашаться с тем, в каком виде представлен образ Иисуса Христа – основателя Православной церкви – в новосибирской вариации оперы «Тангейзер», – добавили там.

В РПЦ также особо обратили внимание на то, что их позиция поддержана представителями и других традиционных религий, в частности президиумом Центрального духовного управления мусульман России и муфтием Москвы, Центрального региона и Чувашии, членом Общественной палаты Росии Альбиром Кргановым. В связи с этим приводится следующий комментарий Крганова: «Осквернение распятия, иконы, Корана, меноры и так далее – это однозначное нарушение закона, кто бы его ни совершал – уличный хулиган или известный деятель искусства».

А первый зампредседателя Духовного управления мусульман Европейской части России, член Общественной палаты России Дамир Мухетдинов и вовсе назвал скандал с «Тангейзером» вызовом не только православным, но и мусульманам, и «всем гуманистам, независимо от верований».

Глава комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты России Иосиф Дискин заявил газете ВЗГЛЯД, что самого спектакля не смотрел и не хотел бы руководствоваться известным принципом «не читал, но осуждаю».

«Моя позиция простая – люди все взрослые, если вы включаете в спектакль вещи, которые могут восприниматься как оскорбление чьих-то чувств, то, с моей точки зрения, нужно вывесить соответствующее предупреждение, – говорит Дискин. – Что в данном спектакле будет то-то и то-то. Кто не хочет – не приходите, а кого это не задевает, добро пожаловать. Вот и все. И нет предмета для конфликтов и дискуссий».

За право автора

Одновременно с новым заявлением новосибирской митрополии РПЦ многие театральные деятели, ученые, музейные работники, писатели и журналисты Новосибирска обратились к губернатору региона Владимиру Городецкому с открытым письмом в защиту создателей постановки «Тангейзер». В письме представители интеллигенции попросили руководство области оградить искусство от гонений, в том числе на религиозной почве, передает «Интерфакс».

«Творческая интеллигенция города Новосибирска чрезвычайно обеспокоена ситуацией вокруг преследования («православными активистами») произведений искусства и их создателей, в частности выставок произведений современного искусства, рок-концертов, спектаклей «Тангейзер» в театре оперы и балета, KILL в театре «Красный факел», «Песни о родине» в театре «Глобус», – говорится в обращении.

Авторы обращения просят «создать условия, при которых агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе и на религиозной почве, преследования их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными». Авторы опасаются, что «Тангейзером» дело не ограничится.

По данным «Тайга.инфо», обращение подписали порядка 50 человек, включая главного режиссера театра «Глобус» Алексея Крикливого, директора Новосибирского государственного краеведческого музея Андрея Шаповалова, доктора филологических наук, профессора НГУ Юрия Шатина, руководителя отдела прозы журнала «Сибирские огни» Виталия Сероклинова и других представителей творческой и научной интеллигенции. Добавим, что на прошлой неделе и гражданские активисты Новосибирска через приемную президента России в регионе отправили на имя Владимира Путина петицию и 48 тыс. подписей в поддержку спектакля.

На сайте Новосибирского оперного театра опубликовано обращение директора учреждения к зрителям, в котором он благодарит тех самых подписантов, которые выступили «в защиту права художника на высказывание и права театра определять свою художественную политику».

Скандал и реакция

Спектакль-опера «Тангейзер» был поставлен на сцене Новосибирского театра в декабре 2014 года. Постановку осуществил молодой режиссер Тимофей Кулябин, перенеся действие оперы в наши дни. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает Тангейзер.

Но после нескольких выступлений представители Новосибирской епархии Русской православной церкви обвинили работников театра в оскорблении религиозных чувств верующих.

После этого 24 февраля прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина. Ситуация привела к многочисленным дебатам на тему свободы и ответственности художника. Сторонники запрета постановки говорили, что это не искусство и что нельзя оскорблять чувства верующих. Им возражали, что дело не в том, хороша или плоха постановка, а в том, что, если привлекать в качестве аргумента людей в погонах, потом у этих людей могут найтись претензии к какому угодно произведению. Своей позиции, впрочем, за все время скандала никто не изменил.

10 марта новосибирский суд прекратил дело в отношении Кулябина и Мездрича в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. 13 марта прокуратура решила обжаловать это решение. 16 марта скандальный постер к опере «Тангейзер» был убран из спектакля. Но и этим, как видно сейчас, ситуация не ограничилась.

Добавим, что эксперты-религиоведы, привлеченные судом, не нашли в спектакле оскорбления христианских символов.

В защиту «Тангейзера» также выступили многие видные российские деятели культуры, в частности глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин, худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков, худрук Театра наций Евгений Миронов, худрук Гоголь-центра Кирилл Серебренников и другие.

Кроме того, руководитель Совета по правам человека при президенте России Михаил Федоров заявил, что не видит необходимости вмешательства в ситуацию правоохранительных органов.

Как заявил газете ВЗГЛЯД в понедельник худрук театра «Ленком», народный артист СССР Марк Захаров, в этой ситуации «следует довериться мнению, художественному вкусу и мастерству директора Государственного Большого театра Урина Владимира Георгиевича».

«Он тщательно исследовал режиссуру Тимофея Кулябина, этот спектакль и заключил с ним контракт на серьезную работу на большой сцене. Можно только предположить, что Урин не соответствует директорскому своему званию, но это не так. Он человек проверенный, вне сомнений, и не может в данном случае ошибиться – так, как некоторые люди, не видевшие спектакль, демонстрируют перед новосибирским театром. Я думаю, что это дело бесспорное. Жалко, что оно тянется», – сказал Захаров.

По его словам, у него вызывает беспокойство стремление некоторых граждан апеллировать к репрессивному аппарату государства в борьбе с произведениями, которые они считают вредными.

«Меня это очень печалит, – признался мэтр. – Это, наверное, часть нашей ментальности. Возможно, это те мозговые клетки, которые были искалечены во время сталинизма, ленинизма и того тяжелого исторического периода, который мы пережили».

Актер Михаил Боярский в интервью газете ВЗГЛЯД сообщил, что у него как у православного некоторые произведения вызывают неприязнь, однако он не является сторонником вмешательства государства. По мнению артиста, урегулировать подобные споры мог бы специально созданный совет в рамках сообщества деятелей культуры.

Текст: Иван Чернов, Роман Крецул